ОТЧЕТ-2011 1. Что дал эксперимент для программы развития ДОУ
В рамках ГЭП были обозначены следующие направления корректирующей программы: проектирование игрового пространства, обеспечивающего развитие детей через со-деятельность всех участников образовательного процесса; развитие взаимодействия в совместном творчестве детей, родителей, педагогов средствами театрализованных играх и досуговой деятельности. Данные направления постоянно отслеживаются, мониторинг показывает положительную динамику «точек роста» потенциалов взаимодействия детей и взрослых ( динамика по показателям взаимодействия составляет 25%, по показателям формирования взаимоотношений – 13% за год. Это достаточно высокие результаты.
Следует отметить, что отрицательная корреляция взаимодействий и взаимоотношений с эффективностью образовательного процесса по всем направлениям развития уменьшилась, а положительная – увеличилась.
Наблюдается положительная динамика качества образовательного процесса, которая составила 21% ).
2. Для перехода на новые стандарты
Педагоги ДОУ, отрабатывая свои направления развития детей и взаимодействия с родителями и педагогами, связанные с управлением качеством образования – социально-личностное, познавательно-речевое, физическое и художественно-эстетическое, обозначенное в ФГТ, принимали участие в подготовке методического пособия для воспитателей:
«Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых ФГТ». – М.: Перспектива, 2011.
В соответствии с ФГТ разработана новая модель организации предметно-развивающей среды – как интерактивная модель, позволяющая интегрировать образовательные области и направления развития детей:
Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2011. - 227 с. (рукопись в процессе публикации).
3. Для построения основной образовательной программы (ООП)
в рамках ГЭП разработаны модули по интеграции образовательных областей для образовательной программы детского сада. Вместе данные модули, как конструктор, могут быть сложены в образовательную программу в соответствии с ФГТ. По данному проекту уже заключен договор с издательством «Сфера».
4. Для развития педагогических компетенций
4.1 Проведены: семинар для воспитателей «Повышения качества образовательного процесса в ДОУ», семинар – практикум по руководству театрализованной деятельностью.
4.2 Как результат деятельности научно-методических объединений разработаны и опубликованы методические пособия:
Через инновации к качеству дошкольного образования. Методическое пособие / под ред. Н.А. Виноградовой, С.Ю. Зениной. – Часть II. – М.: МГПИ, 2011. (рукопись в процессе публикации)
Кашапова Ю.В., Федорова Л.И. Адаптация детей раннего возраста: взаимодействие детей, родителей и педагогов // Инновационные процессы в теории и практике современного отечественного дошкольного образования: Материалы Российской научно-практической конференции. – Владимир: ГОУ ВПО ВГГУ, 2010
Кашапова Ю.В., Зенина С.Ю. Интерактивные встречи в семейном клубе «Гармония» (МГПИ – Неделя науки, апрель 2011).
Васильева Е.В, Базарова Е.М. Семейный театр как средство коррекции семейных отношений (МГПИ – Неделя науки, апрель 2011).
4.3. Повысилась компетенция в области использования дистанционных форм работы с родителями и сетевому взаимодействию с партнерами по ГЭП: этому способствуют сайт ГЭП «Взаимодействие в ДОУ» и сайт детского сада.
5. Для воспитанников и родителей, учащихся ГОУ СОШ №706:
совместный проект педагогов ГОУ Детский сад № 716 и ГОУ СОШ № 706 «Вместе стало интересней», включающий мини-проекты: «Кто такие англичане?», «Где живет «ударение»?», «Город Метр: как измерить длину предметов», «Готовимся к Новому году»;
участие в международном проекте ОМЕР по образованию в целях устойчивого развития личности ребенка дошкольного возраста;
конкурс детско-родительских проектов «Маленький исследователь» («Тропою художников», «Путешествие маленького Москвича», «История пожарной службы»);
конкурс «Солнечный зайчик» («Серебряный бор»);
Неделя театра : театрализация сказок, придуманных детьми; детско-родительские проекты «Играем в театр»; викторина; дефиле костюмов, изготовленных детьми, родителями и педагогами из бросового материала; школьный театр – детям детского сада.
6. Для развития системы образования округа, города
Для развития системы дошкольного образования:
Виноградова Н.А., Боровикова Е.В. Инновационная деятельность – средство повышения качества дошкольного образования // Инновационные процессы в теории и практике современного отечественного дошкольного образования: Материалы Российской научно-практической конференции. – Владимир: ГОУ ВПО ВГГУ, 2010.
Маринюк А.А. Микляева Н.В. Пасальская Т.В. Скуратова К.В. Детский сад в Интернете. Методическое пособие. - М.: Перспектива, 2011.
Перспективы ГЭП «Управление качеством взаимодействия детей, педагогов и родителей» в 2011 – 2012 уч. году
- Отработка и описание инструментария для отслеживания качества взаимодействия детей, родителей и педагогов.
- Мотивация и активизация детей, родителей и педагогов к участию в исследовательской и проектной деятельности (методические рекомендации).
- Оказание психолого-педагогической поддержки родителям через функционирование семейного клуба «Гармония» (обобщение опыта работы).
- Разработка и внедрение новых подходов к взаимодействию ДОУ и начальной школы для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием (совместная проектная деятельность).
- Проведение мониторинга удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
- Осуществление сотрудничества в условиях сетевого взаимодействия экспериментальных площадок, обеспечивающих экспериментальную отработку и распространение в массовую практику новых моделей и технологий дошкольного образования.