Взаимодействие в ДОУПятница, 26.04.2024, 15:14

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Этнопедагогическая гостиная - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 2079 » Этнопедагогическая гостиная
Этнопедагогическая гостиная
461119Дата: Среда, 11.11.2009, 20:11 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Этнопедагогическая гостиная или Этнопедагогический подход
к формированию родительской компетентности

Г.А.Лебедева

В 90-е годы XX века возрождение отечественных традиций воспитания детей происходило в очень сложных социально-экономических условиях, поэтому и в практике, и в ее теоретическом осмыслении мы привыкли к «дискурсу дефицита». Но сейчас, хотя эти проблемы никак нельзя считать полностью решенными, актуальным становится «дискурс изобилия». Психолого-педагогические, социальные службы (а также сами родители) располагают уже не только талонами на питание, а знаниями и навыками, которыми готовы поделиться, уже не для того, чтобы просто продолжалось существование семьи, а для того, чтобы ее жизнь обретала более высокое качество. Между тем, этнопедагогический подход к формированию родительской компетентности дает семьям возможность из простой «ячейки общества» стать реальной социальной силой. Во-первых, он возвращает семье ответственность за воспитание детей, за их психологическое и духовное развитие, которая на протяжении нескольких десятилетий официально принадлежала государству. Более того, понимание ответственности приходит к семье не «указанием сверху», а вместе с практическими средствами – знаниями, умениями и навыками – для ее реализации.
Из опыта многолетний опыт работы с семьями и детьми, можно перечислить некоторые постоянно повторяющиеся жалобы родителей на трудности воспитания детей. Вот некоторые из них:
• Ребенок не складывает вещи и игрушки на место
• Ребенка не заставить заправлять постель
• Если прохудилась одежда, то современные дети не умеют или не хотят ее отремонтировать, более того – вошла в моду одежда, на которой специально делают дырки различной «красоты»
• Надо ли ребенка носить на руках, а вдруг он привыкнет, и потом не отучишь...
• Ребенка не заставить помыть посуду…
• Не допроситься убирать за собой со стола…
• До какого времени кормить ребенка грудью?…
• Зачем петь ребенку колыбельную, ведь он спит и ничего не слышит!…
• До года с ребенком не интересно, вот когда заговорит, тогда будем с ним общаться!
• Как и когда наказывать ребенка.
• Одного родителя ребенок слушается, а другого – нет!
• Что делать, если чужой ребенок дерется на площадке? Учить давать «сдачи» или нет?
• До какого времени пользоваться памперсами? Вредно ли это или ничего особенного?
Мы сделаем попытку ответить на некоторые из этих вопросов, используя этнопедагогический подход.
В народной педагогике на все вопросы по воспитанию детей были простые и ясные ответы. К моменту создания семьи у молодых (еще жениха и невесты) уже были сформированы четкие представления о мире в котором они живут, о своем месте в этом мире и о той ответственности, которая на них ляжет с рождением ребенка. А наши предки, молодые (по настоящим понятиям) будущие мамы и папы 16-17- 20 лет, четко знали: из какой коробочки взять ответ на любой вопрос и за какую ниточку потянуть, чтобы распутать любой узелок. Такая ниточка, за которую надо потянуть, чтобы в голове все встало на свое место, и получить ответы на разные вопросы – это многовековой опыт предков и возраст ребенка. Приведем примеры.
«До какого времени кормить ребенка грудью?» – такой вопрос часто задают молодые родители.
Некоторые современные мамы рано отнимают ребенка от груди, чтобы фигуру не испортить, а другие дают ребенку грудь, как можно дольше, до 2-3 лет, надеясь этим укрепить иммунитет ребенка. В народной педагогике ответ однозначный, ребенка кормили грудью примерно до года, потом в семье совершался обряд отнимания ребенка от груди. Мама перевязывала грудь и с поклоном подносила ребенку хлеб и соль. Так малыш вступал в свой первый самостоятельный год жизни на своих ногах и познакомившись с хлебом-солью.
Отдельно хочется сказать, что совершенно вышли из обихода у современной мамы колыбельные песни. В лучшем случае, мама поставит кассету с музыкой или ребенок, если ему повезет, услышит их в детском саду. Но это не часто происходит. Уже выросли целые поколения людей без колыбельных песен.
Почему же наши бабушки веками из поколения в поколения бережно перепевали колыбельные своим детям, а девочки, будущие мамы, уже к 7-8 годам их знали практически все наизусть. Какое же особое знание было у наших предках о колыбельных песнях? До рождения ребенок находится в целостном замкнутом пространстве материнского лона и чувствует там себя в безопасности. После рождения при кормлении малыша грудью, напеванию колыбельных песен и пестовании ребеночка на руках моделируется, повторяются то безопасное пространство, из которого ребеночек пришел, и мир ребенком воспринимается доброжелательным, безопасным. Одновременно с этим через колыбельные песни в самом раннем возрасте ребенок получает целостное представление о том мире, в который он пришел. Не понимая и не разделяя слов, ребенок получал мысле-образ, который транслировала мама: «Мир целостен и безопасен. Мы тебя ждали и очень любим. Ты для нас ценен! Расти нам на радость!» Вот такое послание ребенок получал через колыбельные песни. Это закладывало прочную основу для физического и душевного здоровья.
Современные дети, лишенные колыбельных песен, представление о мире получают хаотичное и разрозненное. Не успевают наслушаться слов любви. Не успевают поверить, что их ждали и что они представляют самую большую ценность. В школе у детей происходит знакомство с научной картиной мира. А во взрослом возрасте у людей есть возможность познакомиться с различными концепциями устроения мира, которые могут остаться умозрительными и не стать своими, родными. И человек будет прикладывать много усилий для поиска чего-то очень важного, трудноуловимого, смутно осознаваемого, так как в душе у каждого человека заложено имплицитное стремление к целостности, желанию любить и быть любимым.

