Взаимодействие в ДОУСреда, 19.09.2018, 09:48

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Формы работы - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обсуждение совместных мероприятий » Какие трудности? » Формы работы (Как правильно описывать формы вашей работы)
Формы работы
461119Дата: Среда, 28.10.2009, 20:50 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Педагогические совещания дают возможность подчиненным, сотрудникам образовательного учреждения, приобретать умение решать трудные вопросы, а его руководителям — получать необходимую информацию. В связи с этим выделяется несколько видов совещаний:
• информационные — вид совещаний, целью которых является обобщение определенных сведений и изучения руководством образовательного учреждения различных точек зрения на возникающие проблемы;
• оперативные — вид совещаний, целью которых является получение заведующей детским садом или директором школы информации о текущем состоянии дел в образовательном учреждении, выработки решений оперативного характера и постановки соответствующих задач перед исполнителями – сотрудниками ДОУ или СОШ;
• проблемные — вид совещаний, целью которых является выработка коллегиальных решений по возникающим общим острым и сложным проблемам, касающимся управления воспитательно-образовательным или учебно-воспитательным процессом и сотрудничества с родителями воспитанников и учеников;
• разъяснительные — вид совещаний, целью которых является разъяснение и убеждение сотрудников образовательного учреждения в правильности новых стратегических задач и (или) сменой приоритетов;
• учебно-инструктивные — вид совещаний, целью которых является пропаганда определенных знаний, инновационных технологий и повышения квалификации педагогов ДОУ и СОШ.
 
461119Дата: Среда, 28.10.2009, 20:51 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Педсовет решает и обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения.
Это может быть педагогический совет – дискуссия или диспут, круглый стол, творческий отчет методических объединений или инициативной группы педагогов, деловая игра, фестиваль и т.д.
 
461119Дата: Среда, 28.10.2009, 20:52 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Не менее распространенной формой методической работы в ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста являются консультации.
Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем, завучем начальных классов и заведующим (директором) в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели и учителя в своей работе [9]. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций.
Так, в работах Н.С. Голициной мы находим характеристику такой формы методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели – выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям
Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок (не более десяти), которые он сделает в процессе двухчасовой консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа – ошибочный, который затем анализируется [11, с.3].
 
461119Дата: Среда, 28.10.2009, 20:53 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Семинары как отдельная форма методической работы играют важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей и учителей и в совершенствовании их профессиональной компетентности. Готовить и проводить семинары можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия (Л.М.Волобуева, 2003).
Предварительно перед занятиями семинара педагогам предлагаются специальные задания, выполнения которых позволит каждому активно участвовать в работе семинара. В связи с этим часто получается так, что подготовка к семинару сопряжена с чтением дополнительной литературы, изучением первоисточников, конспектированием. Педагоги учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности. Поэтому в ходе семинаров активно используются такие формы организации, как открытее занятия или мероприятия, использование видео-материалов и мультимедийных презентаций, анализ результатов детской деятельности и продуктов детского творчества и др.

На семинарах-практикумах, состоящих из теоретической (семинар) и практической (практикум) частях, воспитатели и учителя обобщают и систематизируют передовой опыт, показывают в действии нужные приемы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются. Эта форма предполагает также и отработку тех или иных методов работы без участия детей (воспитанников или учеников). Например, в детском саду старший воспитатель или воспитатель показывает приемы, руководя действиями воспитателей – участников семинара-практикума.

Семинар-брифинг отличается тем, что позволяет максимально активизировать участников как в процессе подготовки к семинару, так и на самом занятии: группа разделяется на подгруппы в соответствии с количеством предлагаемых вопросов на обсуждения. При этом количество участников в подгруппах может быть произвольным. Так как отвечает на вопрос вся подгруппа, а повторения не допускаются, то, естественно, участник оказывается в такой ситуации, что необходимо отвечать основательно и по существу. После того, как каждый член подгруппы выступил, начинается обсуждение; при этом возможны дополнения, уточнения, вопросы друг другу.

 
461119Дата: Среда, 28.10.2009, 21:14 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Тренинг предполагает предварительную и итоговую диагностику, хотя бы с помощью метода анкетирования и экспертных оценок, профессиональных умений и навыков педагогов в определенной сфере их педагогической деятельности, подбор практических заданий и игровых упражнений, направленных на формирование недостающих или недостаточно сформированных навыков профессиональной деятельности, которые выполняются в ситуациях программируемой успешности, а затем переносятся в ситуации реальной практической деятельности педагогов образовательного учреждения. Поэтому тренинг может быть краткосрочным, если речь идет о формировании узкоспециальных навыков, например, использования физкультурных минуток в процессе проведения занятий с детьми, или долгосрочным, если речь идет о формировании целого комплекса профессиональных операций и действий, связанных с организацией целостного воспитательно-образовательного процесса, а не отдельных его элементов.
 
