461119 | Дата: Четверг, 01.10.2009, 20:30 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| Рекомендации к разработке методического комплекса по развитию игровой деятельности дошкольников Актуальность проблемы разработки методического комплекса для воспитателей по руководству развитием детской игры определяется высокой значимостью развития игровой деятельности детей дошкольного возраста и недостаточной практической разработанностью вопросов педагогически целесообразного руководства игровым процессом в детском саду. Так, педагогика уделяет игре самое пристальное и серьезное внимание, рассматривая игровую деятельность как предшественницу деятельности учебной, и, с другой стороны, игру как способ познания и самопознания в процессе учебной деятельности. Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни — нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. В этом заключается теоретическая и практическая значимость разработки специального методического комплекса для сотрудников детского сада. В этом отношении опыта разработки таких комплексов в современных детских садах практически нет – он выступает как инновационный фактор развития педагогических потенциалов коллектива и методического звена ДОУ. Цель: формирование профессионально-практических навыков развития игровой деятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Познакомить педагогов ДОУ с теоретическими основами развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. 2. Сформировать навыки организации и проведения диагностики (определение уровня развития игровой деятельности детей дошкольного возраста) и самодиагностики (оценка создания условий, способствующих развитию игровой деятельности в ДОУ). 3. Обучить воспитателей детского сада методическим основам педагогического руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста. Достижение поставленных целей и задач обеспечивается путем реализации программных мероприятий. Рассмотрим их содержание и организационные формы. В содержание такого комплекса могут входить следующие темы: Тема 1. Понятие игры и игровой деятельности. Понятие игры. Происхождение игры. Природа и основные слагаемые игровой деятельности. Тема 2. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игровая деятельность детей дошкольного возраста. Функции игровой деятельности. Роль игровой деятельности в жизни и развитии ребенка. Тема 3. Развитие игровой деятельности в онтогенезе. Игровая деятельность в раннем возрасте. Игры детей младшего дошкольного возраста. Игровая деятельность в среднем дошкольном возрасте. Игры старших дошкольников. Тема 4. Классификация игр. Свободная игровая деятельность дошкольников; имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения; драматизированные игры по определенному сюжету; игры с правилами по сюжету; игры с правилами без сюжета; подвижные и спортивные игры; дидактические игры. Тема 5. Игры современных дошкольников. Особенности игровой деятельности современных дошкольников. Общее и отличия в играх мальчиков и девочек. Тема 6. Особенности организации и руководства игровой деятельностью дошкольников в детском саду. Методика организации и технология проведения игр в детском саду. Особенности педагогического руководства различными видами игровой деятельности дошкольников. Тема 7. Родители и детская игра. Организация игровой деятельности в семье. Рекомендации для родителей по руководству игрой ребенка в домашних условиях.
|
|
| |
461119 | Дата: Четверг, 01.10.2009, 20:30 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| Теперь опишем специфику реализации данного содержания на практике через подбор разнообразных форм работы с педагогами детского сада. В процессе работы с педагогами ДОУ старшему воспитателю необходимо сочетать традиционные и нетрадиционные формы работы. Для ознакомления педагогов с теоретическими основами темы можно использовать такие формы работы как педагогический совет, лекции. Для обсуждения практических вопросов следует выбирать активные формы работы — семинары, тренинги, практикумы, круглые столы. Например, при изучении раздела "Понятие игры и игровой деятельности" работу с воспитателями можно провести в два этапа. На первом этапе будут изложены теоретические материалы (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин и др.) в виде лекции. Актуализации этого материала будет способствовать второй этап — проблемный семинар "Что мы знаем о детской игре?", на котором педагоги проанализируют природу и основные слагаемые игровой деятельности (участники, правила, игровое пространство и игровое время, сюжет, реквизит, итог игры) с точки зрения своего практического опыта. Теоретический материал раздела "Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста" (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.), также преподнесенный в виде лекции будет закреплен с помощью круглого стола. Проблемой круглого стола будет являться анализ условий (предметно-развивающая среда и педагогическое руководство), созданных в данном дошкольном учреждении для развития игровой деятельности детей ("Методика оценки создания условий, способствующих развитию игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении" по Р.Б.Стеркиной "Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения"). Теоретические материалы о развитии игровой деятельности в онтогенезе (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) могут быть подкреплены докладами педагогов, подготовленными для семинара-практикума. Темой докладов будут особенности игровой деятельности дошкольников различных возрастных групп с примерами из педагогической практики. После лекции на тему "Классификация игр" (Т.Н.Доронова, И.С.Гринченко, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, В.Г.Яковлев, А.Н.Гриневский и др.) можно раздать педагогам задания составить список игр для детей своей возрастной группы. На втором занятии по этому разделу (семинар-тренинг) педагоги проанализируют эти списки с точки зрения соответствия предложенных игр условиям и возможностям детского сада. Следующий раздел методического комплекса акцентирует внимание педагогов на самой актуальной на сегодняшний день проблеме развития дошкольников — современном состоянии игровой деятельности детей. За последние десятилетия социально-культурные условия жизни ребенка значительно изменились, что отразилось в первую очередь на игровой деятельности дошкольников. Некоторые современные ученые считают, что эти изменения ведут к отклонениям в развитии важнейших сторон личности ребенка (В.В.Абраменкова, О.В.Гударева, Е.О.Смирнова, B.C.Собкин и др.). Данный раздел требует предварительной подготовки — диагностики уровня развития игровой деятельности дошкольников (Приложение к методическому комплексу "Диагностическая карта. Определение уровня развития игровой деятельности"). Проблема состояния игровой деятельности современных детей будет обсуждаться на педагогическом совете. Семинар-практикум будет посвящен изучению особенности игровой деятельности воспитанников детского сада (для этого в приложение к комплексу включен план-конспект семинара-практикума на тему: "Особенности игровой деятельности современных детей"). Особого внимания требует раздел, посвященный особенностям организации и педагогического руководства игровой деятельностью дошкольников в детском саду (Л.А.Абрамян, Т.Н.Доронова, А.И.Максаков, Н.Я.Михайленко, А.В.Калинченко и др.). Данная проблема будет рассматриваться на педагогическом совете (в приложение к комплексу включен план-конспект тематического педсовета "Особенности организации и руководства игровой деятельности дошкольников"). Круглый стол может быть посвящен вопросам практической реализации принципов педагогического руководства игрой дошкольников. Подготовка к последнему разделу данного методического комплекса требует анкетирования родителей (приложение "Анкета для родителей (игровая деятельность в семье)") и проведения на основе полученных данных анализа состояния игровой деятельности ребенка в семье. Данный вопрос будет обсуждаться на педагогическом совете, а результатом семинара-практикума должны стать разработанные педколлективом детского сада рекомендации для родителей по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. Основой разработанных рекомендаций являются результаты анкетирования родителей и данные диагностики уровня развития игровой деятельности дошкольников. Ожидаемые конечные результаты реализации данных мероприятий и использования методического комплекса в детском саду: - повышение педагогического мастерства воспитателей детского сада; - создание педагогических условий, обеспечивающих полноценное развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей по вопросам игровой деятельности детей.
|
|
| |