Мониторинг
социально-нравственной воспитанности детей
в семье и
ДОУ
1 СТАДИЯ: РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЕ
На основе методических разработок А.В.Липницкой создана серия
диагностических методик, позволяющая выявить особенности социальных и
нравственных представлений и чувств у детей, проявляющихся в условиях общения со
взрослыми в детском саду и семье.
Критерии и содержание
диагностических методик
Представления, умения,
навыки |
Диагностические
методики |
1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития
человека: младенец, дошкольник, школьник, взрослый, пожилой
человек. |
Дидактическая беседа «Выложи цепочку». Вопросы:
Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой? |
2. Имеет представления о многообразии социальных
ролей, выполняемых взрослыми (женщина – любящая мать, на работе труженица,
в свободное от работы время имеет увлечение). |
Индивидуальная беседа с ребенком: Как мама
заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем
мама любит заниматься в свободное время? |
3. Имеет представления о том, что от поведения
детей зависит настроение взрослых. |
Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как
она себя ведет при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации?
Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты еще хочешь его
порадовать? |
4.Имеет представления о культурных традициях своей
семьи. |
Индивидуальная беседа с ребенком: Как вы
встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то
такое, чего нет а других семьях? |
5. Узнает и называет разные эмоциональные
состояния взрослого по мимике, жестам, позе. |
Рассматривание иллюстраций с изображением разных
эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него
настроение? Наблюдения за ребенком в повседневной
жизни. |
6.Правильно понимает слова, выражающие моральную
оценку качеств личности (добрый, вежливый, отзывчивый, заботливый,
трудолюбивый, смелый и т.д.) |
Наблюдения за детьми в повседневной жизни. Анализ
героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей.
(Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки?
В чем это проявляется и т.д.) |
7. Имеет представления о том, как образуются
отчества и взрослое полное имя человека. |
Вопросы: Девочку зовут Оля. Как ее будут звать,
когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы,
когда он вырастет? |
8. Имеет представления о многообразии народов
мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды.
|
Индивидуальная беседа с ребенком: Как называется
наша планета? Какие страны мира ты знаешь? Ребенку предлагается показать
на картинке людей разных народов мира и назвать
их. |
За каждое задание начисляется от 1 до 3 баллов. Результаты всех ответов
детей оцениваются в соответствии со следующими уровнями:
Высокий уровень: 20 – 24 баллов;
Средний уровень: 14 – 19 баллов;
Низкий уровень: 8 – 13 баллов.
2 СТАДИЯ: РЕБЕНОК И СВЕРСТНИКИ
На этой стадии осуществляется оценка социально-нравственного развития
ребенка, его представлений о нормах и правилах поведения, взаимоотношений,
способности к сочувствию, действий в отношении к сверстникам.
Критерии и содержание диагностических методик
Представления, умения,
навыки. |
Диагностические
методики. |
1.Имеют представления о некоторых характерных
особенностях детей разного возраста и пола, их внешнего вида, любимых
занятиях. |
Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с
изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных
картинок: соска, машина, кукла, портфель и т.д. Предлагается разложить
картинки по соответствию. |
2. Имеет представления о некоторых особенностях
характера и поведения своих сверстников. |
Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто
никогда не опаздывает? Кто не любит расчесываться? У кого кудрявые волосы?
И т.д. |
3. Узнает и называет разные эмоциональные
состояния сверстника по мимике, жестам, позе. |
Рассматривание иллюстраций с разными
эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребенок? Какое у него
настроение? Наблюдения за ребенком в повседневной
жизни. |
4. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой
группе детей для совместной деятельности (труд, игра), определять общий
замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями
партнеров, оценивать результат и характер
взаимоотношений. |
Наблюдения за ребенком в повседневной жизни, в
сюжетно – ролевых играх. |
5.Понимает, почему нужно выполнять правила, их
гуманистический смысл. |
Беседа: Зачем человеку выполнять правила
поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению
к взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам,
играть дружно, быть справедливым, соблюдать
очередность? |
За
каждое задание начислялось от 1 до 3 баллов.
Результаты ответов детей оценивались по следующим
уровням:
Высокий уровень: 13 – 15 баллов;
Средний уровень: 9 – 12 баллов;
Низкий уровень: 5 – 8 баллов.