461119Дата: Среда, 28.10.2009, 21:15 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Творческие группы – следующая важная форма методической работы с педагогами ДОУ и начальной школы. Она предполагает реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в ОУ, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность. Она строится по такому алгоритму:
• выявление проблем и обоснование актуальности их решения для практики работы ОУ, диагностико-аналитический этап;
• разработка развернутой программы опытно-экспериментальной работы или научно-исследовательской деятельности, прогностический этап;
• организационный этап, создание условий для реализации программы;
• реализация программы, практический этап, корректировка использованных методик и технологий, контрольные срезы;
• оформление и описание результатов опытно-экспериментальной или научно-исследовательской работы, обобщающий этап;
• распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность ОУ.
Поэтому логическим завершением и результатом работы творческой группы являются творческие отчеты педагогов, которые рассказывают о результатах реализации программы экспериментальной, исследовательской и научно-методической работы, делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих в практике ОУ, предлагают внедрить инновации.
 
461119Дата: Среда, 28.10.2009, 21:23 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Формы совместной деятельности: различные акции, тематические вечера, семейные гостиные, день семьи, семейные клубы, различные совместные праздники и досуги, прогулки и экскурсии педагогов и родителей, проектная деятельность педагогов, детей и родителей.
Акция – это действие, предпринимаемое для какой-либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.). Ее инициаторами в ДОУ могут быть как сотрудники, так и семьи воспитанников. Например: подготовка площадки к Дню здоровья, приобретение родителями воздухоочистителей для помещений детского сада, благоустройство тренажерного зала и др.
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.
День семьи – особая дата в календаре, акцентирующая внимание общества на здоровой, полноценной, нравственно сильной семье, которая воспитывает достойных детей, самостоятельно разрешает свои проблемы и успешно преодолевает возникающие препятствия.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей, дети же приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров. Темами таких встреч могут быть следующие: Традиции семейного физического воспитания, За здоровьем на природу, Рецепты здорового питания и др.
Проектная деятельность педагогов, детей и родителей позволяет взращивать новые формы общности, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и в детском саду.
 
461119Дата: Вторник, 13.04.2010, 18:08 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
а) Посещение семей

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.

Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: “Условия для развития предметной деятельности ребенка”, “Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста”, “Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка” и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: “Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье”, “Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье”, “Воспитание интереса к книге”, “Подбор игрушек” и др. К примеру, посещая малообеспеченую семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

б) Наглядная пропаганда.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа “Для вас, родители”, содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, “Чем занимались ваши дети сегодня”, помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

В разделе “Советы и рекомендации” под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.

Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе материалы стенда можно посвятить следующим темам: ”Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе”, “Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду” и т.д. Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.

Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые”, “Скоро в школу” и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: “Любовь, дружба, взаимное уважение - основа нормального развития детей” (для многодетных семей), “Воспитание трудолюбия в семье”, “Я сам”, “Мир вокруг нас” и т.д.

На выставках используются различные материалы. Например, на выставке по теме “Радость творчества” можно разместить работы детей и родителей из природного материала, рисунки, аппликации, вышивка, макраме и т.д., на выставке “Родители - детскому саду” - изготовленная родителями кукольная одежда, различные поделки и т.п.

Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического и т.д.): “Мы трудимся, стараемся”, “Красота и дети”, “Мы и природа” и др.

Оформление выставок может быть различным, в зависимости от тематики. На выставке на тему “До свидания, детский сад, здравствуй, школа!” можно поместить предметы, необходимые первокласснику: ручки, карандаши, пенал, тетради, ранец и др., фотографии различных вариантов уголка школьника в семье, советы о режиме жизни ребенка-школьника и т.д.

При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Для неполных семей можно оформить папку на тему “Воспитать ребенка полноценным”:

1) рекомендации психолога;

2) консультация для родителей;

3) статьи по теме;

4) где найти поддержку в кризисной ситуации (рекомендации социального педагога).

Вот, например, какие материалы можно поместить в папке на тему “Игра детей как средство воспитания”:

1) высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

2) какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;

3) как организовать игровой уголок дома;

4) краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;

5) рекомендации по руководству детской игрой в семье;

6) список рекомендуемой литературы.