 
461119Дата: Среда, 11.11.2009, 20:11 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Еще один простой вопрос, который беспокоит родителей: «Как приучить ребенка к самостоятельности и надо ли его брать на руки. Не избалуем ли мы его?»
Современные родители очень хотят видеть своего ребенка самостоятельным и решают это просто и однозначно - волевым решением: нечего ребенка к рукам приучать, пусть будет самостоятельным. И очень редко берут ребенка на руки.
И снова это шаг не в ту сторону! В народной педагогике есть красивое слово «пестовать». Многие уже не могут расшифровать значение этого слова. На самом деле – это держать, носить на руках (пясть – ладонь с пятью пальцами, рука). В народной педагогике, выверенной веками, пестовали ребеночка почти до года. Пестовать – это не просто носить на руках – это целая наука. Пестовать – это значит общаться с ребенком, держа его на руках, используя большое количество коротких стихов от 2 до 10 строк пестушек, потешек, сказок и колыбельных. Здесь и пальчиковые игры, и массаж головы и всего тела, игры на знакомство с ручками, ножками, глазками и прочим богатством. Очень долго мама ребеночка, как клубочек, не спускала с рук.
И вот только вдоволь побыв на материнских руках, а также на руках братьев, сестер и родственников, малыш с превеликим удовольствием спускался на пол и отстаивал свое право на самостоятельность. Если же ребенку не дать этого в свое время, то он будет капризничать и стремиться забраться на руки. На пол просятся от избытка, а на руки просятся от недостатка ТЕПЛА и ЛАСКИ.
Совершенно особенный момент о том, «как приучить ребеночка к порядку, заставить его складывать игрушки и вещи на место». Ответ очень прост: этот порядок должен быть и в жизненном пространстве родителей.
Не имея строгих научных и психологических знаний, раньше родители и родственники знали простую истину: ребеночек научится тому, что увидит. Он как маленькое зеркало отражает и впитывает все, что его окружает. В традиционной культуре пространство дома хоть и не имело границ и перегородок, но у каждого предмета и у каждого человека было четкое и определенное место. Главным в доме был красный угол, в котором висела икона, обрамленная узорным полотенцем. Лавки стояли у стен, рядом с ними стоял стол. Стол всегда стоял посередине дома -и у всех за столом было определенное место. До 6-7 лет дети не сидели за общим столом, ели с бабушкой у печки. Правый угол от входа был мужским, а левый, у печки, был женский. Даже у каждой плошки, миски и ложки было свое определенное место. И ребеночек, попадая в такое структурированное пространство, очень быстро научался ориентироваться, и порядок впитывал, практически, с материнским молоком. И когда он подрастал, и у него появлялись свои игрушки, он также разумно и спокойно определял им свое место. И так во всем.
Современным родителям и в голову не приходит, что им приходится преодолевать трудности, которые они сами и создают. Это не значит, что надо в своем быту раз и навсегда определить вещам определенное место и больше их не сдвигать ни под каким предлогом. Нет, в вопросе привития детям аккуратности надо идти от понимания того, что ребенок от природы внимателен и пластичен и нельзя с ребенка требовать чистоты и порядка, не показав ему при этом реальный практический собственный пример.
Хочу привести пример из практической работы с семьей на дому: У молодой мамы двое детей, мальчик 4 года и девочка 1,5 лет. Во время дневного сна малышка намочила трусики. Обычное явление. И каково же было мое удивление, когда она, практически не проснувшись до конца, сползла с кроватки, почти сонная дошла до шкафа, открыла его и взяла с полочки сухие трусики. Мама рассмеялась со словами: «Не удивляйтесь, это у нас наследственное. Я тоже такая была. Я сама хорошо помню сундук своей бабушки, из которого она могла с закрытыми глазами достать любую вещь».
На самом деле Этнопедагогический подход к формированию родительской компетентности и знакомство будущих родителей с педагогическим опытом своего народа поможет современным родителям находить ответы на многие вопросы по воспитанию своих детей. Это научно-технический прогресс стремительно развивается, а человеческая природа меняется медленно. Поэтому не стоит удивляться тому, что в начале 21 века мы обращаемся к глубоким знаниям и используем этнопедагогический подход в работе с детьми и родителями. Эти знания и по сей день не утратили своей актуальности.
Более того, знакомство с культурой своего народа поможет современным родителям не только избежать ошибок в воспитании детей, но так же будет способствовать развитию у взрослых и детей такого качества, как толерантность. Только знание культуры своего народа помогает нам быть понимающими, терпимыми и принимающими всего другого (возраста, пола, обычаев, традиций и вероисповедания).
 
