Взаимодействие в ДОУПятница, 26.04.2024, 06:43

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Доклад по теме ГЭП - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 1851 » Доклад по теме ГЭП
Доклад по теме ГЭП
461119Дата: Суббота, 09.10.2010, 14:31 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Особенности взаимодействия с родителями в процессе ознакомления воспитанников с традиционной народной культурой.
Захарова Марина Александровна,
почетный работник общего образования РФ,
заведующая ГОУ детского сада № 1851СОУО

ГОУ детский сад комбинированного вида № 1851, где за многие годы инновационной работы созданы новые структурные подразделения – «Детский русский культурно-образовательный центр «Рябинушка», «Консультативный пункт», «Служба ранней помощи», в которых весь педагогический процесс строится с учетом потребностей родителей и этнокультурных семейных традиций.
Данный опыт вызывает большой интерес у педагогов детских садов. Особым вниманием со стороны воспитателей и руководителей дошкольных учреждений пользуются игровые формы работы с детьми и родителями, такие как родительские гостиные, семейный клуб для детей, мам, пап, бабушек и дедушек, родительские мастер-классы, а также новая социально-значимая игра «Детская кафедра ЮНЕСКО» по защите семейных проектов и детско-взрослых творческих работ определенной тематики, направленной на сохранение национально-культурного наследия России и мира.
Возвращение к семейным этнокультурным традициям и их возрождение – закономерность, продиктованная требованиями времени. Актуальность этого процесса, пришедшая к нам из глубин прошлого века, как никто лучше выразил В.О. Ключевский словами: «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот нажитой и доставшийся ему по наследству скарб обрядов, обычаев и всяких условностей - и он все забудет, всему разучится и должен будет вынужден все начинать сызнова».
Именно поэтому так важно приобщать детей к этнокультурным семейным традиция с детского сада, первой ступени системы образования многонациональной России, стоящей на пути модернизации образования и глобализации экономики.
Как показывают исследования современных семей, родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка. Этому мешает их чрезмерная занятость, сопровождаемая низким уровнем педагогической культуры, формализованными контактами с детьми, дефицитом теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновением совместных семейных форм трудовой и художественно-творческой деятельности (традиции домашнего рукоделия, детские кукольные спектакли, семейное музыцирование, семейные камерные театры, домашнее чтение и др.). Все это существенно влияет на характер детско-родительских отношений. Часто тяжелыми последствиями для ребенка является неадекватная самооценка, неуверенность в своих силах, отрицательная форма самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и дезадаптации.
Одним из путей выхода из сложившейся ситуации мы видим в пропаганде и широком использовании семейных этнокультурных традиций в системе педагогической деятельности детского сада, как условия формирования этнопедагогической культуры родителей, проводя эту задачу через все формы и виды деятельности с детьми и родителями в детском саду.
Исторически этнокультурные семейные традиции несут в себе проверенные опытом способы деятельности, результаты мысли и труда многих поколений, кодекс честных отношений и нравственных правил, в соответствии с которыми строятся взаимоотношения между членами семьи и общества.
В традициях годового круга, сохраняются обычаи быта и детства, а также родительского благословения, уважительных отношений между членами семьи и связанное с ними сосредоточие любви, взаимной заботы, привязанности, духовного общения людей, ныне живущих и ушедших. В традициях добрососедства, гостеприимства, одаривания, бескорыстной помощи, встреч и проводов содержатся правила соборного общежития, со-переживания, отзывчивости народа.
