Взаимодействие в ДОУЧетверг, 28.03.2024, 13:58

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Консультативный пункт - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 502 » Консультативный пункт
Консультативный пункт
461119Дата: Вторник, 05.04.2011, 21:58 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
«Консультативный пункт как интерактивная форма работы
в детском саду»

педагог-психолог ГОУ детского сада №502 СОУО,
к.пс.н. А.Д.Барская

Открытие новых форм дошкольного образования, таких как консультативный пункт, задумывалось как обеспечение равного доступа всех детей дошкольного возраста к образовательным услугам, поскольку основным его контингентом являются семьи, имеющие детей, не посещающих детские сады.
Деятельность Консультативного пункта для родителей (законных представителей) регулируется положением, разработанным на основании примерного положения, утвержденного приказом Департамента образования г. Москвы от 12.04.2006 №202.
В нашем детском саду консультативный пункт открыт 01.09.2008г. для родителей и детей от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи и не посещающих образовательные учреждения. Руководитель структурного подразделения - Ласточкина Нина Михайловна, обладает богатым опытом работы с семьями детей дошкольного возраста, поскольку 40 проработала заведующей нашим детским садом.
Консультативный пункт является интерактивной формой работы в детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся в КП, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, мы можем оказать родителям действенную помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи нашего КП.
• Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания,
• Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям),
• Поддержка всестороннего развития личности детей в возрасте от 1 до 7 лет, не посещающих ДОУ,
• Помощь в социализации детей, не посещающих ДОУ.

Работа в КП ведется четырьмя специалистами: старшим воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, старшей медицинской сестрой и осуществляется следующим образом:
Старший воспитатель
• осуществляет организацию и планирование работы КП, деятельность специалистов, работающих в КП;
• осуществляет контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса;
• проводит оценку результативности работы;
• оказывает помощь специалистам КП в освоении и применении инновационных технологий;
• организует просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей;
• проводит индивидуальные занятия, беседы и консультации по запросам родителей.
Психолог
• проводит диагностику психического развития детей раннего и дошкольного возраста;
• устанавливает причины проблемных форм развития и поведения ребенка;
• консультирует родителей о возможных путях коррекции отклонений в психологическом развитии ребенка;
• оказывает помощь в подготовке ребенка к посещению детского сада и переходе детей старшего дошкольного возраста на следующую образовательную ступень – школу;
• осуществляет психологическое сопровождение детей и членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними.
Логопед
• проводит в присутствии родителей первичную диагностику уровня развития речи ребенка;
• выявляет недостатки и причины речевого развития детей раннего и дошкольного возраста;
• организует и проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в присутствии родителей (законных представителей);
• осуществляет коррекционно-развивающую деятельность с целью развития артикуляционного аппарата, мелкой моторики, слуха и речи ребенка;
• проводит индивидуальные и подгрупповые консультации для родителей (законных представителей) с целью обучения приемам постановки звуков, развития грамматического строя речи, связной речи.
• Направляет детей со сложной структурой дефекта на ПМПк.
Медсестра
• Оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам:
• организации физического воспитания, развития, закаливающих процедур и режима дня в домашних условиях;
• антропометрии детей;
• оздоровления, профилактики и предупреждения заболеваний у детей;
• эффективности физического воспитания с оценкой физической нагрузки на ребенка по возрастным норма;
• разработки индивидуальной программы оздоровления ослабленных и часто болеющих детей.
Таким образом, работа специалистов консультативного пункта имеет профилактические, диагностические, коррекционные, развивающие и консультативные функции. Наш опыт показывает, что наиболее востребованными оказались последние – развивающие и консультативные.
Рассмотрим возрастной состав детей.
Распределение детей, посещающих КП, по возрастам.

