Взаимодействие в ДОУПятница, 23.02.2018, 09:27

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Модели интегрированного образовательного процесса - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Форум для педагогов ДОУ » Библиотека по теме ГЭП » Модели интегрированного образовательного процесса (Проектная инновационная площадка)
Модели интегрированного образовательного процесса
461119Дата: Понедельник, 22.10.2012, 08:51 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Методика описания моделей интегрированного образовательного процесса:
- на день
- на неделю
- на месяц
- на год
 
461119Дата: Понедельник, 22.10.2012, 08:52 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Эти модели делаете в 2 вариантах:
- для младшего
- для старшего дошкольного возраста.
Обсуждаете с педагогами+ включаете специфику интеграции искусств и полихудожественого подхода в своем детском саду.
 
461119Дата: Понедельник, 22.10.2012, 08:53 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Понятие интеграции
Интеграция (лат. integratio – восстановление, восполнение) представлена как объединение в целое каких-либо однородных частей; восстановление из отдельных фрагментов, из разрозненных представлений целостной и гармоничной картины мира на основе таких видов интеграции, как объектная, понятийная, теоретическая, методологическая, проблемная, внешняя, деятельностная, практическая, психолого-педагогическая интеграция. На практике названные формы интеграции часто перекрываются и используются в разных сочетаниях друг с другом. Вместе с тем, сегодня практика испытывает ряд проблем, связанных с моделированием интегрированного образовательного процесса: это связано с изменением подхода к интеграции как к интеграции содержания образовательных областей и связанных с ними методик: методик развития речи и обучения языку, методики развития детского художественного творчества и т.д. При этом предполагаются разные уровни интеграции: от амальгирования (полная интеграция) к комбинированию (интеграция на уровне ряда учебных курсов), до координации изучения предметов.
Между тем, сегодня существуют методологические и теоретические основы, позволяющие разработать данные модели на основе интеграции познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Они были созданы Б.П. Юсовым и последователями его научной школы - Е.П. Кабковой, Е.И. Зуйковой, И.Н. Клюевой, Б.А. Столяровым, Ю.Н. Протопоповым, Е.А. Ермолинской и др. – в рамках полихудожественного подхода к воспитанию; Г.В.Арзямовой, З.П.Морозовой, Т.С.Комаровой, О.А.Куревиной, К.В.Тарасовой, Л.В.Школяр и др. – в рамках реализации принципа интеграции в эстетическом воспитании и развитии дошкольников. При этом указывались возможности не только разностороннего развития воспитанников посредством синтеза искусств, но и его влияние на развитие двигательных, коммуникативных, познавательных и других способностей детей и формирование базиса их личностной культуры. Вместе с тем, анализ современной образовательной ситуации, проведенный Е.А.Заплатиной в данной области, показывает, что в настоящий момент полихудожественный подход находится в стадии интенсивной разработки с точки зрения практической реализации его принципов и теоретических положений в новых образовательных и социокультурных условиях.
В качестве основных средств реализации его реализации в интегрированном оразовательном процессе предстают приемы комментирующей речи взрослого и комментированного рисования.
Первый прием - «прием комментирующей речи взрослого» - позволяет организовать деятельность детей и объединить в единое целое такие ее компоненты, как мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный. Так, комментируя действия детей, воспитатель может рассказать о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях. При этом комментирующая речь, направленная ко всем детям, сочетается с индивидуальным обращением к каждому ребенку и – в итоге – с обобщением в речи действий всех воспитанников. Причем подведение итога по одному действию детей должно включать в себя и переход к следующему этапу деятельности. Поэтому считается, что комментирующая речь оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей при переходе с одного этапа деятельности (и занятия) на другой. Это можно использовать в методике организации интегрированных форм образовательной деятельности.
Второй прием – «прием комментированного рисования» – может рассматриваться как элемент игровой педагогической ситуации, позволяющей ребенку понять чувства и мысли изображаемого персонажа, вжиться в его образ, а может быть охарактеризован как совокупность таких комментированных воображаемых ситуаций, которые на глаза у детей моделируются с помощью художественно-изобразительных средств. Так, О.П.Гаврилушкина рекомендует на глазах у воспитанников зарисовывать на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (дошкольники становятся объектами изображения), и комментировать их.
 