Но бессистемно, от случая к случаю невозможно достичь желаемого результата. Нужна научно-обоснованная идея, на которой выстраивается вся система работы детского сада с родителями, исходя из потребностей и запросов родителей. Особое внимание при этом уделяется выявлению педагогического потенциала и духовного смысла обычаев, обрядов, фольклорных текстов. Такое осмысление внутренней, глубинной сущности традиций, ее смыслового контекста раскрывает не современное, а народное понимание явлений и вещей окружающего мира, национальное мировоззрение, которое доступно для восприятия и осмысления ребенка. Моделирование системы работы дошкольного учреждения с семьей осуществлялось на основе концепции Т.И. Баклановой, А.В. Нестеренко, обновленной идеями углубленной работы с семьей и Е.П. Арнаутовой, К.Ю. Белой и направлена на развитие этнопедагогической культуры родителей, используя народные традиции семейного воспитания детей. Для этого нужно познакомить современных родителей с философией народного воспитания и его средствами (в свете дошкольной педагогики и психологии); с системой ценностно-смысловых представлений о духовно-нравственных основах этнопедагогики; научить практической организации традиционных форм семейного досуга и праздников, совместных Система работы детского сада по формирования этнопедагогической культуры родителей строится на основе следующих принципов:
• открытость и целостный подход к планированию педагогического процесса и работы с родителями;
• природосообразность и культуросообразность;
• преемственность в работе всех групп и структурных подразделений;
• единство образовательной системы и предметно-развивающей (этнокультурой) среды;
• личностно-ориентированный подход при организации различных форм деятельности и оценки результатов педагогического процесса;
• принцип лада, соборности и коллективности (совместный труд, досуги, общение детей с родителями и другими взрослыми) как ведущий фактор формирования семьянина, патриота, труженика;
• поощрение самостоятельности ребенка и творчества детей и родителей;
• опора на единство духовно-нравственных ценностей и идеалов народа в планировании работы с детьми и родителями и создании предметно-пространственной среды детского сада.
В соответствии с концепцией деятельность Детского русского культурно-образовательного центра «Рябинушка» в работе с детьми и родителями реализуются следующие задачи:
• Формирование этнопедагогической культуры родителей на основе возрождения лучших семейных этнокультурных традиций;
• Оказание помощи детям и семьям мигрантов в освоении русского языка и приобщению к московской культуре;
• формирование духовно-нравственных качеств личности на основе ценностей и идеалов русской народной традиционной культуры;
• Формирование межэтнической толерантности личности, культуры отношений, положительной этнической идентичности в условиях детского сада и семьи.
• Содействовать позитивному развитию культуры социума (в рамках микрорайона).
• Развивать интерес и потребность к выполнению любого вида деятельности с наслаждением, формировать одухотворенное отношение к труду как источнику благополучия, средств жизнеобеспечения и исцеляющему фактору.
• Способствовать организации на основе семейных этнокультурных традиций воспитания детей, организации труда, отдыха и досуга, рационального использования времени.
• Привитие эстетического вкуса, ценностного отношения к миру, развитие креативности и духовных способностей (В.Д.Шадриков), раскрытие и развитие детской одаренности на основе многообразия средств и видов народного художественного творчества.
• Формирование социально-идеальных потребностей, стремления украшать свой быт, свой дом, свой двор, родной город и т.д.
• Использование художественно-творческих видов деятельности с целью психологического оздоровления (снятие усталости, стрессов, страхов, агрессивности).
Эти задачи реализуются в процессе систематической работы с детьми и родителями в разных формах детско-взрослой деятельности. Особую роль в работе с семьей играют организованные в ДРКОЦ «Рябинушка» кружки и студии детского творчества, в которых по желанию могут принимать участие бабушки, дедушки, папы и мамы. Занятия проводятся по разработанной педагогами интегрированной образовательно-воспитательной системе «Сказочный мир» в студиях «Забавушка» (фолькор), этнодизайна и изодеятельности «Разноцветная сказка», театральной студии «Театр сказок» и др. В технологии проведения занятий используются арт-терапевтические методы и приемы. Такие занятия приобщают ребенка к русской культуре. Ребенок легко входит в мир народного быта, красноречия, красотолюбия, мастерства и волшебства. Дети знакомятся с основными законами мироустройства, усваивают модели нравственного поведения, развивают речь, мышление, творческое воображение.
Организация занятий и других видов деятельности проходит в разных формах с участием родителей и других членов семьи (по желанию). Наиболее эффективными являются выставки семейного творчества, народные праздники и досуги, именины детей, ярмарочные представления и гуляния, досуги со скоморошьими потехами и небылицами, народными играми и хороводами и др.
