461119 | Дата: Суббота, 03.12.2011, 14:33 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Статус: Offline
| Образовательная область "Безопасность" как рейтинговое задание по дисциплине "Дошкольная педагогика"
студентки группы № 10/II - 472 зД МГПИ: Трошина Т.С., Тимонькина С.С., Панкратова С.П., Михеева Е.В., Куц С.В., Мелехова А.В., Безбородова И.Е.
В последние годы вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней уделяется самое пристальное внимание. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся и воспитанников, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма. Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, a c учетом членов их семей - более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России. В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важнейших задач всех ступеней образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности. Психолого-педагогическая подготовка сотрудников и воспитанников образовательных учреждений к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в образовательном учреждении. Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если воспитанники, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ безопасной жизнедеятельности в соответствии c решениями Правительства, Минобрнауки и МЧС России, требованиями образовательного стандарта. В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала образовательного учреждения новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано c освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов. Проблемы обеспечения безопасности в ДОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям. Анализ заболеваний и происшествий в образовательных учреждениях дает основания утверждать, что любая деятельность воспитанников и персонала потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.
Содержание разделов методического комплекса для воспитателей, который можно разработать по данной проблеме: 1. Бережем свое здоровье 1.1. Ценности здорового образа жизни 1.2. О профилактике заболеваний 1.3. Навыки личной гигиены 1.4. Поговорим о болезнях 1.5. О роли лекарств и витаминов
2. Безопасный отдых на природе 2.1. Бережное отношение к живой природе 2.4. Правила поведения на природе 2.5. Контакты с животными и насекомыми 2.6. Оказание первая помощь
3. Безопасность на дорогах города
3.1. Устройство проезжей части 3.2. ПДД для пешеходов 3.3. О работе ГИБДД 3.4. Правила поведения в транспорте
4. Семейное благополучие
4.1. Взаимная забота и помощь в семье 4.2. Осторожно! Чужой! 4.3. Осторожно! Электроприборы 4.4. Правила поведения при пожаре 4.5. Конфликты и ссоры между детьми
Рекомендации для старшего воспитателя по проведению практических занятий с педагогами.
Тематический педсовет. Тема: «Безопасный отдых на природе». Цель: внедрить в работу детского сада комплекс мероприятий, направленных на ознакомление детей с правилами безопасного поведения на природе в соответствии c ФГТ. Присутствовали: заведующая, старший воспитатель, медицинская сестра, физкультурный руководитель, воспитатели массовых групп. План проведения: Выступление заведующей об актуальности данной темы. Выступление старшего воспитателя о методах и способах работы с детьми и родителями по данной тематике. Выступление воспитателя с показом презентации (как одной из форм работы с детьми и родителями) на тему: «Ядовитые растения». Обсуждение темы безопасного отдыха на природе с целью выявления наиболее актуальных направлений работы и внедрения наиболее эффективных методов ее проведения в практику работы детского сада. Вынесение решений педсовета, одним из которых будет проведение тематического контроля по внедрению в работу детского сада комплекса мероприятий, направленных на ознакомление детей с правилами безопасного поведения на природе.
Семинар – практикум. Тема: «Комплексный подход к обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах». Участники: заведующая, старший воспитатель, физкультурный руководитель, музыкальный руководитель, воспитатели групп, инспектор ГИБДД. План проведения мероприятия. 1. Вступительное слово заведующей « Современные требования к обучению детей безопасному поведению на дорогах». 2. Вступительное слово сотрудника ГИБДД « Взаимодействие ДОУ с ГИБДД района» 3. Обзор практической работы «Коллекция идей»: • Организованная образовательная деятельность педагога с детьми через интеграцию областей «Безопасность», «Познание», «Коммуникация» и др. • Театрализованная деятельность «Азбука пешехода». • Практическое занятие на автоплощадке детского сада. • Организованная образовательная деятельность педагога с детьми в области «Физическая культура». «Эстафета зеленого огонька». 4. Современные технологии в обучении детей безопасному поведению на дорогах. (Доклад старшего воспитателя). 5. Подведение итогов.
Круглый стол Тема: «Безопасность в детском саду». План проведения мероприятия. 1. Выступление заведующей на тему: «Охрана жизни и здоровья детей в детском саду». 2. Выступление ответственного за пожарную безопасность в детском саду: - ознакомление коллектива с планом эвакуации; - хранение и правила пользования пожарным инвентарем; - правила поведения во время пожаров; 3. Выступление ответственного за антитеррористическую безопасность в детском саду. 4. Выступление медсестры: - о правилах оказания первой помощи; - о проведении работы с родителями по профилактике сезонных инфекционных заболеваний; - о проведении профилактических прививок; - о закаливании детей в ДОУ. 5. Обсуждение вопросов безопасности, внесение предложений по повышению эффективности охраны жизни и здоровья детей. 6. Наметить план работы по вопросу: «Безопасность в детском саду».
Проведение конкурса «Ребенок – семья – воспитатель». Образовательная область «Безопасность» Семейное благополучие. Воспитатель должен подготовить презентацию – отчет о проведении работы с детьми и с родителями в своей возрастной группе по заданной теме. Требования: - 15-20 слайдов; - полное раскрытие темы; - использование различных форм взаимодействия – досуги, экскурсии, викторины, открытые занятия для родителей, театральные постановки, конкурсы детско – родительских работ и т. д.
Проектные работы воспитателей 1) Огонь – наш друг, огонь – наш враг 2) Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения 3) Исследовательский проект «Питание и здоровье» 4) «Основы безопасности дошкольников»
|
|
| |