3 СТАДИЯ: ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К САМОМУ
СЕБЕ
На данной стадии осуществляется оценка социально-нравственного развития
ребенка, касающаяся осознания норм и правил социально-нравственного поведения в
обществе, осознания своей позиции в семье, обществе, стремление к
самостоятельности. При этом используются следующие методы: индивидуальные
беседы, дидактические игры, наблюдения за ребенком в повседневной
жизни.
Критерии и содержание диагностических методик
Представления, умения,
навыки |
Диагностические
методики |
1. Знает свою фамилию, имя, отчество, пол,
возраст, дату рождения, адрес, номер телефона, место работы
родителей |
Индивидуальная беседа с
ребенком |
2. Имеет представления о родословной своей
семьи. |
Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у
них детей? Как звали их родителей? Кем они
были? |
3.Знает о назначении некоторых внутренних органов
человека и условия их нормального
функционирования. |
Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, легкие
ит.д. Зачем человеку..? Как сохранить их здоровыми? Что можно и чего
нельзя? И т.д. |
4. Имеет представления о правилах пользования
электроприборами. |
Вопросы по картинкам. Набор предметных картинок с
изображением электроприборов. Вопросы: что это? Как правильно
пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Твои
действия? |
5. Знает элементарные правила дорожного
движения. |
Дидактическая игра на правила дорожного движения.
Проведения досуга. |
6. Имеет некоторые сведения об истории своего
города, достопримечательностях. |
Рассматривание иллюстраций о городе. Вопросы: Как
называется город где ты живешь? Какие знаешь улицы? Музеи? И
т.д. |
7.Имеет представления о
школе. |
Дидактическая игра «Режим дня школьника»(ребенку
предлагается разложить картинки в нужной последовательности). Беседа: что
делают в школе? Как называются занятия в школе?
Ит.д. |
8.Проявляет самостоятельность, избегает опеки
старших в привычных ситуациях. |
Наблюдения за ребенком в повседневной
жизни. |
9.Владеет элементарным самоконтролем, приемами
сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить
ошибки и исправлять их. |
Ребенку предлагается построить постройку по
образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным
алгоритмом; выполнить определенные действия по словесной инструкции
педагога. |
Результаты ответов детей оцениваются по уровням:
Высокий уровень: от 22 -27 баллов;
Средний уровень: от 15 – 21
баллов;
Низкий уровень: от 9 – 14 баллов.
За каждое задание начисляется от 1 до 3 баллов.
Экспертная оценка решения педагогами
задач взаимодействия и формирования взаимоотношений
детей
(по программе
«Дружные ребята» Р.С. Буре)
Задачи воспитания |
Экспертная оценка (в
баллах) | |||||||||
Воспитатели[1] |
Родители | |||||||||
1 балл |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 балл |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Воспитывать доброжелательность, умение
ориентироваться на состояние сверстников, их
интересы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учить сочетать свои потребности в игре, занятиях с
интересами сверстников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений
в условиях совместной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формировать умение обосновывать своё
мнение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способствовать осознанию детьми личностной
значимости поступков, соответствующих нормам морали |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формировать активное отношение к положительным и
отрицательным поступкам сверстников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формировать элементарные представления о себе, как
участнике общей деятельности, об отношении к ней и способы поведения,
соответствующие этим представлениям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обогащать гуманные чувства, формировать
представления о нормах гуманности; организовывать опыт добрых
проявлений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проводить коррекционную работу с детьми, в
поведении которых преобладают негуманные, негативные проявления в адрес
окружающих |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоги
Результаты мониторинга по всем этапам оцениваются по
уровням:
- НИЗКИЙ:
социально-нравственное поведение ребенка и его общение с окружающими
неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах
культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребенок
испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию
партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с
добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса
к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и
т.д.
- СРЕДНИЙ:
Ребенок стремится к положительным формам социально-нравственного поведения. Он
имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке,
однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки
взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет
элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других,
проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение
в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.
- ВЫСОКИЙ:
Ребенок охотно вступает в общение. Выполняет правила социально-нравственного
поведения со взрослыми и сверстниками, усвоенные в семье и детском саду.
Проявляет умение понять ситуацию и эмоциональное состояние окружающих, не только
близких, но и незнакомых людей. Стремится к самостоятельности. В играх с
правилами в случае недоразумений ссылается на правила
игры.