Одной из самых интересных форм работы с детьми, родителями и педагогами является детский музей «Русская старина», интегрирующий различные виды детской деятельности. За последний год его экспозиции обновились и расширились. В настоящее время собрана уникальная коллекция старинных предметов быта, представлена крестьянская утварь (прялка 18 века, гребень, старинная вышивка, самотканый ковер и др.), народные игрушки, наряды и атрибуты к календарным праздникам, предметы народного декоративно-прикладного творчества, имеется место для сменной композиции, где выставляются лучшие детские работы и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно-прикладному искусству. Но, чтобы музей постоянно действовал, педагогам приходится много работать в поиске новых форм работы, а также отрабатывать традиционные. Разработана программа «Русская старина» с элементами музейной педагогики и ИЗО. Организация различных видов детской деятельности в музее проходит в разных формах. Наиболее эффективными являются интерактивные занятия, выставки, мастер-классы, экскурсии и путешествие в сказку, прошлое. В музее создан семейный клуб «Гнёздышко», целью создания которого послужило развитие в ГОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической деятельности детского сада, а также налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания. Через открытые занятия, мастер – классы, тренинги, консультации, интерактивные беседы, ток – шоу, которые проходят в рамках встреч в семейном клубе «Гнёздышко», педагогический коллектив решает сложную задачу для общества на сегодняшний момент – повышение этно - педагогической компетентности современного родительства.
Особой популярностью среди детей и родителей пользуется новая социально-значимая, познавательно - творческая игра «Детская кафедра ЮНЕСКО». Эта игра проводится четвертый год. Изначально многие семьи проявили интерес в организации детской проектной деятельности и подготовке творческой работы ребенка к представлению и защите на заседании «детской кафедры ЮНЕСКО». При открытии игры в «Детскую кафедру ЮНЕСКО» наши родители показали уроки этнопедагогического мастерства и истинного народного гостеприимства, традиций национальной кулинарии. На первом заседании было защищено 9 индивидуальных детско –взрослых семейных проектов, и материалы фоторепортажа этого мероприятия размещены в специальном холле 2–го этажа. В настоящее время в детском саду хранятся более 40 проектов, многие из которых удостоены высоких наград в Московских городских конкурсах «Горизонты открытий», «Москва на пути к культуре мира» .
В условиях детского сада и его структурных подразделениях отрабатываются и другие формы работа с семьей.
В том же ключе нами подобраны возможные варианты и темы детско-взрослой познавательной и художественно-творческой деятельности, обозначены основные принципы и формы работы с семьей и детьми, как основы для создания этнокультурно-образовательной среды детского сада, которая также является средством повышения этнопедагогической культуры родителей.
Процесс формирования этнопедагогической культуры родителей позволяет бесконечно преобразовывать образовательную и предметно-пространственную среду, повышать профессионализм и этнокультурные компетентности педагогов, позитивно влиять на воспитание и развитие детей, духовное оздоровления социума. Каждый участник этого процесса, обращаясь к благодатному источнику народной мудрости, обогащается идеями, создает новое, саморазвивается, и своим личным примером вкладывает в душу ребенка знания, свою человеческую сущность, ценностное отношение к жизни и к семейным этнокультурным традициям. При таком подходе возрастает проявление этнопедагогической культуры родителей и выражается в более бережном, заботливом и ответственном отношении к ребенку и его воспитанию. Надеюсь, что этот опыт работы вдохновит многих коллег на продолжение творческого поиска и путей совершенствования дошкольного образования по работе с семьей.

 
461119Дата: Вторник, 05.04.2011, 22:17 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Психологическая культура педагога как основа профессиональной самоактуализации
М.Г. Юдин
Аспирант кафедры
Нейро- и патопсихологии
Института психологии Л.С. Выготского
Российского государственного гуманитарного университета,
педагог-психолог государственного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида №1851

Аннотация: в статье на основе анализа понятия «психологической культуры личности» в психолого-педагогической литературе поднимается вопрос о необходимости систематического психологического образования педагогов и разного рода, психотерапевтических практиках; разработки психологического инструментария для повышения общего «фона» психологической культуры педагогов.
Ключевые слова: культура, психологическая культура общества, психологическая культура личности педагога, компоненты психологической культуры, общение, отношение к себе, другим и миру, открытость опыту, познание себя, систематическое психологическое образование.

