Методика диагностики дизайнерских способностей дошкольников
| |
461119 | Дата: Четверг, 01.10.2009, 21:25 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| 1. Ассоциативный тест Цель: Выявить знание о цветовых оттенках и состоянии цветоразличения (по Башаевой Т.В.) Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно- белом изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет. Проводится индивидуально. Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета |Горох |Морковь |Виктория |Паук в паутине | |Цыпленок |Снеговик |Виноград |Солнце | |Капуста |Ласточка |Бананы |Свекла | Количественный анализ: (3)б высокий уровень: не допустил не одной ошибки (2)б средний: допустил 1-2 ошибки (1)б низкий: допустил более 2-х ошибок.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 01.10.2009, 21:26 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| 2. Тест цветоразличия Цель: Выявить знания о насыщенности о цвета, светлоте тона (по Чередняковой Т.В.) Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по светлоте. Задание: 1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого ( берем 2 цвета – зеленый и красный). 2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков). Количественный анализ: (3)б высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, светлоте тона: не допустил ошибок при выполнении задания (2)б средний уровень: допустили 1-2 ошибки (1)б низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 01.10.2009, 21:26 | Сообщение # 3 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| 3. Выявление знаний о форме Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге (по Падалко А.Е.) Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшения тарелки (аппликация из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы сочетались друг с другом цвета. Вопросы для анализа по окончании работы: • Какие геометрические формы использовали? • Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)? Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)? • Сочетаются ли цвета? Уровни знаний детей: Низкий (1б): дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита. Средний (2б): дети знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют. Высокий (3б): дети вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 01.10.2009, 21:27 | Сообщение # 4 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| 4. Выявление элементов технической эстетики Цель: Выявление элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает внимание. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся? 2. Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы? 3. Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему ? 4. Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему? Могут быть выделены 3 уровня (3) высокий: ребенок обращает внимание на пользу, приносимую предметами, удобство в пользовании, отмечают красоту формы. (2) средний: ребенок отмечает только красоту предметов, обосновывая тем, что они просто нравятся. (1) низкий: ребенок не обосновывает свои ответы, не понимает пользы предметов, удобства и красоты.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 01.10.2009, 21:27 | Сообщение # 5 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| 5. «Дизайн детской мебели» Цель: Выявление способности детей к дизайнерской деятельности, созданию воображаемого образа предмета Задание: спроецировать и нарисовать мебель будущего, такую, какой сейчас не существует, но она появится в будущем (ее пока не придумали). Инструкция: «Создайте такой предмет мебели (стол, кровать, шкаф и т.д.), которая была бы очень полезна, но в то же время и красива». Особенность данного задания состоит в проецировании воображения в будущее, опережение событий, то есть в создании иных внутренних условий для функционирования творческого мышления у ребенка. Задание оценивается по 3-х бальной системе, по следующим показателям: -целесообразность (способность взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели, контроль и коррекция своих действий), -рациональность (выбор наиболее выгодных, экономичных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения, возможность практического применения продукта творческой деятельности), -новизна и оригинальность (продуктивные способы деятельности, не шаблонность, использование нестандартных форм, методов способов решения задачи), -доработанность (законченность форм, реализация замысла, эмоциональное удовлетворение от творческой деятельности). Уровни: Низкий: 1-4 балла Средний: 5-8 баллов Высокий: 9-12 баллов
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 01.10.2009, 21:28 | Сообщение # 6 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| 6. Выявление чувства стиля «Чайный сервиз» Цель: Выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем(Малиновская) Задание: подобрать к данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они подходили по форме, цвету и орнаменту. Работа оценивается по 3-х бальной системе. Уровни знаний детей: Низкий (1)б: не понимают художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту. Интуиция в этом направлении не развита. Средний (2)б: частично устанавливают связь между предметами. Сочетают предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по орнаменту, так как интуитивно чувствуют принадлежность предмета к ансамблю. Высокий (3)б: легко определяют принадлежности предметов, выражающиеся в сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяют общие черты, обосновывая то или иное сочетание.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 01.10.2009, 21:29 | Сообщение # 7 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| 7.Дорисуй фигуры Цель: Выявить уровень представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа(Головина Т.Н.) Задание: даются 3 бланка (21*30) и предлагают дорисовать на них фигуры (квадраты, круги, стрекозы, рыбы). Подчеркивают, что все квадраты(круги, стрекозы, рыбы) одинаковые. Оценка результатов: Высокий уровень (3)б: дети понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры. Средний уровень (2)б: дети понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке. Низкий уровень (1)б: уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые изменения ее формы, не понимание принципа работы. Итого: Низкий уровень: 1-7 баллов Средний уровень: 8-14 баллов Высокий уровень: 15-21балл Характеристика уровней: Высокий: не допускает ошибок в определении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона. Вполне сознательно выделяет свойства формы и цвета, правильно сочетает их в композиции, обосновывая то или иное сочетание. Понимает пользу предметов, удобство, красоту. При выполнении творческих заданий замысел полностью адекватен задаче, цель реализовывает, изобретение характеризуется единством пользы и красоты, многофункциональность деталей. Использует оригинальные методы, выразительные средства. Легко определяет принадлежность объекта к ансамблю, понимает художественные особенности предметов, выражающихся в сочетании цвета, формы, орнамента. Чувствует симметричность в предмете и не нарушает ее. Эмоционально удовлетворен работой. Средний: допускают 1-2 ошибки при различении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона, знают геометрические фигуры, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют при изготовлении изделий. При оценке предметов отмечают только красоту, обосновывая лишь тем, что просто нравится. При выполнении творческих заданий замысел сопоставляет с задачей, но не всегда способен контролировать свою деятельность по ее выполнению. Детали изобретения хотя и не удобны, некрасивы, но полезны. В изобретении использует стандарты, воссоздающие формы, но с привнесением новых элементов. Частично устанавливает связь между предметами, объединенными стилевым единством, сочетает предметы по одному признаку (цвет, форма, орнамент). Иногда допускает небольшую асимметрию в рисунке. Недостаточная эмоциональная удовлетворенность. Низкий: допускает более 2-х ошибок при различении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона. Хотя и знают геометрические фигуры, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора. Интуиция в этом направлении не развита. При оценки предметов не видит пользы, красоты, удобства. При создании творческих работ нет целостности замысла, недостаточен контроль и коррекция своих действий. Детали в изображении бесполезны, неудобны, излишни. Отсутствует красота, гармоничность в изображении. Использует стандартные формы, отсутствует стремление к поиску новых решений. Не понимает художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбирает предмет случайно, не сочетая ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту, интуиция в этом направлении не развита. Работа чаще незакончена по форме и замыслу. При дорисовывании фигур наблюдаются грубые изменения ее формы, нарушение контуров.
|
|
| |
|