461119Дата: Понедельник, 10.10.2011, 15:20 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Сценарий совместного праздника для детей младшей и подготовительной групп и их родителей «8 июля - День семьи, любви и верности»

Автор сценария: Северина Ольга Владимировна, воспитатель детского сада №31 г. Лесосибирска, Красноярского края.
Цель:

Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Во время праздника создать атмосферу эмоционального комфорта.
Украшение зала:

Воздушные шары, игрушки, букет ромашек, открытки в форме ромашек.
Предварительная работа:

Проведение беседы о празднике, изготовление открыток-ромашек для родных, родителей, повторение песен, сказки «Репка», разучивание стихотворений о семье, разучивание пальчиковой игры «Семья», подвижной игры «Гусеница». Рассматривание семейных фотографий. Зарисовка «Портрет семьи». Изготовление приглашений для родителей.
Ход собрания:

Ведущая: Добрый вечер наши милые родители, дети. Как приятно видеть вас у нас в группе, на нашем празднике посвященному «Дню семьи, любви и верности». 1 ребёнок: День Семьи сегодня в мире — Сколько вас в семье, четыре? Пусть скорее станет десять: Больше шума, гама, песен! Пусть семья растёт, крепчает, Никогда не огорчает! (Г. Черемисова) 2 ребенок: На Руси есть сказ о том, Как Феврония с Петром Были парою примерной, Дружной, любящей и верной. Много бед перенесли, Но расстаться не смогли, Верой-правдой брак держали И друг друга уважали! Пролетела та пора, Нет Февроньи, нет Петра. Но они — пример семьи, Честной, искренней любви. (Г. Черемисова) Ведущая: Для детей самыми любимыми и дорогими людьми являются его родители. Проходят увлечения, минуют многие привязанности, но любовь к своим родителям, к своей семье остается до конца дней. О том, что такое семья Вам расскажут рисунки нашей выставки – презентации.
Демонстрация выставки – презентации «Моя семья»