Актуальность исследования проблемы психологической культуры педагога обусловлена ведущей ролью этого психического образования в процессах жизнедеятельности человека, его общения, социальной адаптации, продуктивного личностного развития, педагогической деятельности. Кроме того, актуальность проблемы состоит в том, что подходы к организации педагогической деятельности не всегда совпадают с запросами общества и личности в области психологической культуры.
В современном обществе созрело много проблем, связанных с педагогом, его жизнью, благополучием. К ним относятся нервно-психические расстройства, снижение генетического потенциала, культ потребительства в сочетании с духовным инфантилизмом, слабая потребность в саморазвитии, реформирование образования, введение инклюзии и т.д. Такое положение проблемы свидетельствует о низком уровне психологической культуры общества. И указывает на особенную актуальность повышения общего «фона» гуманитарной культуры общества и отдельной личности (включая психологическую культуру педагогов).
А. Маслоу, Е. Миранте, Дж. Познер, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фром, К.Г. Юнг рассматривали отдельные составляющие психологической культуры в рамках гуманистической концепции. Непосредственно проблему психологической культуры в работах отечественных учёных обсуждают А.А. Бодалёв, В. Буров, О.И. Генисаретский, Л.Д. Дёмина, Е.А. Климов, Л.С. Колмогорова, Г.И. Марасанов, О.М. Мотков, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов, М.К. Тутушкина, и др.
Исследования Е.Н. Гришиной, Т.Е. Егоровой, Е.Н. Кирьяновой, О.В. Пузиковой, Л.Т. Селезнёвой показывают, что психологическая культура личности руководителя – это уникальное образование, имеющее специфические черты, обусловленные контекстом профессиональной деятельности.
О.М. Мотков, О.В. Пузикова, Л.Т. Селезнёва, М.К. Тутушкина видят в практиках изучения деловой психологической культуры ресурс дальнейшего развития общества.
Однако названные работы преимущественно касаются анализа личности руководителя систем государственной службы и образования. Вопросы, ка-сающиеся исследования психологической культуры педагогов, до сих пор мало изучены.
Понятие «культура» относится к теоретическим конструктам, изучаемым несколькими научными дисциплинами, каждая из которых исследует и интерпретирует его различным образом.
Культура – явление сложное, интегрирующее многие стороны человече-ской деятельности и социального бытия. Существуют многочисленные (порядка 300) определения культуры, это результат реального многообразия ее проявлений: внедрённости фактически во все проявления социальной жизни, контекстности, многомерности и полисистемности, а значит, и высокой степени значимости для социума.
К. Юнг рассматривал часть психологической культуры человека, именуемую «бессознательным», как состоящую из двух компонентов: коллективного и индивидуального. «Коллективная психика обладает одними и теми же элементами и способами действия и, благодаря этому, образует психическую основу сверх личной природы. Частями личного бессознательного являются, главным образом, эмоционально выделенные комплексы, определяющие интимное содержание психической жизни» [15, С.249].
Психологическая культура является важным компонентом общей гармонии личности, такого ее широкого аспекта как общая культура жизнедеятельности, функционирования личности.
При анализе содержания понятия «психологическая культура личности» можно встретить отождествление его у ряда авторов с понятием «психологическая культура человека». «Мы считаем, что термин «культура» относится, прежде всего, к человеку и «истинно человеческому» в человеке, личность всегда в той или иной мере, на том или ином уровне культурна. Личности вне культуры нет и не может быть. Поэтому мы не будем вводить терминологические различия понятий «культура личности» и «культура человека» Л.С. Колмогорова [6, С.31].
А.А. Бодалев рассматривает психологическую культуру личности в кон-тексте проблемы общения. Он считает, что для общения, основанного на принципах гуманизма, необходима психологическая культура, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию; адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние; выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, и, будучи направлен на утверждение идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.
По определению М.К. Тутушкиной, психологическая культура – это забота о своем психологическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов и помогать другим. М.К. Тутушкина выделяет в психологической культуре следующие основные компоненты: самопознание и самооценку, познание других людей и умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.
Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает три компонента: 1) понимание и знание себя и других людей, 2) адекватная самооценка и оценка других людей, 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.
Данные определения, на наш взгляд, очень сходны по содержанию.
Карл Роджерс соотносит рост психологической культуры с возрастающей открытостью опыту, глубоким познанием себя, возрастающим стремлением жить настоящим, повышением доверия к своему организму, самоактуализацией, творчеством, доверием к человеческой природе. Таким образом, человек с развитой психологической культурой может жить более полноценно, с большей амплитудой чувств, так как он в глубине уверен сам в себе, как в надёжном оружии при встрече с жизнью. Роджерс пишет: «Я убежден, что процесс хорошей жизни не для малодушных. Он связан с расширением и ростом своих возможностей. Чтобы полностью опуститься в поток жизни, требуется мужество. Но больше всего в человеке захватывает то, что, будучи свободным, он выбирает в качестве хорошей жизни именно процесс становления» [13, С.246].
Е.А. Климов характеризует психологическую культуру, как «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающую освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности» [5, С.12]. Таким образом, в этом определении дается характеристика «родового» понятия, без разделения общей и профессиональной психологической культуры.
К.Г. Юнг обращает внимание на важность психологической культуры индивида. «Качества общества или государства ведут своё происхождение от конкретного психического состояния индивида, потому что основаны на индивидах и их организациях» [15, С.70].
В определении, данном Л. С. Колмогоровой, акцентируются такие компоненты этого понятия, как психологическая грамотность, приемы и способы саморегуляции: «Психологическая культура – составная часть общей культуры человека, являющаяся сложноструктурированным образованием, позволяющая ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределяться в социуме, способствующая самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающая состояние внутреннего благополучия…» [6, С.37].
Наиболее интегрированное содержание феномена психологической куль-туры, на наш взгляд, отражает определение О.М. Моткова. Согласно его мнению, психологическая культура – составная часть общей культуры личности, представляющая собой достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, окружающим, природе и миру в целом) и являющаяся основой личностной гармонии.
Данный перечень проявлений является целостной характеристикой и вы-ражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. Данный уровень человек обеспечивает оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом.
Анализ подходов к изучению сущности психологической культуры личности показывает множество различных определений психологической культуры и в зависимости от этого выделяемых компонентов. Для упорядочивания многообразия приведём свод компонентов психологической культуры в работах современных исследователей, подготовленный Т.В. Шубнициной [14, С.58] и дополненный нами М.Г. Юдин [16, С.23]:
• М.К. Тутушкина: познание самого себя; познание другого человека; культура поведения и общения.
• Н.Н. Обозов: понимание и знание себя и других людей; адекватная самооценка и оценка других людей; саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.
• В.Г. Рындак: способность понимать других людей; умение адекватно эмоционально реагировать на психическое воздействие других людей.
• А.Б. Орлов: убеждения; переживания; представление о самом себе (реф-лексия); педагогические влияния.
• Л.С. Колмогорова: психологическая грамотность; психологическая компетентность; рефлексия; ценностно-смысловой компонент; культуротворчество.
• А.С. Зубра: психические процессы; психическое состояние; психические свойства; сенситивность; эмпатия; рефлексия.
• О.В. Пузикова: когнитивный, аффективный, мотивационный.
• Л.Т. Селезнёва: аксиологический; социальный; когнитивный; психологический; профессионально-технологический опыт.
• Т.В. Шубницина: эмоционально-мотивационный; когнитивный; деятельностный.
• К.М. Романов: когнитивный; практический; ценностно-смысловой.
• О.М. Мотков: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошая психологическая саморегуляция; творческий подход к делу; умение познавать себя; умение реалистично оценивать свою личность.
Представленное многообразие взглядов позволяет сделать вывод о том, что существует необходимость разделения понятий «общая психологическая культура» и «профессиональная психологическая культура». Об этом свидетельствует тот факт, что среди компонентов, относящихся к психологической культуре, встречаются и такие, как профессионально-технологический опыт (Л.Т. Селезнёва); культуротворчество (Л.С. Колмогорова); уровень делового общения, творческий подход к делу (О.М. Мотков). Л.С. Колмогорова прямо пишет об этом: «Психологическая культура человека может рассматриваться в контексте различных сфер жизнедеятельности (личной, профессиональной) с учётом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (врача, педагога, руководителя и т.д.), особенностями решаемых задач» [6, С.31].
