Особенности работы с
молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей
Чурилова Л.В., воспитатель
ГОУ детского сада №1641 г.Москвы
В рамках нашего исследования был разработан комплекс мероприятий с молодыми родителями по оптимизации нравственного воспитания детей в семье. При этом использовались следующие формы работы с родителями.
Групповые формы
Тематика групповых родительских собраний (формы проведения – «круглый стол», дискуссия, игры, конкурсы) может быть следующей:
· Социально - нравственное воспитание в молодой семье. Цель собрания: сформировать представления о том, что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формирование нравственных качеств личности, является семья.
· Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка. Цель собрания: дать представления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.
· Уроки общения. Цель собрания: углубить знания молодых родителей по вопросам нравственного воспитания; дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания и подвести их к анализу собственного педагогического опыта.
· Воспитание культуры поведения у дошкольников. Цель собрания: необходимость терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, как воспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям.
· О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников. Цель собрания: познакомить родителей со средствами решения нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, о содержании семейных ролей.
· Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Цель собрания: формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности и красоте родного края; формирования у детей любви к природе, бережного к ней отношения.
При этом молодые родители, наибольший интерес проявили к теме «Социально – нравственное воспитание ребенка в семье» (в частности, к проблеме воспитания нравственности в процессе общения детей со старшим поколением – с бабушками и дедушками) и теме «Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка». Поэтому для них были разработаны специальные методические рекомендации.
Тематика групповых консультаций:
При этом молодые родители с особым энтузиазмом отнеслись к теме «Как организовать труд детей дома». Поэтому мы предложили им специальную шпаргалку для родителей, которая называлась «Условия, необходимые для воспитания нравственности в процессе труда».
Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работы активно используют наглядную агитацию. Для этого в работе с родителями активно используются папки – передвижки, папки – раскладушки. Например, в папке «Словарь вежливого человека» были изложены рекомендации педагога, высказывания писателей о вежливости, общей культуре человека. Давались советы о том,
* как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста;
* что читать детям;
* как поступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо и грубо.
В других случаях обсуждался круг домашнего чтения, который мог бы способствовать воспитанию у детей нравственных чувств и представлений. Для этого создается стенгазета «Что читать детям и о чем с ними беседовать»
В ее содержании могут быть отражены рекомендации по проведению этических бесед с детьми по поводу прочитанного:
- «Морозко». Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по разному ведут себя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, а другая грубит?
- В. Одоевский «Мороз Иванович». Кто обращался к девочкам за помощью в царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Кого из них можно назвать по- настоящему заботливой? Почему?
- С.Аксаков «Аленький цветочек». Виновата ли младшая дочь в том, что, стараясь найти для нее подарок, отец попал в беду? Почему она согласилась ехать к лесному зверю? Было ли ей страшно? Можно ли сказать, что младшая дочь любит отца только за подарки? и т.д.
Приведен список рекомендуемой литературы для подобного чтения и обсуждения:
· Л.Толстой «Котенок»
· А.Н.Толстой «Золотой ключик»
· К.Чуковский «Айболит»
· С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Счастливый день»
· Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Снежная Королева» и другие
· В.Драгунский «Друг детства», «Он живет и светится», «Тайное становится явным», книга «Удивительный день» и т.д.
· М.Зощенко «Рассказы для детей»
· Н.Н.Носов «Рассказы для детей»
· С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса»
· В.Бианки книга «Рассказы и сказки», «Как муравьишко домой спешил»
· Э.-Т.- А. Гофман «Щелкунчик»
· С.Аксаков «Аленький цветочек»
· Сказки: «Сивка - бурка», «Хаврошечка», «Заяц - хвастун», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другие
· А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
· В.Катаев «Цветик - семицветик»
· Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
и другие произведения.
В группе организовать совместные конкурсы детей и родителей, проектная деятельность, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях.
Совместные конкурсы:
* Поделки из природного материала;
* Сезонные выставки совместных работ;
* Выполнение детьми и родителями повседневной домашней работы (оформление стенда с фотографиями);
* Совместные досуги родителей и детей (оформление стенда с фотографиями);
* Выставки совместных рисунков («Моя семья», «Спортивная семья», «Я» и другие);
Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи.
Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье. Задачи, которые приходится решать в процессе этой деятельности, многообразны.
Задачи познавательного характера: формировать представления о семье; расширять представления о семье (у нее есть свои традиции и история); формировать элементарные представления о родословной.
Задачи нравственного воспитания: воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых.
Составление родословной служит сплочению членов молодой семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Для этого проводятся групповые и индивидуальные беседы и консультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной, герба семьи. В папке «Рекомендации для родителей» разместить дополнительную информация о терминах, которые педагог использует в работе с детьми. Родители активно, с интересом отнесутся к заданию, обмениваясь информацией, обсуждая свои проекты между собой, делясь опытом.
Индивидуальные формы
В рамках организации индивидуальной работы с молодой семьей, проводятся индивидуальные беседы и консультации, включающие использование шпаргалки для родителей по социально – нравственному воспитанию ребенка в семье. (Приложение 3)
В работу с родителями активно вовлечь детей. Это возможность через привлечение родителей к организации занятий с ними в детском саду и бесед.
Примерная тематика работы в группе в этом направлении:
· Развитие речи: составление рассказа по сюжетной картине «Семья» (демонстрационный материал); составление рассказов: «Здравствуйте родители!», «Много у мамы с нами хлопот», «Моя родня» и т.д.
