Формирование
основ творческого мышления и воображения
в процессе развития общеинтеллектуальных
способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского
сада
Козлова
С.И., старший воспитатель
Воспитание
в человеке творческого начала является важной и актуальной проблемой. Ее
актуальность обоснована в исследованиях современных психологов и педагогов:
Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, И.Я. Лернера, С.Л. Новоселовой,
Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой и др. Несмотря на разнообразие
исследований по данной проблеме, до
сих пор не разрешено противоречие между целенаправленным обучением детей на
занятиях и предоставлением им условий для свободного самовыражения в процессе
развития их творческих способностей. Более того, описание этих условий
дается в теоретической, формализованной, а не практикоориентированной форме. Об
этом свидетельствуют выводы, сделанные Л.А. Венгером, О.М. Дьяченко, Н.П.
Сакулиной, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной и другими исследователями. Между тем,
практики хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью. Для
этого необходимо сформировать уже в
детстве способность к видению и разрешению проблем, нестандартно смотреть на
окружающий мир, т.е. качества, характеризующие творческое
мышление.
Именно
поэтому для участия в проекте «Детский сад будущего» мы выбрали модуль «Растим
интеллектуальный потенциал России, работа с одарёнными детьми. Развиваем
способности и таланты», а уже в рамках данного модуля нами была сформулирована
тема «Формирование основ творческого мышления и воображения в процессе развития
общеинтеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи
и детского сада».
Работу по данной проблеме коллектив нашего учреждения ведёт под
руководством кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики и
методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического
института, Микляевой Натальи
Викторовны.
Актуальность
темы обусловлена стратегическими
направлениями развития Московского образования и обозначена в Городской
программе «Столичное образование-5» и «Программе
развития дошкольного образования в городе Москве на 2008-2017 гг.» как
необходимость создания условий для формирования базиса личностной культуры и
развития способностей детей дошкольного возраста.
Цель
проекта - разработать психолого-педагогические и научно-методические условия
формирования основ творческого мышления и воображения в процессе развития
общеинтеллектуальных способностей дошкольников в условиях семьи и детского сада.
Гипотеза
проекта: Если обеспечить создание и реализацию следующих
психолого-педагогических и методических условий:
•
Подбор
и апробацию методик диагностики творческого мышления и воображения у детей
дошкольного возраста
•
Разработку
цикла занятий и досугов по развитию творческого мышления и воображения в
процессе развития речи и художественно-эстетического развития воспитанников
•
Разработку
и апробацию различных форм работы родительского клуба и родительской академии по
развитию общеинтеллектуальных способностей детей
то
это позволит повысить эффективность работы по формированию творческого мышления
и воображения в процессе развития общеинтеллектуальных способностей детей в
условиях семьи и детского сада
Подтверждение данной гипотезы
осуществлялось в несколько
этапов.
В рамках реализации первого
(подготовительного) этапа проекта
(сентябрь 2009 – август 2010) мы ставили перед собой следующие
задачи:
•
Проанализировать,
обобщить и систематизировать подходы к формированию основ творческого мышления и
воображения у дошкольников;
•
Разработать
концепцию формирования основ творческого мышления и воображения в процессе
развития общеинтеллектуальных способностей у дошкольников;
•
Выявить
психолого-педагогические и научно-методические условия, способствующие
формированию творческого мышления и воображения в процессе развития
общеинтеллектуальных способностей у воспитанников массовых групп и групп кратковременного
пребывания;
•
Апробировать
формы Академии родительства на базе детского сада.
Прежде
всего, мы определяли уровень развития творческого мышления детей
подготовительной группы. Проводился тест творческого мышления Э.П. Торренса
(субтест №2 «Закончи рисунок»). Все дети с большим интересом отнеслись к данному
им заданию, никто из них не отказался от его выполнения.
После
инструкции у детей тоже не возникло вопросов, и они приступили к выполнению
задания. Сразу же после тестирования, мы выяснили у детей названия к рисункам и
подписали их.
По
результатам исследования всех детей мы разделили (по Г.А. Урунтаевой) на 3
группы по уровню развития их творческого мышления:
К
первому уровню,
который характеризуется тем, что ребенок дорисовывает фигуру на карточке так,
что получается изображение отдельного объекта (например, дерево), но изображение
контурное, схематичное, лишенное деталей, относится 50%
детей.