В работе А.Б. Орлова [11] дается определение профессиональной психологической культуры педагога. Он считает, что подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (то есть не аутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических, по своей сути, практиках.
Анализируя представленные выше исследования, мы посчитали целесообразным ориентироваться на следующие составляющие профессиональной психологической культуры: когнитивный, аффективный, мотивационный компоненты.
Когнитивный компонент включает в себя кругозор, эрудицию, способ-ность к обобщению и анализу информации, пространственное мышление, ус-тойчивость мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, внимание. Аффективный компонент – это правила и нормы в сфере природы человека, общения, поведения. Наличие доступных проверке опытом представлений о процессах переживания, о межличностных и групповых процессах, коммуникативные и рефлексивные умения и навыки, саморегуляция, эмпатия, эмоциональная гибкость, устойчивость. Моти-вационный компонент включает в себя стремления, убеждения, взгляды, позиции, выбор психологических ценностей и мотивов, включение их в жизнедеятельность, созидательная ориентация, сознательное отношение к се-бе, другим, миру.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой изучению отдельных компонентов психологической культуры личности, предполагает сведение психологической культуры к профессиональной деятельности, формированию и совершенствованию определённых психических процессов, свойств, качеств, умений, которые влияют в целом на всю жизнедеятельность человека, в том числе, и на профессиональную. Также психологическая куль-тура лежит в основе стремления человека к саморазвитию, к наращиванию профессиональной компетентности в её различных аспектах.
Таким образом, мы приходим к необходимости психологического образования педагогов, которое может привести к качественным преобразованиям психики, отношений (к себе, другим, к миру), поведения. А полноценность психологической культуры педагогов может быть обеспечена в результате систематического психологического образования и в разного рода психотерапевтических практиках.
Так, например, разбираться в людях и их психологии помогут лекционные материалы по общей психологии, в частности, особенности темперамента, характерологические особенности, знание психотипов, возрастной психологии, психологии развития. Адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние других людей помогут групповые тренинги по тематике: «Управление конфликтом». Выбор способов общения с учётом индивидуальных особенностей оппонентов помогут тренинги общения и т.д.
В частности, проведённый нами семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения в 2009-2010 уч.г. на базе государственного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1851 «Управление конфликтом как повышение качества взаимодействия педагогов детей и родителей» по темам: «Психология конфликта», «Группа и конфликт», «Составляющие конфликта», «Стратегии поведения в конфликте» и др., привёл к снижению конфликтности в педагогическом коллективе со средне-высокого уровня до средне-низкого, а также способствовал сплочению педагогического коллектива. Семинар проходил на территории детского сада в течение 2 месяцев.
Часто возникает вопрос о психологической защите специалиста во время профессиональной деятельности. В качестве примера приводим ряд приёмов эмоционально-образной защиты (см. приложение).
Принятие во внимание основных форм проявления психологической культуры – регуляцию и организацию своих состояний, своих отношений с окружающими и миром – выводит нас на необходимость разработки психологического инструментария для повышения общего «фона» психологической культуры педагогов.
Резюме:
Психологическая культура представляет собой системное психологическое образование, включающее когнитивный, аффективный и мотивационный компоненты. Она характеризуется культурно-психологическими стремлениями: к самоактуализации, к конструктивному общению, к саморегуляции, к творчеству, к конструктивному и гармоничному ведению дел и, как следствие, к повышению профессиональной компетенции. Выделенные компоненты психологической культуры не существуют изолированно друг от друга, что обосновывает принцип системности. Поэтому, воздействуя на любой из компонентов, мы воздействуем на систему в целом.
Среди многочисленных социокультурных факторов, детерминирующих психологическую культуру, психологическое образование является одним из наиболее значимых.
Психологическая культура становится неотъемлемой частью культуры общества, поэтому педагогам необходим достаточно высокий её уровень.
