Взаимодействие в ДОУВоскресенье, 18.11.2018, 06:32

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Семинар 17 марта 2010г. - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Переписка с научным руководителем » ЦРР-Д/С № 14 » Семинар 17 марта 2010г. (Важность психологического сопровождения педагога)
Семинар 17 марта 2010г.
ЕленаДата: Вторник, 16.03.2010, 10:46 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
На сегодняшний день можно уверенно говорить о том, что в развитии ребенка дошкольного возраста приоритет зачастую отдается развитию интеллектуальной сферы. Проблемы социально-эмоционального развития отводятся на второй план, а иногда и вообще игнорируются участниками воспитательно-образоватнельного процесса. Часто можно наблюдать такую ситуацию: сообразительный и смышленый ребенок замкнут и неразговорчив, или не по годам интеллектуально развитый дошкольник капризен, обидчив, задирист и агрессивен. Очевидно, что в дальнейшем успешное личностное, в том числе интеллектуальное, развитие таких детей возможно, если своевременно обратить внимание на процесс формирования их эмоций.
Наш детский сад в этом вопросе, к сожалению, не стал счастливым исключением. В результате проведенного психологической службой анализа уровня социально-эмоционального развития детей было выявлено, что у 45,5% дошкольников в той или иной мере присутствуют следующие особенности: повышенная возбудимость, конфликтность, жестокость, агрессия, негативизм, эмоциональная холодность, отчуждение, тревожность, мнительность и другое.
Запланированная работа с детьми по развитию социально-эмоциональной компетентности включала в себя: проведение цикла занятий, способствующих развитию социальной направленности потребностей и мотивов, произвольности эмоциональной функции; беседы; релаксационные сеансы; занятия с элементами арт-терапии. Итоговая диагностика показала положительную динамику снижения нежелательных проявлений, мешающих социализации дошкольников до 23%, при этом следует учесть, что у 9% дошкольников сохранились высокие показатели по агрессивности, тревожности.
Промежуточная диагностика следующего учебного года констатировала некоторый возврат к исходным результатам - 32%.
Разбор причин, не позволяющих получить устойчивый результат, подвел нас к необходимости более детального анализа личности педагога. В проведенной диагностике рассматривались: личностные черты педагога (16-факторный опросник Кетелла), самооценка личности, удовлетворенность своим трудом, проявления симптомов эмоционального выгорания (диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко), способность педагога к эмпатии, оценка профессиональной направленности личности.
Результаты диагностики показали, что в целом, по коллективу детского сада наблюдается преобладание завышенной либо заниженной самооценки (55% чел.); повышенный уровень тревожности (58%), радикализма (67%); сниженные показатели по чувствительности (33%) и самоконтролю (42%). Уровень психологического дискомфорта в коллективе повышен и составляет 43%. Удовлетворенность своей работой только у 60% сотрудников, кроме того, коллектив неоднороден по психотипам (психогеометрический тест) проценты по каждому типу распределились примерно поровну. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
Полученные результаты явно указывали на необходимость систематической и комплексной работы с педагогами в развитии социально-эмоциональной сферы. Мы полагаем, что психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоциональной нестабильности должна стать приоритетной линией в работе психолога с педагогом – это некая основа, над которой потом могут вырастать другие компоненты работы, к примеру, помощь в организации личностно-ориентированного воспитания и обучения, психологическое просвещение и др.
Такая комплексная работа ведется в нашем детском саду в течение последних двух лет. Она включает в себя не только работу над эмоциональным состоянием и чувствами педагога, но и направлена на совершенствование самосознания педагога посредством формирования образа Я-профессионал.

Хотелось бы отметить, что при всей очевидной необходимости этой работы, первое время педагоги принимали участие в наших мероприятиях весьма пассивно, относя их к бесполезному времяпровождению. Позже, в индивидуальных беседах, многие из них говорили о неумении правильно определять и формулировать свои проблемы, о неверии, что ситуацию можно изменить, о боязни оказаться непонятым, о страхе публично говорить, о своих переживаниях. И все-таки, не сразу, но нам удалось переломить ситуацию. Сейчас у большинства воспитателей нашего детского сада сформирована потребность в самопознании и самосовершенствовании.
Промежуточная диагностика показала следующие результаты. Уровень неадекватной самооценки снизился на 12% и составил 43%. Так же положительная динамика наблюдается и в отношении тревожности воспитателей, выраженность которой снизилась в целом по коллективу на 18% . Уровень психологического дискомфорта снизился на 16 % и составил 17%. Возросла и удовлетворенность педагогов своим трудом, которая составила 72 %, что на 11% больше, чем в начале исследования. Многие педагоги отметили у себя улучшение общего эмоционального состояния, повышение жизненного тонуса.
Также хочется отметить благоприятные изменения во взаимоотношениях педагогов с детьми: воспитатели стали чаще хвалить и поощрять детей, реже давать негативную оценку деятельности ребенка, легче ориентируются в эмоциональных состояниях детей и правильно реагируют на них. В целом, все это позволяет улучшить микроклимат в группе и более успешно решать воспитательно-образовательные задачи.
Полученные результаты дают нам повод на оптимистичные прогнозы в развитии социально-эмоциональной компетентности дошкольников и педагогов. Надеемся, что выбранная нами тактика позволит более профессионально подходить к вопросам развития дошкольника.

 
Форум » Переписка с научным руководителем » ЦРР-Д/С № 14 » Семинар 17 марта 2010г. (Важность психологического сопровождения педагога)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018