Как показывает наш опыт, большая часть родителей, обращающихся в КП – это родители имеющие детей в возрасте до 3 лет. Из них подавляющее большинство составляют дети без серьезных отклонений в развитии. Мы предполагаем, что, с одной стороны, дети именно этого возраста в меньшей степени социализированы и охвачены дошкольными учреждениями. С другой стороны, родители детей, в первую очередь, конечно, мамы уже хотели бы «выйти из дома в люди» для общения, и не только. Часть современных родителей ищет возможности для развития своих детей вне стен дома уже в таком раннем возрасте. Таким образом, бесплатные образовательные услуги для детей раннего возраста оказываются очень востребованными.
Но даже в тогда, когда первоначально идет запрос на коррекционную работу с ребенком, часто оказывалось достаточно развивающих занятий и консультаций. Нередко, в тех случаях, когда родители жаловались на поведение ребенка, причина нарушений, как потом показывала диагностика, заключалась не в тех или иных нарушениях психического развития, а в недостаточном понимании родителями своего ребенка, в непонимании возрастных особенностей, проблемах в жизни семьи, несогласованной позиции в вопросах воспитания близких для ребенка людей.
В этих случаях себя прекрасно зарекомендовали совместные с родителем игровые развивающие занятия с детьми.
Структура игрового развивающего занятия.
1. Встреча (создание благоприятных условий для эмоционального комфорта ребенка и родителей);
2. Установление контакта с помощью интересных или необычных игрушек, сказочных персонажей, коммуникативных игр и т.д.
3. Выполнение поставленных целей и задач с помощью различных дидактических, сюжетно-ролевых игр, релаксационных и сенсомотрорных упражений, творческих заданий;
4. Подведение итогов (поощрение, самооценка);
5. Прощание и мотивация на дальнейшее сотрудничество.
В игровое занятие могут быть включены элементы свободной игры детей, а также консультирование родителей в конце занятия или комментирование в процессе игрового сеанса.
C детьми раннего возраста родители участвуют в и игровых сеансах. Они практически осваивают новые способы взаимодействия с ребенком, убеждаются на практике в эффективности предлагаемых рекомендаций. Это позволяет наладить взаимодействие и продуктивное сотрудничество с родителями еще до того, как ребенок начинает посещать дошкольное учреждение.
Таким образом, удается решить ряд важнейших задач, которые мы бы разделили на четыре группы:
1. создание благоприятных условий для последующей адаптации ребенка в ДОУ,
2. формирование у родителей доверия и установки на дальнейшее конструктивное сотрудничество с ДОУ,
3. повышение родительской компетентности
4. улучшение понимания поведения ребенка родителем.
Создание благоприятных условий для последующей адаптации ребенка в ДОУ.
Мы стараемся, чтобы все дети, которые планируют в дальнейшем стать воспитанниками нашего ДОУ, посетили консультативный пункт. Частично это происходит по инициативе самих родителей, частично она исходит от администрации ДОУ, если родители ранее не располагали информацией о наличии КП в нашем детском саду. Часть будущих воспитанников посещает КП всего несколько раз для полноценного знакомства специалистов с ребенком и необходимыми консультациями. Мы стараемся взять ребенка на сопровождение, если предполагаем, что возможна длительная и сложная адаптация по ряду причин.
Посещение КП позволяет размыть резкую границу перехода для малыша от жизни дома к жизни в детском саду. Ребенок привыкает с самой обстановке, к стенам, новой форме взаимодействия со взрослым, к системе занятий со своими гласными и негласными правилами. Мы начинаем занятия совместно с родителями, но в процессе можем предложить родителю оставить ребенка одного с педагогом на весь игровой сеанс. Ребенок также осваивает пространство детского сада: физкультурный и музыкальный залы, заглядывает в свою будущую группу, знакомится с воспитателями. В мае – июне дети вместе с родителям (при наличии медицинской справки) могут присоединиться к прогулке детей ясельной группы. В случае, если ребенок был на сопровождении и посещал прогулки – адаптация у детей протекает гораздо быстрее и спокойнее.