3 ребёнок: Что такое семья? Вы спросите меня. Я отвечу вам с удовольствием, Что семья - это дом, Садик мой за окном, И семья - это малая Родина! Под пургой и дождём Нас согреют теплом И помогут в любых ситуациях Мамы милой глаза, И улыбка отца, И ватрушки, и булочки бабушки! В мир идём из семьи, Там и корни твои, Твоя долгая жизнь начинается. И основа основ -наш родительский дом, И семьёй в мире жизнь продолжается. (Е. Воронина, из цикла «Сердце отдаю детям») Ведущая: С музыкальным поздравлением выступят девочки подготовительной группы. «Счастливая семья», слова и музыка Вадима Скрыпника. Ведущая: Об одной такой дружной и крепкой семье посмотрите русскую, народную сказку «Репка». Покажут Вам её ребята младшей группы.
Драматизация русской народной сказки «Репка»

4 ребёнок: Семья - это мама, и папа, и дед, Бабуля готовит нам вкусный обед. В семье ещё братья и сёстры бывают. Семья - это Я, И меня называют: Котёнок и лапочка, заинька, птичка... Мне кто - то братишка, а кто - то сестричка. Семья - где все любят меня и ласкают, И лучше СЕМЬИ ничего не бывает!!! (Елена Таранова) Ведущая: Ребята, а любите ли вы играть дружно, как в семье? Тогда выходите играть.
Подвижная игра «Гусеница»
Ребята, взяв друг - друга за талию, приседают, поднимают ногу, прыгают так, чтобы не расцепиться. 5 ребёнок: Наша дружная семья (Идея Векшегонова) Маму очень я люблю. Папу тоже я люблю. Мама мне печет коврижки, Папа мне читает книжки. Папа, мамочка и я – Наша дружная семья! 6 ребёнок: Я и бабушку люблю, Я и дедушку люблю. Я всегда им помогаю, Пол мету и пыль стираю. Мама, папа, дед и я, Да и бабушка моя – Наша дружная семья! 7 ребёнок: И сестрёнку я люблю, И братишку я люблю. С братом плаваем, ныряем, А с сестрой в снежки играем. Мама, папа, дед и я, Баба, брат, сестра моя – Наша дружная семья! Ведущая: Вижу снова вы устали, выходите поиграть, свои пальчики размять.
Пальчиковая игра «Наша семья»
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого) Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. (Людмила Скрипник) 8 ребёнок: В Международный День Семьи, Вас дружно поздравляем! С союзом крепким, и в любви Жить долго пожелаем! Пусть дети старших никогда Ни в чем не огорчают! А папа с мамой малышей Заботой окружают! Для сердца - праздника, тепла И радости в общении! Желаем с близкими всегда Быть в лучших отношениях! (Г. Черемисова) Ведущая: С музыкальным поздравлением выступят ребята подготовительной группы.
Песня "Семья"
Композитор: Григорий Гладков Слова: Елена Плотникова 1.Вечер звезды зажигает, Солнце прячет в облаках. Мама книжку нам читает, Кот пригрелся на руках. 2.Ни о чем грустить не надо В суете бегущих лет! Если все родные рядом – В сердце мир, любовь и свет. Припев: На каникулы к бабушке Внуки приедут, Мы за круглым столом Соберемся к обеду. Будет дома тепло И уютно, как прежде, - Ведь семья – это вера, Любовь и надежда. 3.Фотографии листаем Мы который раз подряд: Вот сестренка озорная, Ну, а здесь – мой младший брат. 4.Мы в походе, мы – на даче, Вот наш дом, а это – я... Для людей так много значит Слово доброе – «СЕМЬЯ»! Припев. На каникулы к дедушке Внучки приедут, Мы за круглым столом Соберемся к обеду. Будет дома тепло И уютно, как прежде, - Ведь семья – это вера, Любовь и надежда. Ни о чем грустить не надо В суете бегущих лет! Если все родные рядом – В сердце мир, любовь и свет. Ведущая: Символ праздника Дня семьи, любви и верности - ромашка. Ромашка - это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами. Также в России, издревле, ромашка – это символ любви!!! Поэтому сегодня мы для Вас приготовили ромашки, дети дарят открытки ромашки родителям. Звучит музыка, накрывают большой, обеденный стол, чаепитие.
 
461119Дата: Понедельник, 10.10.2011, 16:06 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Библиотека обучающих презентаций для детей

Викторина "Русские народные сказки"

Детская презентация "С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ!" (с музыкой)
 
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 2079 » Этнопедагогическая гостиная
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024