· Ознакомление с окружающим миром: «Семейные традиции», «Что значит дружба», «Как вести себя в гостях»; «Родословная – старинная русская традиция»; «Моя семья»; «Новогодние традиции народов Земли», «Мы все знаем и умеем», «Профессии» и т.д.
· Чтение литературных произведений: С.Баруздин «Мамина работа»; В.Драгунский «Моя сестра Ксения»; Н.Носов «И я помогаю»; Т.Шорыгина «Родные вещи» и т.д.
· Аппликация: выполнение поздравительных открыток к праздникам (День защитника Отечества, 8 марта, День Победы, день мамы), «Мой дом» и.т.д.
· Беседы с детьми вне занятий: «Мой папа может все!», «Кто такие – родные, друзья, соседи?», «Коробочка добрых дел» и т.д.
· Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного социально - эмоционального опыта, которые носят проблемный характер, т.е. заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу (Практические ситуации: «Наша забота нужна всем», «Научи своего друга тому, что умеешь сам», «Подскажи решение», «Поможем нашим игрушкам», «Книжный доктор» и т.д.).
Подключение родителей к опыту обобщения опыта нравственного воспитания ребенка в семье через ведение дневника родителей и составление индивидуальной картотеки нравственных ситуаций на тему: «Дела домашние, или воспитание и обучение в естественных условиях».
Памятка к составлению индивидуальной картотеки нравственных ситуаций для молодых родителей составлена следующим образом:
Уважаемые родители! Вы можете многое сделать
для нравственного развития и воспитания ребенка в семье, используя естественные
ситуации.
Технология обсуждения
ситуаций
Например:
Когда Вы и ваш ребенок вместе |
Вы можете сказать или спросить |
Это поможет Вашему ребенку |
Помогите ребенку учиться самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки |
Как ты думаешь, с чего лучше начинать умываться? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Т.д. |
Осознанно принимать правильные решения; самостоятельно действовать; Быть уверенным и компетентным. |
Несете покупки домой |
Какая сумка у нас была и какая стала? Как ты думаешь почему? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь чему обрадуется папа, дедушка, бабушка? |
Учиться заботиться о других; понимать причинно-следственные связи. |
Идете в гости |
Что тебе больше понравиться: отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь ,если захочешь пить? Если тебе станет скучно? |
Понять, что Вы уважаете его мнение, его право выбора; осознанно относиться к своему выбору; осознавать и планировать свои поступки (действия); прогнозировать ситуации. |
Готовитесь к приему гостей |
Посмотри пожалуйста, что у нас не готово к приему гостей, что не в порядке? Как ты считаешь, что нужно подготовить? Реши, чем ты займешь свою гостью. Что им будет интересно? Т.д. |
Развивать наблюдательность, критичность; Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…» Развивать умение заботиться о нуждах других людей; Понять основы гостеприимства и придерживаться их. |
Украшаете свой дом |
Все ли тебе нравится в твоей комнате? Как ты думаешь, все ли нравится мне и почему? На, что надо обратить внимание? Чем бы ты хотел украсить наш дом? Т.д. |
Учиться высказывать свое мнение, суждение; учитывать чужую точку зрения; уважительно относиться к результатам своего и чужого труда и т.д. |
Теперь попробуйте
составить свою собственную картотеку, опираясь на Ваши наблюдения и опыт. Удачи
Вам!
Благодаря такой комплексной работе опыт молодых родителей по нравственному воспитанию ребенка в семье станет более осознанным, появится активное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать. Отзывы родителей и воспитателей подтвердили эффективность проделанной работы и положительную динамику нравственного воспитания детей в молодой семье и детском саду. В частности, с этой целью проводился устный опрос воспитателей детского сада, где предлагалось оценить эффективность реализации методов социально – нравственного воспитания при работе с детьми из однодетных, двухдетных семей.
Эффективность
реализации методов социально – нравственного воспитания в семье и детском саду
(после апробации методических рекомендаций)
Название метода |
Эффективность реализации в семье |
Эффективность реализации в детском саду | ||
Среднеарифметический балл за ответ |
Среднеарифметический балл за ответ | |||
было |
стало |
было |
стало | |
1. Беседа |
|
|
|
|
2. чтение и анализ художественной литературы |
|
|
|
|
3. Игра |
|
|
|
|
Итого (среднеарифметический балл) : |
|
|
|
|
При этом педагоги отмечают, что изменилась специфика использования средств нравственного воспитания в молодой семье. В частности, она приобрела следующие позитивные черты:
1. Беседа. Беседуя с детьми, родители побуждают их думать и говорить. Задавая им 2 – 3 вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет взрослым понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. В семье проводятся этические беседы – это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью и т.д. С помощью родителей дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
2. Чтение и анализ художественных произведений. Например: В.А.Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница» и другие. Эстетический фон воспитывающих ситуаций создают стихи, загадки. Литературный материал такого взаимодействия с родителями стал незаменимым в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
3. Игра. Известно, что в дошкольном детстве наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В общении с детьми родителями теперь чаще используются игры – занятия, игры – упражнения, сюжетно – ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками, взрослыми.
Например, игры и упражнения:
- направленные на развитие эмоциональной осведомленности («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» и т.д.);
- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Подарок другу», «Ладошки» и т.д. );
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я?», «Зоопарк», «Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем» и т.д.);
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Игра интонациями» и т.д.);
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают?» и т.д.).
Такова специфика работы с молодой семьей по организации нравственного воспитания детей дошкольного возраста.