Требования к авторской программе
| |
461119 | Дата: Суббота, 09.10.2010, 14:14 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Нормативно-правовой аспект В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2). Содержание дополнительных образовательных программ Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона. Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; - соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); - направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной); - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении); быть направлено на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья ребенка; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Структура программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей 1. На титульном листе рекомендуется указывать: - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы; - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; - год разработки дополнительной образовательной программы. 2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: - направленность дополнительной образовательной программы; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи дополнительной образовательной программы; - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); - рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. 6. Список использованной литературы.
|
|
| |
461119 | Дата: Суббота, 09.10.2010, 14:20 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| Утверждены на заседании Научно методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей Пояснительная записка – основная часть программы, излагать надо придерживаясь пунктов. Объем - 4-6 страниц. Цель должна быть четкая, краткая и одна. Цель – основной заранее предполагаемый проектируемый результат учебного процесса. Целью может быть: обучение какому- либо виду деятельности (бисероплетению, вышивке и т. д.; развитие личностных качеств через обучение (творческих способностей, фантазии, самостоятельности через обучение…), общепедагогические цели (нравственное воспитание личности, формирование мировоззрения, сплочение коллектива в процессе изучения какого-либо предмета). Обязательно соответствие цели и конечного результата. Задача – конкретизация цели, пути её достижения, т.е. что необходимо сделать, чтобы достичь цели. Задачи- научить, привить и т.д., но конкретные и относящиеся к предмету изучения. Связанное с условиями и задачами содержание образовательных программ должно быть направлено на: – создание условий для развития личности ребенка; – развитие мотивации личности к познанию и творчеству; – обеспечение эмоционального благополучия ребенка; – приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; – профилактику асоциального поведения; – создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; – интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; – укрепление психического и физического здоровья; – взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Содержание дополнительной образовательной программы В этом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Первая тема тематического плана «Вводное занятие» включает, как правило: знакомство с коллективом, правила техники безопасности, обсуждение плана работы учебной группы на год, знакомство с историей предмета. Как правило, для учебных групп декоративно-прикладного профиля второй темой является «Инструменты и материалы». Раскрывая каждую тему, необходимо указать какие теоретические знания и практические навыки получают учащиеся. Следует не только описывать, ЧТО из этой темы педагог дает учащимся, но и КАК, по какой методике, что выполняют сами учащиеся. Последняя тема «Итоговое занятие» может включать: обсуждение результатов за год и планы на следующий учебный год, подготовку и проведение итогового выступления или концерта. Если предполагается проведение в течение года клубных дней, огоньков, викторин, посещение выставок, музеев, участие в конкурсах, то все это необходимо внести в тематический план и подробнее раскрыть в основной части. Учебно – тематический план и логика его построения отражает основные задачи и цели. Должен содержать перечень тем, изучаемых в течение года с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий, а также сроки их проведения. Если программа составлена более чем на один год, то должен быть тематический план для каждого года, а все предыдущие разделы программы могут быть общими. При учебной нагрузке 4 часа в неделю, общее количество часов в плане – 144, при 6 часах – 216. Из расчета 36 недель. Фактически 38 рабочих недель. На дополнительных часах проводят вводные и итоговые занятия, экскурсии, не входящие в учебный материал. На теоретические занятия отводится меньше времени, чем на практические. Названия тем должны быть четко сформулированы и соответствовать учебному материалу, нельзя писать развивать или формировать. Даты не писать. Условия для реализации программ Следует перечислить, что педагогу необходимо для организации учебного процесса. Предложить варианты оборудования классов и помещений. Описать используемые дидактические и методические материалы. Перечислить все необходимое, что понадобится для выполнения каждой задачи программы. Обозначить, если есть необходимость, с какими другими учебными группами или организациями потребуется наладить сотрудничество, для реализации программы. Формы – игра, групповые или индивидуальные, экскурсии и др. Режим работы – сколько часов и сколько раз в неделю ( не более 6 часов, 3 раза в неделю по 2 часа), продолжительность каждого занятия, структура и организация занятия, время на организационные моменты, повторение, перерыв, физкультминутки, проветривания и т. д. В данном разделе необходимо дать вводную характеристику предмета, раскрыть предшествующий опыт преподавания данной дисциплины. Показать связь предполагаемой программы с уже существующими по данному направлению. Раскрыть её особенности, новизну. Далее следует раскрыть формы и методы проведения занятий с указанием нововведений (если таковые имеются) в обучении. Раскрывая каждую тему, необходимо указать какие теоретические знания и практические навыки получают учащиеся. Следует не только описывать, ЧТО из этой темы педагог дает учащимся, но и КАК, по какой методике, что выполняют сами учащиеся. Если количество детей в группе меньше, чем 13-15 человек, то провести психолого- педагогическое обоснование численности детей в группе. Если предполагается формирование смешанных по возрасту групп, то необходимо объяснить разницу в методике подачи изучаемого предмета для учащихся разного возраста (например, в учебной группе «Художественная вышивка» при изучении темы «Гладь» для учащихся младшего возраста данный вид вышивки применяется на более простых готовых изделиях: салфетки, прихватки, а для старшего – на более сложных: фартук, блузка и т. д.). Или возможно составление отдельных тематических планов для младшего и старшего возраста. Дети должны быть связаны общей деятельностью и общим результатом. Критерии оценки результатов обучения В этом разделе необходимо указать, что учащиеся должны знать и уметь по окончании данного курса. Содержание того, что они должны ЗНАТЬ определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, а УМЕТЬ – с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерий оценки результатов. Следует также указать, в какой форме будет происходить аттестация (конкурс, тестирование, соревнование, экзамен, зачет и т.д.), получат ли учащиеся сертификат или удостоверение об окончании данного курса.
|
|
| |
|