461119Дата: Понедельник, 22.10.2012, 08:56 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Принцип полихудожественного подхода
• Принцип полихудожественного подхода разрабатывался Б.П. Юсовым. Этим же автором впервые был использован термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. Учеными научной школы Б.П. Юсова утверждалось, что единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов, т.е. одновременного возникновения интереса к разным видам искусства и желанию выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке, музыкальной фразе и т.п. (Е.П. Кабкова) .
Сегодня полихудожественный подход рассматривается как своеобразное «погружение» в искусство, которое предполагает тесное соприкосновение дошкольника с образами различного искусства с целью обогащения эстетического опыта и развития способности восприятия образно-символического языка искусства; включает активизацию эстетических способностей (чувство формы, способность к синестезии, к метафоричному мышлению, к одушевлению и преображению формы) и развитие детского художественного творчества . При этом важно, что развитие способностей и творчества ребенка рассматривается в контексте развития высшей школы чувств и вхождения детей в современную социокультурную среду .
 
461119Дата: Понедельник, 22.10.2012, 08:57 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Виды деятельности
Кроме того, сам подход способен менять взгляд взрослого на деятельность ребенка. Так, в рамках полихудожественного, интегрированного и предметно-пространственного подходов возможно другое понимание видов деятельности, отличающейся от традиционной психолого-педагогической классификации. Например, в интегрированной полихудожественной программе «Изобразительное искусство и среда (природа-пространство-архитектура)» Л.Г.Савенковой выделено несколько основных развивающих видов деятельности :
- зрительно-внешние наблюдения, развитие дифференцированного зрения;
- перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное творчество) - художественное выражение увиденного в разных видах искусства: музыке, движении, изображении на бумаге, лепке, литературном творчестве; соотнесение своих впечатлений от увиденного, услышанного, прочувствованного с их выражением в разных видах искусства;
- собственное творчество - формирование способности самостоятельно создавать творческий продукт в каком-либо виде изобразительного искусства на основе наблюдательности, памяти, художественно-образного мышления, воображения, фантазии. Создание художественного образа в различных формах выражения пространства (на плоскости, в объеме, в глубинно-пространственных композициях). Применение разнообразных материальных, пластических и художественных средств изображения в зависимости от поставленных задач, содержания и характера изображаемого. Попытки попробовать себя в разных видах искусства.
- деятельности, связанные с освоением социального аспекта искусства.
Освоение декоративно-прикладного искусства, народного творчества, скульптуры, архитектуры, дизайна, изобразительного искусства разных эпох, исторических периодов, стилей, направлений моды. Знакомство с историей культуры разных народов, этнографи-ческим прошлым своего народа, его традициями, обычаями, с народным творчеством во всех его видах. Понимание значимости искусства в жизни общества и отдельного человека. Практическая художественная деятельность в различных видах и техниках по созданию предметов, имеющих практическую значимость в жизни школы или в быту.
- деятельность по освоению среды - зрительные различия понятий: природная среда (красота природных форм, их целесообразность), пластика формы, цвет, внутреннее устройство, конструкция, пространственное распределение масс, взаимосвязь элементов, разнообразие форм (элементарные представления о бионике, биоархитектуре, строении космоса), искусственная среда — замещение природы, сотворение нового, необычного (архитектура, предметы) и практическая художественная деятельность, направленная на умение создавать среду или ее фрагмент, помещать предмет, декоративный элемент в среду исходя из заданных посылок, установок, — эскизная работа (работа на плоскости, в объеме, в пространстве) и работа на конкретном месте: интерьер, уголок комнаты, элементы украшения, предметы, одежда. Использование природных мотивов, форм, конструкций в собственном творчестве. Стилизация и декоративное обобщение природных форм.
- «Я» в искусстве. Анализ зрительных впечатлений через свои взгляды, через собственное «Я». Сотворение своего «Я» в искусстве через материал, технику, цветовую гамму, фактуру, композицию; отношения к искусству, к любой художественной деятельности. Задания по типу: «Я и вещь», «Я и окружение», «Мы и вещи», «Наше окружение» и т. д. Проектирование интерьера для себя и друзей, продумывание его цветового решения, характера мебели, драпировок, общей композиции помещения, архитектурного пространства, предметного окружения, одежды и др. в связи со взглядами на жизнь, людей, на общение с ними.
- Использование в работе разнообразного материала: бумаги, ткани, красок, пластилина, глины, гипса, проволокли, карандашей, туши, металла, поролона, пенопласта, дерева, фанеры, картона, стекла, пластмассы, природного материала (камней, листьев, веток, корней, семян, раковин и др.), готовых форм (коробок, бутылок, упаковок, баллонов и др.).
 
Форум » Форум для педагогов ДОУ » Библиотека по теме ГЭП » Модели интегрированного образовательного процесса (Проектная инновационная площадка)
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018