Формирование основ творческого мышления и воображения

 в процессе развития общеинтеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада

 

Козлова С.И., старший воспитатель

 

Воспитание в человеке творческого начала является важной и актуальной проблемой. Ее актуальность обоснована в исследованиях современных психологов и педагогов: Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, И.Я. Лернера, С.Л. Новоселовой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой и др. Несмотря на разнообразие исследований по данной проблеме, до сих пор не разрешено противоречие между целенаправленным обучением детей на занятиях и предоставлением им условий для свободного самовыражения в процессе развития их творческих способностей. Более того, описание этих условий дается в теоретической, формализованной, а не практикоориентированной форме. Об этом свидетельствуют выводы, сделанные Л.А. Венгером, О.М. Дьяченко, Н.П. Сакулиной, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной и другими исследователями. Между тем, практики хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью. Для этого  необходимо сформировать уже в детстве способность к видению и разрешению проблем, нестандартно смотреть на окружающий мир, т.е. качества, характеризующие творческое мышление.

Именно поэтому для участия в проекте «Детский сад будущего» мы выбрали модуль «Растим интеллектуальный потенциал России, работа с одарёнными детьми. Развиваем способности и таланты», а уже в рамках данного модуля нами была сформулирована тема «Формирование основ творческого мышления и воображения в процессе развития общеинтеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада».

           Работу по данной проблеме коллектив нашего учреждения ведёт под руководством кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института,  Микляевой Натальи Викторовны.

Актуальность темы обусловлена стратегическими  направлениями развития Московского образования и обозначена в Городской программе «Столичное образование-5» и «Программе развития дошкольного образования в городе Москве на 2008-2017 гг.» как необходимость создания условий для формирования базиса личностной культуры и развития способностей детей дошкольного возраста.

Цель проекта - разработать психолого-педагогические и научно-методические условия формирования основ творческого мышления и воображения в процессе развития общеинтеллектуальных способностей дошкольников в условиях семьи и детского сада.

Гипотеза проекта: Если обеспечить создание и реализацию следующих психолого-педагогических и методических условий:

         Подбор и апробацию методик диагностики творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста

         Разработку цикла занятий и досугов по развитию творческого мышления и воображения в процессе развития речи и художественно-эстетического развития воспитанников

         Разработку и апробацию различных форм работы родительского клуба и родительской академии по развитию общеинтеллектуальных способностей детей

то это позволит повысить эффективность работы по формированию творческого мышления и воображения в процессе развития общеинтеллектуальных способностей детей в условиях семьи и детского сада

   Подтверждение данной гипотезы осуществлялось в несколько этапов.

 В рамках реализации первого (подготовительного) этапа проекта  (сентябрь 2009 – август 2010) мы ставили перед собой следующие задачи:

         Проанализировать, обобщить и систематизировать подходы к формированию основ творческого мышления и воображения у дошкольников;

         Разработать концепцию формирования основ творческого мышления и воображения в процессе развития общеинтеллектуальных способностей у дошкольников;

         Выявить психолого-педагогические и научно-методические условия, способствующие формированию творческого мышления и воображения в процессе развития общеинтеллектуальных способностей у воспитанников  массовых групп и групп кратковременного пребывания;

         Апробировать формы Академии родительства на базе детского сада.

Прежде всего, мы определяли уровень развития творческого мышления детей подготовительной группы. Проводился тест творческого мышления Э.П. Торренса (субтест №2 «Закончи рисунок»). Все дети с большим интересом отнеслись к данному им заданию, никто из них не отказался от его выполнения.

После инструкции у детей тоже не возникло вопросов, и они приступили к выполнению задания. Сразу же после тестирования, мы выяснили у детей названия к рисункам и подписали их.

По результатам исследования всех детей мы разделили (по Г.А. Урунтаевой) на 3 группы по уровню развития их творческого мышления:

К первому уровню, который характеризуется тем, что ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (например, дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей, относится 50% детей.

Ко второму уровню, который характеризуется тем, что также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями, относится 36%детей.