Ко
второму уровню,
который характеризуется тем, что также изображается отдельный объект, но с
разнообразными деталями, относится 36%детей.
К
третьему уровню,
который характеризуется тем, что, изображая отдельный объект, ребенок уже
включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, не просто девочка, а
девочка, делающая зарядку), относится 14% детей.
К
нулевому, четвертому и пятому уровням развития творческого мышления не было
отнесено ни одного ребенка. Следовательно, мы можем сделать вывод, что
творческое мышление детей в данной группе развито недостаточно. Видимо, это
связано с тем, что мало внимания уделяется обучению детей творчеству. В связи с
этим вспоминается мысль И.Я. Лернера о том, что надо учить детей творчеству, но
это иное обучение, чем овладение знаниями и умениями. Вернее сказать, для
творческого мышления необходимо усвоение знаний и овладение способами
ориентировки в проблемной ситуации и средствах ее
разрешения.
На
следующем этапе эксперимента мы
попытались соотнести уровень развития творческого мышления и уровень творчества
испытуемых. Показатели творчества оценивались по критериям, предложенным
Ветлугиной и Парамоновой. В качестве примера была использована творческая
декоративно-прикладная деятельность.
Результаты
показали, что среди детей первого уровня
развития творческого мышления 57% детей имеют низкий уровень, 43% детей
имеют средний уровень проявления творческих показателей в продуктивной деятельности.
Среди
детей второго уровня развития творческого
мышления 67%детей имеют средний уровень и 33% детей имеют высокий уровень
сформированности творческих показателей в продуктивной
деятельности.
Среди
детей третьего уровня развития
творческого мышления 100% детей имеют высокий уровень сформированности творческой
деятельности.
Следовательно,
по результатам эксперимента мы
можем сделать вывод о том, что уровень развития творческого мышления напрямую не
связан с уровнем сформированности творческой деятельности.
Между
тем, результаты наблюдений показали, что дети, имеющие более высокий уровень развития творческого
мышления, обладают следующими особенностями:
·
`у
них больше выражен технологический продуктивный компонент творчества - они умеют
самостоятельно использовать приемы создания творческого образа, стремятся
проявлять в своих работах фантазию, самостоятельность и художественное
творчество.
·
в
процессе демонстрации отдельных умений и навыков продуктивной деятельности, они демонстрируют больше
возможности для проявления показателей продуктивности
мышления.
·
в
процессе развертывания продуктивной деятельности их отличает умение выдвигать
новые идеи и находить стратегии решения проблемных задач. Их творческие работы
отличаются оригинальностью.
Таким
образом, если в процессе развития продуктивной деятельности детей старшего
дошкольного возраста обеспечить условия для развития продуктивности в процессе
формирования отдельных умений и навыков деятельности, ее сочетание с умениями
выдвигать новые идеи и варианты создания оригинального образа и находить
стратегии решения проблемных ситуаций в ходе осуществления продуктивной
деятельности, то это обеспечит эффективное развитие творческого мышления
дошкольников.
Далее
работа над реализацией нашего проекта будет строиться следующим
образом:
2
этап основной
(сентябрь 2010 года – август 2011 года)
•
Апробация
условий формирования творческого мышления и воображения в процессе развития продуктивной деятельности;
•
Разработка
и апробация методики формирования творческого мышления и воображения в
процессе проведения занятий по речевому и художественно-эстетическому
развитию.
•
Разработка
программы родительского клуба по развитию общеинтеллектуальных способностей
детей.
О перспективах и возможностях
реализации данных направлениях работы свидетельствуют публикации, обобщающие
опыт педагогической деятельности сотрудников детского сада, в методическом
пособии.
этап заключительный (сентябрь 2011 года – август 2012
года)
•
Проведение
итоговой диагностики творческого мышления и воображения и состояния
общеинтеллектуальных способностей воспитанников;
•
Разработка
научно-методических и научно-практических рекомендаций по обеспечению
психолого-педагогических условий формирования творческого мышления и воображения
детей дошкольного возраста в
процессе развития общеинтеллектуальных способностей в условиях семьи и детского
сада;
Продукт будет представлен в форме
электронного путеводителя для педагогов и родителей и опубликован в виде
методического пособия в издательстве «Сфера».
•
Соотнесение
результатов с оценкой качества воспитательно-образовательной работы детского
сада и составление прогноза
развития учреждения в инновационном режиме.