Мониторинг социально-нравственной воспитанности детей

в семье и ДОУ

 

                  1 СТАДИЯ: РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЕ

 

     На основе методических разработок А.В.Липницкой создана серия диагностических методик, позволяющая выявить особенности социальных и нравственных представлений и чувств у детей, проявляющихся в условиях общения со взрослыми в детском саду и семье.

 

                 Критерии и содержание диагностических методик

 

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, взрослый, пожилой человек.

Дидактическая беседа «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?

2. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина – любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет увлечение).

Индивидуальная беседа с ребенком: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?

3. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение взрослых.

Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведет при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты еще хочешь его порадовать?

4.Имеет представления о культурных традициях своей семьи.

Индивидуальная беседа с ребенком: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет а других семьях?

5. Узнает и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

Рассматривание иллюстраций с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребенком в повседневной жизни.

6.Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, отзывчивый, заботливый, трудолюбивый, смелый и т.д.)

Наблюдения за детьми в повседневной жизни. Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чем это проявляется и т.д.)

7. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое полное имя человека.

Вопросы: Девочку зовут Оля. Как ее будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет?

8. Имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды.

Индивидуальная беседа с ребенком: Как называется наша планета? Какие страны мира ты знаешь? Ребенку предлагается показать на картинке людей разных народов мира и назвать их.

    

     За каждое задание начисляется от 1 до 3 баллов. Результаты всех ответов детей оцениваются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень: 20 – 24 баллов;

Средний уровень: 14 – 19 баллов;

Низкий уровень: 8 – 13 баллов.

 

                2 СТАДИЯ: РЕБЕНОК И СВЕРСТНИКИ

 

     На этой стадии осуществляется оценка социально-нравственного развития ребенка, его представлений о нормах и правилах поведения, взаимоотношений, способности к сочувствию, действий в отношении к сверстникам.

 

                        Критерии и содержание диагностических методик

 

Представления, умения, навыки.

Диагностические методики.

1.Имеют представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, их внешнего вида, любимых занятиях.

Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель и т.д. Предлагается разложить картинки по соответствию.

2. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчесываться? У кого кудрявые волосы? И т.д.

3. Узнает и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

Рассматривание иллюстраций с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребенок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребенком в повседневной жизни.

4. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для совместной деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Наблюдения за ребенком в повседневной жизни, в сюжетно – ролевых играх.

5.Понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл.

Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению к взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очередность?

 

За каждое задание начислялось от 1 до 3 баллов.

Результаты ответов детей оценивались по следующим уровням:

Высокий уровень: 13 – 15 баллов;

Средний уровень: 9 – 12 баллов;

Низкий уровень: 5 – 8 баллов.

 

               3 СТАДИЯ: ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К САМОМУ СЕБЕ

 

     На данной стадии осуществляется оценка социально-нравственного развития ребенка, касающаяся осознания норм и правил социально-нравственного поведения в обществе, осознания своей позиции в семье, обществе, стремление к самостоятельности. При этом используются следующие методы: индивидуальные беседы, дидактические игры, наблюдения за ребенком в повседневной жизни.

 

                           Критерии и содержание диагностических методик

 

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

1. Знает свою фамилию, имя, отчество, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона, место работы родителей

Индивидуальная беседа с ребенком

2. Имеет представления о родословной своей семьи.

Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их родителей? Кем они были?

3.Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.

Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, легкие ит.д. Зачем человеку..? Как сохранить их здоровыми? Что можно и чего нельзя? И т.д.

4. Имеет представления о правилах пользования электроприборами.

Вопросы по картинкам. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Твои действия?

5. Знает элементарные правила дорожного движения.

Дидактическая игра на правила дорожного движения. Проведения досуга.

6. Имеет некоторые сведения об истории своего города, достопримечательностях.

Рассматривание иллюстраций о городе. Вопросы: Как называется город где ты живешь? Какие знаешь улицы? Музеи? И т.д.

7.Имеет представления о школе.

Дидактическая игра «Режим дня школьника»(ребенку предлагается разложить картинки в нужной последовательности). Беседа: что делают в школе? Как называются занятия в школе? Ит.д.

8.Проявляет самостоятельность, избегает опеки старших в привычных ситуациях.

Наблюдения за ребенком в повседневной жизни.

9.Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

Ребенку предлагается построить постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определенные действия по словесной инструкции педагога.

 

     Результаты ответов детей оцениваются по уровням:

Высокий уровень: от 22 -27 баллов;

Средний уровень: от 15 – 21 баллов;

Низкий уровень: от 9 – 14 баллов.

     За каждое задание начисляется от 1 до 3 баллов.

 

Экспертная оценка решения педагогами задач взаимодействия и формирования взаимоотношений детей

(по программе «Дружные ребята» Р.С. Буре)

Задачи воспитания

Экспертная оценка (в баллах)

Воспитатели[1]

 

Родители

1 балл

2

3

4

5

1 балл

2

3

4

5

Воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, их интересы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить сочетать свои потребности в игре, занятиях с интересами сверстников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умение обосновывать своё мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способствовать осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать элементарные представления о себе, как участнике общей деятельности, об отношении к ней и способы поведения, соответствующие этим представлениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обогащать гуманные чувства, формировать представления о нормах гуманности; организовывать опыт добрых проявлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводить коррекционную работу с детьми, в поведении которых преобладают негуманные, негативные проявления в адрес окружающих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Итоги

     Результаты мониторинга по всем этапам оцениваются по уровням:

 - НИЗКИЙ: социально-нравственное поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т.д.

 - СРЕДНИЙ: Ребенок стремится к положительным формам социально-нравственного поведения. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

 - ВЫСОКИЙ: Ребенок охотно вступает в общение. Выполняет правила социально-нравственного поведения со взрослыми и сверстниками, усвоенные в семье и детском саду. Проявляет умение понять ситуацию и эмоциональное состояние окружающих, не только близких, но и незнакомых людей. Стремится к самостоятельности. В играх с правилами в случае недоразумений ссылается на правила игры.

 

 



[1] В нужное место, соответствующее балловой оценке, следует поставить знак «+».