К третьему уровню, который характеризуется тем, что, изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, не просто девочка, а девочка, делающая зарядку), относится 14% детей.

К нулевому, четвертому и пятому уровням развития творческого мышления не было отнесено ни одного ребенка. Следовательно, мы можем сделать вывод, что творческое мышление детей в данной группе развито недостаточно. Видимо, это связано с тем, что мало внимания уделяется обучению детей творчеству. В связи с этим вспоминается мысль И.Я. Лернера о том, что надо учить детей творчеству, но это иное обучение, чем овладение знаниями и умениями. Вернее сказать, для творческого мышления необходимо усвоение знаний и овладение способами ориентировки в проблемной ситуации и средствах ее разрешения.

На следующем этапе эксперимента мы попытались соотнести уровень развития творческого мышления и уровень творчества испытуемых. Показатели творчества оценивались по критериям, предложенным Ветлугиной и Парамоновой. В качестве примера была использована творческая декоративно-прикладная деятельность.

Результаты показали, что среди детей первого уровня развития творческого мышления 57% детей имеют низкий уровень, 43% детей имеют средний уровень проявления творческих показателей в продуктивной  деятельности.

Среди детей второго уровня развития творческого мышления 67%детей имеют средний уровень и 33% детей имеют высокий уровень сформированности творческих показателей в продуктивной деятельности.

Среди детей третьего уровня развития творческого мышления 100% детей имеют высокий уровень сформированности  творческой деятельности.

Следовательно, по результатам  эксперимента мы можем сделать вывод о том, что уровень развития творческого мышления напрямую не связан с уровнем сформированности творческой деятельности.

Между тем, результаты наблюдений показали, что дети, имеющие более высокий уровень развития творческого мышления, обладают следующими особенностями:

·                   `у них больше выражен технологический продуктивный компонент творчества - они умеют самостоятельно использовать приемы создания творческого образа, стремятся проявлять в своих работах фантазию, самостоятельность и художественное творчество.

·                   в процессе демонстрации отдельных умений и навыков продуктивной  деятельности, они демонстрируют больше возможности для проявления показателей продуктивности мышления.

·                   в процессе развертывания продуктивной деятельности их отличает умение выдвигать новые идеи и находить стратегии решения проблемных задач. Их творческие работы отличаются оригинальностью.

Таким образом, если в процессе развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста обеспечить условия для развития продуктивности в процессе формирования отдельных умений и навыков деятельности, ее сочетание с умениями выдвигать новые идеи и варианты создания оригинального образа и находить стратегии решения проблемных ситуаций в ходе осуществления продуктивной деятельности, то это обеспечит эффективное развитие творческого мышления дошкольников.

Далее работа над реализацией нашего проекта будет строиться следующим образом:

2 этап основной (сентябрь 2010 года – август 2011 года)

         Апробация условий формирования творческого мышления и воображения в процессе  развития продуктивной деятельности;

         Разработка и апробация методики формирования творческого мышления и воображения в процессе  проведения занятий по  речевому и художественно-эстетическому развитию.

         Разработка программы родительского клуба по развитию общеинтеллектуальных способностей детей.

   О перспективах и возможностях реализации данных направлениях работы свидетельствуют публикации, обобщающие опыт педагогической деятельности сотрудников детского сада, в методическом пособии.

этап заключительный (сентябрь 2011 года – август 2012 года)

         Проведение итоговой диагностики творческого мышления и воображения и состояния общеинтеллектуальных способностей воспитанников;

         Разработка научно-методических и научно-практических рекомендаций по обеспечению психолого-педагогических условий формирования творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста  в процессе развития общеинтеллектуальных способностей в условиях семьи и детского сада;

   Продукт будет представлен в форме электронного путеводителя для педагогов и родителей и опубликован в виде методического пособия в издательстве «Сфера».

         Соотнесение результатов с оценкой качества воспитательно-образовательной работы детского сада и составление прогноза   развития учреждения в инновационном режиме.