Формированию высокого уровня психологической культуры способствует систематическое психологическое образование с применением различных психотерапевтических практик и, желательно, внутри педагогического коллектива, непосредственно по месту профессиональной деятельности.
В связи с тем, что деловая психологическая культура является ресурсом дальнейшего развития общества, предлагаем сделать постдипломное психологическое образование неотъемлемой, систематической частью педагогической профессиональной деятельности.

 
461119Дата: Вторник, 05.04.2011, 22:17 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Литература
1. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 54-58
2. Буров В., Дулимова Ю., Куликовская А. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России. - 2000.- № 2. -С. 8-13.
3. Генисаретский О.И. Проектность личностного роста. http:// www.procept.ru/publications/ (14 августа 2003).
4. Генисаретский О.И. Проектность личностного роста. http:// www.procept.ru/publications/ (14 августа 2003).
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 199с.
6. Колмогорова, Л.С. Возрастные возможности и особенности станов-ления психологической культуры учащихся: Дисс. … доктора психологических наук / Л.С. Колмогорова. – М, 2000. – 471 с.
7. Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Сравнительное изучение осо-бенно¬стей становления психологической культуры старшеклассников и сту-дентов-первокурсников. http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog (10 сентября 2002)
8. Лифинцева, Н.И. Формирование психологической культуры учителя / Н.И. Лифинцева. – М.: Издательство МГУ. – Курск: Издательство КГПУ, 2003. - 204 с.
9. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности: Дисс. … канд. психологических наук / Н.А. Лужбина. – Барнаул, 2002. – 192 с.
10. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура лично-сти». http://www.uroki.ru (14 августа 2003)
11. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготов¬ки учителя // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - С. 16-25
12. Пузикова, О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (на примере личности учителя): Дисс. … канд. психологических наук / О.В. Пузикова. – Хабаровск, 2003. – 210 с.
13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Общая редакция Е.И. Исениной. – М.: ПРОГРЕСС. 2006. - 480 с.
14. Шубницына Т.В. Формирование психологической культуры сту-дентов технических специальностей вуза Дисс. … канд. психологических наук / Т.В. Шубницына. – М.: 2004. – 177с.
15. Юнг К.Г. Божественный ребёнок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. ОЛИМП – М.: 2003. – 400с.
16. Юдин М.Г. Влияние опыта управленческой деятельности на психологическую культуру руководителя. Дипломная работа /М.Г. Юдин – 2008.- 69с.
Приложение.
Приёмы эмоционально-образной защиты
Прием №1
Представьте в своем воображении защитную стену, разделяющую вас и объект, провоцирующий возникновение у вас ненужной реакции. Чем ярче и реальнее представлена «защита», тем выше вероятность вашей спокойной реакции. Защитную стену целесообразно представлять толстой и прозрачной, высокой и широкой, с полной уверенностью, что ее нельзя ничем разрушить.
Прием №2
Уменьшите в своем воображении объект раздражения или представьте, что Вы смотрите на него сверху. «Взгляд сверху» защитит и скроет при необходимости нежелательную эмоциональную реакцию.
Прием №3
Представьте себя находящимся в прозрачной пирамиде с неразрушимыми, но пропускающими звук стенками. Работая с проблемным оппонентом, периодически, по мере интуитивно понимаемой Вами необходимости, обновляйте созданный образ, фиксируя его повторно в своем воображении.
Пирамиду в своем воображении располагайте повыше за собой, над своей головой. При систематическом обновлении образа умозрительно представляйте, каким из этой пирамиды видится вам оппонент .
Прием №4
Представьте своего оппонента, находящимся на экране телевизора. Этот прием используется только при речевых стратегиях, когда Вы выслушиваете проблемного оппонента и защищаетесь от эмпатийного переноса.
Прием №5
В необходимый момент самоорганизации, как можно четче представьте себе, как Вы выглядите как будто посмотрели на себя со стороны, например, в зеркало.
Этот прием обеспечивает перевод в менее значимую эмоционально позицию, что позволяет избавиться от ненужной эмоции.
 
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 1851 » Доклад по теме ГЭП
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024