Но даже, если ребенок посетил наш консультативный пункт один раз, это имеет очень важное значение. Во-первых, мы стараемся собрать максимально информацию, которая была бы полезна в первые самые сложные дни для воспитателя. Благодаря этой информации, которую дают родители о ребенке и проведенное психолого-педагогическое обследование, педагоги могут подобрать конкретные эффективные способы взаимодействия с пока еще малознакомым ребенком с первых дней. Во-вторых, мы проводим большую консультативную работу с родителями, чтобы построить режим адаптации, исходя из конкретных особенностей и возможностей их собственного ребенка. Мы можем сразу ориентировать родителей на длительную адаптацию, что позволяет избежать многих ошибок. Одной из таких распространенных ошибок является мнение, что адаптационный период длится две недели. А с третьей недели многие родители уже думают оставлять ребенка на сон. Мы также выделяем важные подготовительные шаги, которые помогут быстрее адаптироваться в группе: приближение ритма жизни семьи к ритму детского сада, развитие необходимых навыков самообслуживания и т.д.
Формирование у родителей доверия и установки на дальнейшее конструктивное сотрудничество с ДОУ.
Возможность спокойного внимательного первого знакомства снимает естественную тревожность родителей, которые впервые собираются отдать ребенка в детский сад. Мы стараемся с первых же дней показать свою полную открытость для сотрудничества, которое является приоритетом в работе нашего детского сада. В нашем образовательном учреждении второй год действует экспериментальная площадка «Взаимодействие детей, педагогов и родителей в условиях ДОУ».
Если ребенок зачисляется на сопровождение в ходе консультативной работы не только с психологом, но со всеми специалистами складываются теплые доверительные отношения. Таким образом, создается почва для сотрудничества еще до того, как ребенок пошел в детский сад.
Повышение родительской компетентности
Мы консультируем родителей, предоставляя ему те необходимые знания об особенностях развития его ребенка, которых ему не хватает. Он имеет возможность обсудить свои собственные интуитивные представления о воспитании и развитии ребенка, а также идеи почерпнутые из популярной литературы.
Родитель также наблюдает за занятиями специалистов и получает информацию, которую ему трудно было бы почерпнуть другим путем. В ходе совместных игровых сеансов родители на практике осваивают новые игры и приемы.
Большинство мам с удовольствие знакомятся с собранной в КП литературой по интересующим их вопросам.
Мы также приглашаем родителей на открытые занятия, семинары и практикумы, которые проводят педагоги для родителей детей, посещающих группы детского сада.
Родители понимают главное. Во-первых, что ребенок много и порой очень активно действуя, удовлетворяет базовую, присущую возрасту потребность в движении, во-вторых, действуя с предметами, он знакомится с их свойствами, а в-третьих необходимо всячески развивать умение ребенка самостоятельно играть.
Мы видим, как меняются наши родители, они усваивают и начинают применять на практике новые способы взаимодействия с ребенком, они выбирают адекватные возрасту и характеру ребенка игры и занятия, родители меньше нуждаются в консультативной помощи, поскольку становятся сами достаточно компетентными родителями.
Улучшение понимания поведения ребенка родителем.
Как показывает практика, многие поведенческие проблемы детей раннего возраста связаны с недостатком понимания в семье потребностей ребенка, несогласованной позицией взрослых и их непониманием, что проблемы ребенка связаны не столько с ним самим, сколько с проблемами в семье. Консультативная работа психолога помогает осознать ситуацию и наметить пути изменения в семье.
Совместные развивающие занятия позволяют мамам на практике увидеть, как они строят свое взаимодействие с ребенком, чувствуют ли они его потребности или навязывают свою линию поведения.
К сожалению, значительная часть родителей просто не играет со своими детьми, заменяя насыщенную атмосферу игрового взаимодействия ребенка со взрослым, игрушками, мультфильмами, а иногда ранним неадекватным обучением. Мы привлекаем внимание родителей к важности игровой деятельности, обучаем их приемам, формируем навыки руководства детской игровой деятельностью. Таким образом, наши занятия становятся совместным игровым тренингом.
Результативность работы в рамках КП определяется, как объективными повторными диагностическими обследованиями, так и отзывами родителей о динамике развития ребенка и положительными изменениями в его поведении, а также лучшем понимании своего ребенка и изменении эмоционального фона жизни в семье.

 
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 502 » Консультативный пункт
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024