В папке-передвижке на тему “Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию” можно подобрать следующее:

1) текстовый материал о значении физического воспитания детей дошкольного возраста;

2) консультация для родителей на определенную тему;

3) рекомендуемые упражнения для детей дошкольного возраста;

4) планы-конспекты физкультурных занятий;

5) рекомендации, советы по организации физической деятельности в семье;

6) фотоматериал, отражающий занятия физическими упражнениями в детском саду;

7) газетные и журнальные статьи.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

 
461119Дата: Вторник, 13.04.2010, 18:08 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
в) Родительские собрания.

Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

Но все-таки, многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.

Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения.

Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:

“Уважаемые мамы и папы!

Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему “. . . . . . .” (указать тему родительского собрания).

Предлагаем подумать над следующими вопросами:

1. . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . .

3. . . . . . . . . . .

и т.д. (вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания).

Также заранее выясняется, кто может выступить на собрании.

Методистом и социальным педагогом на доске информации помещается материал примерно по таким рубрикам:

1. “Наши успехи”: выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания), уровень знаний у детей.

2. “Наши задачи”: задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.

3. “Консультации”: краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.

4. “Литература по теме проведения мероприятия”: список литературы с краткими аннотациями.

5. “Детская художественная литература”: список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).

6. “Наши проблемы” (в зависимости от тематики собрания).

Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму-складку, выставку литературы для родителей.

Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

г) Деловые игры.

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

д) Вечера вопросов и ответов.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать , распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

е) Встречи за “круглым столом”.

Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей (приложение II), что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др.

Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты.

а если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то можно добиться большего. На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, укрепит связь детских садов и микрорайонов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять социальный педагог, используя все полученные в ВУЗе знания на практике в работе с педагогами дошкольных учреждений, а главное - с родителями детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.

Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.
2.

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
3.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
4.

Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.
5.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.

 
461119Дата: Вторник, 04.05.2010, 17:08 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний: «Педагогическая лаборатория», « Читательская конференция», «Аукцион», «Лекция – семинар», «Душевный разговор», « Мастер – класс», «Ток – шоу «Есть мнение»», «Педагогический консилиум», «Педагогический капустник».

Педагогическая лаборатория.

Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. Воспитатель предлагает родителям заполнить анкету «Родитель – ребенок – детский сад».

1.

Фамилия, имя, отчество ребенка.
2.

Как ласково называют ребенка дома?
3.

Есть ли у ребенка братья и сестры?
4.

Что ребенок умеет делать самостоятельно?
5.

Проявляет ли ребенок агрессию, если «да», то в каких случаях?
6.

О каких особенностях Вашего ребенка Вы считаете необходимым сообщить воспитателю?
7.

Как Вы считаете, чему в первую очередь необходимо научить Вашего ребенка?
8.

Какие роли можно поручать Вашему ребенку в спектаклях, на утренниках?
9.

Какую помощь в проведении мероприятий в детском саду Вы могли бы оказать?
10.

Занимается ли Ваш ребенок дополнительно музыкой, спортом, В других кружках, секциях (указать в каких)?
11.

На что обижается Ваш ребенок? Как можно его успокоить?

Обсудите мероприятия, которые будут проводиться в течение года: интеллектуальные игры, тематические праздники, викторины, спектакли, конкурсы, веселые уроки, спортивные (эстафеты, веселые старты, олимпийские игры). Для каждого мероприятия выбирается инициативная группа, которая вместе с воспитателем будет отвечать за его подготовку и проведение. В начале года определяются количество мероприятий, содержание и др.

В конце года «педагогическая лаборатория» подводит итоги: воспитатель и родители анализируют прошедший год, полученные детьми знания, умения, навыки, достижения и ошибки.

Мероприятия варьируются в зависимости от возрастных особенностей детей, пожеланий и возможностей родителей.

«Читательская конференция»

За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, и воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещать суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд « Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать, исходя из возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или выбрать тему, интересующую всех.

В качестве примера рассмотрим тему «Наказание».

Материалы для обсуждения: воспитатель может нескольким родителям прочитать книги, которые освещают тему «Поощрение и наказание» (Д. Добсон «Воспитание ребенка с задатками сильной личности», Д. Уинделл «50 надежных способов воспитания детей», Е Н Корнеева «Почему они такие разные?» и др.). Но, ориентируясь на работающих родителей, мы предлагаем раздать листы с цитатами.

«Если же стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться».

К.Д. Ушинский

Наказание – это то, что вы предпринимаете по отношению к ребенку, а воспитание – то, что вы делаете для него.

