Работа с родителями

по физкультурно-оздоровительному

направлению развития детей

Зав. ГОУ детским садом №456,

Ильина Г.А.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить, семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, расширяется их кругозор, получают уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического).

Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социо-культурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов в работе с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Детский сад — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Проблемами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и изучением семьи занимались Ю.П.Азаров, Е.П.Арнаутова, Л.Г.Богославец, Н.Ф.Виноградова, Г.В.Глушкова, Г.Н.Година, И.В.Гребенников, Т.И.Гризик, О.И.Давыдова, Т.А.Данилина, Р.П.Дешеулина, Т.Н.Доронова, В.П.Дуброва, Л.В.Загик, О.Л.Зверева, М.Б.Зуйкова, В.М.Иванова, А.В.Козлова, В.К.Котырло, А.Кочубей, Т.В.Кротова, Т.А.Куликова, Т.С.Лагода, С.А.Ладывир, А.А.Майер, Т.А.Маркова, Н.М.Метенова, Л.Ф.Островская, А.А.Петрикевич, Л.Г.Петряевская, Н.Умарова, А.Г.Харчев и др.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т.д. В настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в дошкольном учреждении, в целом для практики педагогического просвещения родителей характерна раздробленность и случайность, а так же не всегда учитываются запросы родителей в содержании педагогических знаний.

Актуальность темы определяется ее социальной значимостью — оказание необходимой помощи семье в выполнении воспитательных функций.

В связи с существующей проблемой была определена тема исследования: «Работа с родителями в условиях ДОУ компенсирующего вида».

Цель исследования — разработать содержание и формы работы по повышению педагогической осведомленности родителей в ДОУ компенсирующего вида.

Объектом исследования является взаимодействие Дошкольного образовательного учреждения с семьей, а предметом — содержание, формы и методы повышения педагогической осведомленности родителей в ДОУ компенсирующего вида.

Гипотезой исследования было предположение, что повышению педагогической осведомленности родителей будет способствовать:

- учет потребностей родителей в педагогических знаниях,

- учет трудностей в воспитании и установление обратной связи детского сада с родителями;

- ведение активных форм работы по повышению педагогической осведомленности родителей;

- включение родителей в педагогический процесс.

Задачи исследования:

-  изучить литературу по работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении;

-  выявить трудности в воспитании детей и потребности родителей в педагогических знаниях;

-  определить содержание, формы и методы работы ДОУ с семьями.

Методологическая основа исследования — научно обоснованные педагогические теории о социальной роли семьи, ее приоритете в развитии личности ребенка, необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей, педагогической поддержки семьи (Е.П.Арнаутова, Т.И.Гризик, О.И.Давыдова, Р.П.Дешеулина, В.П.Дуброва, Е.С.Евдокимова, Л.В.Загик, О.Л.Зверева, В.М.Иванова, П.Ф.Каптерев, А.В.Козлова, В.К.Котырло, А.А.Майер, Л.Ф.Островская, В.А.Петровский, К.Д.Ушинский и др.).

Среди методов данного исследования можно назвать анализ источников по данной проблеме, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа.

I этап (май — август 2004): изучались теоретические основы данной проблемы. Уточнялась проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Разрабатывалась методики для констатирующего этапа эксперимента, его проведение, обработка результатов и моделирование системы работы с родителями.

II этап (сентябрь 2004 — май 2005): проводился формирующий этап эксперимента, где была реализована смоделированная система работы с родителями.

III этап (июнь — ноябрь 2005): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические подходы по работе дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана и экспериментально апробирована система работы с родителями с учетом их информационных запросов и вида ДОУ. Данная система работы несомненно будет востребована практическими работниками ДОУ.

Базой исследования был ГОУ детский сад № 456 компенсирующего вида СОУО ДО г.Москвы.

Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основ работы с семьей. Дана ретроспектива взглядов представителей отечественной педагогики о необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Данной проблемой в разные времена занимались такие видные педагоги как К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковский, А.С.Симонович, Е.И.Тихеева и др. Рассмотрены современные зарубежные и отечественные концепции воспитания родителей, взаимодействие общественного и семейного воспитания. Был изучен широкий круг источников по данной проблеме (Н.Ф.Виноградова, Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская, В.К.Урбанская, Л.В.Загик, В.К.Котырло). Анализ работ современных авторов (Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, Т.А.Куликова, Л.С.Даве-дьянова, О.Л.Зверева, Л.Г.Петряевская) позволил проследить становление современной общепедагогической концепции сотрудничества ДОУ и семьи.

Современная концепция сотрудничества включает 2 традиционных аспекта: концептуальный и организационно-деятельностный, и предполагает следующие этапы работы: информационно-подготовительный этап (педагогическая диагностика семьи), непосредственное включение родителей в деятельность, и третий этап — оказание педагогической поддержки семье, т.е. повышение ее педагогической осведомленности.

Таким образом, современная точка зрения рассматривает родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.

Во 2 главе представлен эксперимент по изучению семьи и ее информационных запросов и оказанию родителям конкретной помощи в воспитании своих детей. Опытно-экспериментальная работа состоит из 3 этапов.

На констатирующем этапе эксперимента была разработана программа изучения семьи. Путем анкетирования выявлялся воспитательный потенциал семьи и их информационные запросы, что в последствии послужило основанием для распределения родителей по группам и оказания им действенной дифференцированной помощи.

Педагогическая осведомленность родителей включает следующие компоненты:

·       Степень участия родителей в воспитательном процессе.

·       Понимание и осознание ответственности за физическое развитие ребенка.

·       Уровень педагогический знаний родителей (знания о развитии, воспитании и обучении детей).

·       Стиль педагогического общения с ребенком (практические умения по организации жизнедеятельности ребенка в семье, осуществления воспитательной деятельности).

Итоги констатирующего этапа эксперимента показали, что 35% (21 чел) родителей имели низкий уровень педагогической осведомленности в вопросах воспитания, 48% (29) — средний, 17% (10) — высокий уровень педагогической осведомленности. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены информационные запросы родителей путем анкетирования.

Подтвердилось предположение, о том, что вопросы оздоровления в большей степени волнуют родителей. И это правомерно, так как детский сад укомплектован детьми часто болеющими, с ослабленным здоровьем.

На формирующем этапе эксперимента была внедрена система работы с родителями, состоящая из разнообразных форм как фронтальных, так и индивидуальных. Содержанием данной работы было предусмотрено оказание педагогической помощи в соответствии с их информационными запросами. Проводились как традиционные, так и не традиционные формы работы с семьей: круглые столы с приглашением специалистов разного рода (медицинских работников, юристов и др.), устные журналы, особый интерес у родителей вызвала «Школа здоровья». Вся работа, ее содержание и формы организации согласовывалась с запросами родителей.

Активное участие всех заинтересованных родителей позволило сделать вывод о том, что данная система работы является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей, способствующей повышению педагогической осведомленности родителей, а наиболее эффективными методами являются интерактивные методы работы.

Контрольный этап эксперимента проводился по идентичной методике констатирующего этапа эксперимента и показал, что педагогическая осведомленность родителей повысилась. Итоги заключительного эксперимента — на низком уровне педагогической осведомленности  оказалось 8% (5 человек), 30% (18) родителей имели средний уровень и 62% (37) — имели высокий уровень.

Данные, полученные при обработке результатов опытно-экспериментальной работы, подтвердили правомерность положенной в его основу гипотезы. Успешной работе ДОУ по повышению педагогической осведомленности родителей будут способствовать постоянный учет потребностей родителей в педагогических знаниях, учет трудностей в воспитании и установлении обратной связи, введение интерактивных форм работы ДОУ с семьей и включение родителей в повседневный педагогический процесс.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель и задачи исследования решены.