Методические рекомендации
приемов комментирующей речи и комментированного рисования на занятиях с детьми для воспитателей и родителей Доможирова Н.Г. - воспитатель ГОУ Д/С №2526
Власова И.Т. – воспитатель ГОУ Д/С №2526
Комментированное рисование выбрано в качестве условия и средства формирования креактивных качеств личности в процессе развития языковой и интеллектуальной способности ребенка. Методика, разработанная на базе нашего ГОУ детский сад № 2526 ориентирована на нравственно-эстетическое воспитание дошкольников и развитие их художественных способностей.
В рамках данной методики, главным содержанием видов деятельности выступает процесс «открытия мира» с использованием установки говорения на русском языке. Основными направлениями тематики являются: «Ребенок среди любимых предметов и игрушек», «Ребенок среди взрослых и сверстников», «Ребенок в мире животных», «Ребенок и природа».
В процессе комментированного рисования появляются схематические изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей.
В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года), повседневная жизнь (прогулка, игры, наблюдения в природе).
Воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения. В процессе комментированного рисования все может «ожить и начать двигаться» – именно это и привлекает интерес ребенка-дошкольника к рисованию: возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации.
Предлагаем вам несколько приёмов работы, которые можно использовать на занятиях по комментированному рисованию в детском саду и дома.
«Включение любопытного карандаша». Воспитатель создает изображение, разговаривая с «любопытным карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» (нажать на верхнюю кнопочку) «любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Дети действуют в аналогичной игровой ситуации. Этот прием направлен на развитие диалогической функции речи, формирование прогноза результата изобразительных действий.
Создание воображаемой ситуации и «вхождение в рисунок»
Воспитатель предлагает сделать шаг и «войти в рисунок», описывая, что в это время «там» происходит. Особое внимание уделяется ближнему и дальнему планам рисунка-картины. Происходит развитие пространственного мышления, формирование умений описывать в речи воображаемую ситуацию, связывая ее содержание с содержанием рисунка.
«Оживление картины» Воспитатель предлагает «оживить» картину. Дети распределяют роли персонажей или объектов, изображенных на рисунке - картине, затем, используя приемы словесного рисования и коллективной пантомимы, передают ее содержание и особенности композиции. Прием направлен на развитие анализирующего восприятия и пространственного мышления, зрительно-двигательной координации в условиях коллективных действий.
Перечисленные методы и приемы могут быть реализованы с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми. Организуются они по подгруппам от 4 до 6 - 7 человек.
Предназначение методики – дать воспитателю возможность поверить в себя и создать условия, чтобы ребенок тоже смог это сделать. Поверить – и стать художником.
Надеемся, у вас это получится, потому что получилось у нас.
Со всеми приемами и методами работы по комментированному рисованию можно ознакомиться в методическом пособии Н.В.Микляевой