Д. Добсон

Практически каждый ребенок охотно откликается на просьбы, если к нему относиться с уважением, терпением и обладать достаточной степенью психологической гибкостью.

С. Сергеев

Отшлепанный малыш вряд ли решится повторить проступок, чтобы не получить вторую порцию, однако он подчинится только из страха. Таким образом, дети познают разницу не между «хорошо» и «плохо», а между тем, за что их отшлепают и за что шлепать не будут. И они редко усваивают приемы самодисциплины.

Маленькие дети еще не умеют останавливать свое эмоциональные порывы, поэтому часто их поступки выглядят дико и идут вразрез с домашними правилами. Строгость родителя хороша тем, что удерживает ребенка от плохого поведения и одновременно с этим несет в себе элемент защиты.

Награды и привилегии требуют разнообразия, чтобы вы могли поддерживать интерес ребенка, чтобы одни и те же поощрения не наскучили ему. Если вы знаете, чем живет ваш сын или дочь, чем интересуется, то награждения и привилегии западут в душу ребенка, будут радовать его и, несомненно, укрепят ваше взаимопонимание.

Д. Уинделл.

На обсуждение идет 30 – 40 минут.

Эффективное воспитание начинается с родителей, которые без опасений говорят нет, своевременно вводят правила и устанавливают границы поведения. Правила выражают наши убеждения, требования, они учат детей сотрудничать с нами, а в будущем и с другими людьми. Какие наказания Вы считаете допустимыми в ДОУ? Что делать, если все предложенные дисциплинарные методы не действуют? За что можно наказывать в ДОУ?

Обсуждение 15-20 минут.

Подведение итогов.

Аукцион.

Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме. Для примера мы рассмотрим тему «К школе готов?»

За 10 дней до проведения собрания воспитатель просит родителей обсудить с детьми вопросы:

- Что ты знаешь о школе?

- Хочешь ли ты идти в школу (если нет, то почему)?

Затем необходимо проанализировать, что ребенок умеет делать (читать, писать, решать логические задачи) хорошо, средне и не совсем умеет. Воспитатель просит родителей подобрать несколько примеров развития внимания, памяти, логического мышления, выбрать наиболее понравившиеся, чтобы предложить их другим родителям. Совет, набравший наибольшее количество баллов, помещается на стенд «Копилка родительского опыта».

Воспитателю желательно расшифровать такие понятия, как адаптация, внимание, воображение, мышление.

Воспитатель рекомендует книги, которые помогут ребенку подготовиться к школе, прописи, книги веселых задач и т д. Индивидуально воспитатель может рекомендовать родителям обратить внимание на особенности их ребенка, его успехи и неудачи. Родители могут поделиться друг с другом информацией о школах.

Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, как важно сформировать у ребенка внимание, воображение, умение доводить начатое дело до конца, выполнять работу аккуратно, четко, следовать инструкциям. Сформировать доброжелательное отношение со сверстниками, умение играть, разрешать конфликты, действовать в коллективе. Самое главное – организовать труд ребенка.

Лекция – семинар.

Для проведения собрания в форме «лекции – семинара» необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты. Рассмотрим тему «Страхи» без привлечения специалистов.

За 10 дней до собрания следует попросить родителей нарисовать вместе с детьми картину «Мой страх», обсудить страхи ребенка, выяснить, боится ли ребенок чего-нибудь в детском саду.

На собрании обсудить причины детских страхов и способы преодоления, исходя из причин их возникновения.

Душевный разговор.

Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.

Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.

Мастер – класс.

Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает нескольким родителям тему и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умываться, вести себя в транспорте и др.

Ток – шоу «Есть мнение».

Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступает воспитатель, родители, можно пригласить и других специалистов. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, исходя из разных точек зрения, аргументируя их.

Педагогический консилиум.

Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей.

На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ.

Педагогический капустник.

Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.

 
461119Дата: Вторник, 04.05.2010, 17:49 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Нетрадиционные формы организации работы с педагогами.


Консультация – парадокс или консультация с запланированными ошибками.

Цель ее – привлечь внимание педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. Особенно эффективен это прием в работе с опытными педагогами, которые хорошо знают вопрос в целом, но зачастую ошибаются в нюансах. В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок ( не более 5 для консультации длительностью 1 час), и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками: педагоги называют те положения, которые они посчитали неверными. При этом возможны различные варианты, которые в определенной мере сами по себе являются экспресс- диагностикой профессиональной зрелости педагогов и показывают направления для дальнейшей работы с ними:

- Обнаружены все запланированные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы педагогами;

- Ошибками названы правильные положения;

- Отмечены не все ошибки, а это говорит о недостаточной профессиональной подготовке воспитателей и требует от старшего воспитателя более глубокой методической помощи им, более детального разъяснения вопроса.

Экспресс – опрос.

Цель его проведения – быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом, при проверке, уточнить наиболее сложные вопросы. В ходе экспресс – опроса педагогам предлагаются вопросы, задания, которые они выполняют письменно или устно.

Некоторые варианты предъявления заданий:

1.

Перфокарты или тестовые задания.
2.

Тексты с пропусками.

При такой форме предъявления заданий у педагога больше самостоятельности в ответе, нет опоры на возможные варианты ответа, что позволяет убедиться в правильности и глубине понимания проблемы.

3.

Аукцион.

Его использование позволяет за короткий срок активизировать мышление педагогов и вспомнить в зависимости от задачи большее количество загадок, считалок, пословиц, скороговорок, дидактических игр. Воспитатели, разбившись на команды, поочередно дают свои варианты ответов. Команда, давшая наибольшее количество ответов, побеждает.

4.

Работа с кроссвордами.

Включение этого вида деятельности в консультации или семинары не только поддерживает интерес педагогов к проблеме, но и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с кроссвордами может осуществляться по обычному принципу или несколько иначе: дать определение понятию или явлению.

Дискуссия.

Одним из важных умений для педагога является умение достаточно обоснованно, аргументировано выразить свою точку зрения, отстоять ее в споре с оппонентами.

Дискуссия – это один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения.

Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Дадим несколько общих советов по организации дискуссии и перечислим навыки и умения, которым целесообразно научить педагогов для ведения профессионального спора.

Принимая участие в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Для этого необходимо привести доводы – мысли или положения, истинность которых уже проверена и доказывает, таким образом, актуальность тезиса. Наиболее сильный довод – это совокупность фактов, имеющих отношение к тезису. Следует выбрать способ доказательства, то есть форму логической связи между тезисом и доводом. Способы могут быть прямыми, когда доводы приводятся непосредственно и обосновывают тезис, и косвенными, когда довод – доказательство идет от обратного, и таким образом опровергается ложность положения.

Использование в выступлении фактов – тоже способ доказательства. Без опоры на факты трудно убедить в истинности своего тезиса или позиции. При этом в дискуссии возможно использовать сравнение фактов, примеры, которые педагог приводит из своей практики или заимствует из литературы, образы, помогающие слушателям запомнить информацию и положительно на нее отреагировать, документы и цифры – неопровержимый аргумент в споре, иллюстрации, которые подготовлены заранее и наглядно демонстрируют истинность тезисов.

Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, т. е. разъяснить, что обсуждается, Почему проводится дискуссия, и что должно дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов, указав им на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы.

Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.

В процессе проведения дискуссии предоставляется слово всем желающим высказаться. Цель руководителя в этот период – собрать больше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату. Роль руководителя также в том, чтобы не допускать отклонений от темы, направляя дискуссию в нужное русло. Он также дает анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений.

Подводя итог дискуссии, ее руководитель сопоставляет поставленную цель и результат дискуссии, формулирует выводы, решения или варианты решения, предложенные участниками, помогает им прийти к единому мнению или определить общие тенденции для принятия решения, совместно с участниками формулирует решение.

Деловые игры.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решению сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.

1.

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т е как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого- либо процесса, вида детской деятельности.
2.

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя знание педагогики, психологии и методики, т е весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т д.

Деловыми играми дошкольные работники часто называют также игры, основанные на передачах: КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай», различны викторины, а также разработанные ими и адаптированные к педагогическим проблемам детского сада игровые приемы. Возможно, что они не укладываются в традиционные классификации деловых игр, но как игровые приемы и формы организации педагогов они оказывают существенную помощь не только в совершенствовании педагогического мастерства, но и в сплочении педагогов, создании коллектива единомышленников.

Устный журнал.

Устный журнал может быть использован как форма проведения педсовета или семинара. Предполагается, что на его страницах воспитатели могут познакомиться или оживить в памяти наиболее значимые вопросы, уточнить некоторые аспекты, расставить акценты.

Другими формами нетрадиционной работы с педагогами являются педагогический ринг, педагогический пробег, игра «Вертушка» и др.

 
Форум » Обсуждение совместных мероприятий » Какие трудности? » Формы работы (Как правильно описывать формы вашей работы)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018