Федорова Л.И.,

стоспитатель по ЭР, учитель-логопед,

Центр развития ребенка – детский сад № 716,

 госква

 

Взаимодействие детей, родителей и педагогов

в игровом пространстве «В мире звуков»

 

(из опыта работы ГЭП-1 «Управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ»,

научный консультант профессор, канд.пед.наук Виноградова Н.А.)

 

Управление качеством взаимодействия всех участников образовательного процесса является целью экспериментальной работы Центра развития ребенка – детский сад № 716. Анализ проведенной диагностики качества взаимодействия показал, что для его оптимизации необходим учет возрастных возможностей и интересов детей и создание условий для поддержки инициативы воспитанников. При этом, актуальным остается взаимодействие детей, родителе и педагогов в познавательно-речевом и социально-эмоциональном развитии детей в  игровой деятельности.

Проблема развития речи детей раннего возраста продолжает оставаться наиболее актуальной и  требует самого серьезного отношения. При этом, важными задачами являются: сенсорное развитие, в том числе развитие слухового восприятия (развитие неречевого и  фонематического слуха), развитие понимания и активной речи, развитие чувства ритма. В связи с этим, для педагогов стало актуальным создание такого образовательного пространства, которое обеспечит благополучное эмоционально-активное состояние ребенка и возможность сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми,  направленное на активизацию познавательно-речевой деятельности ребенка и формирование сенсорных эталонов. Пространство должно быть организованно таким образом, чтобы полученные на занятиях знания, умения и навыки, родители смогли применить в совместной деятельности с ребенком в домашней обстановке.

  Наиболее естественной средой для развития ребенка является окружающий мир с его безграничным богатством явлений и неисчерпаемой красотой. С раннего возраста  детей окружают звуки природы:  шум дождя,  шелест листьев, скрип снега, завывание ветра, шуршание песка и камешков под ногами.  Умение сосредоточиться на звуке - слуховое внимание -  это важная способность человека,  которую необходимо развивать с первых лет жизни. Именно поэтому для проектирования нашей образовательной среды мы выбрали набор необычных ритмических инструментов, привезенных с четырех континентов: маракасы (Индия),  ксилофон (Тайланд), ударный блок (Перу), шумовой инструмент «Дождь»,маракасы-двойняшки плетеные, шелест бамбуковый (Камерун), малый гонг  (Тибет) и другие.

При проектировании игрового пространства «В мире звуков»  учитывался принцип сенсорной интеграции, формирующий базу для дальнейшего развития и обучения ребенка.

Игровое пространство «В мире звуков» размещается в светлом отдельном помещении. Все предметы расположены соразмерно росту и руке ребенка. Содержание предлагаемого материала соответствует детскому опыту и физиологическим возможностям ребенка. Размер помещения позволяет проводить не только индивидуальные, но и подгрупповые занятия. Напольное покрытие составлено из материалов различной фактуры, обеспечивающих сюжетное оформление отдельных модулей: камешки, ракушки, материалы с различной длиной ворса и т.д. Педагогами, для каждого игрового модуля, разработаны и подобраны игры и упражнения, обеспечивающие смену детской деятельности.

Все звуковые инструменты объединены в игровые  модули: «Звуки леса», «Озвучим  сказку!», «Звуки воды», «Ритмическая мозаика».

В игровом модуле «Звуки леса» на фоне деревьев расположены      инструменты, издающие звуки, характерные для леса и его обитателей: маракасы деревянные и плетеные, бубны (малый, средний и большой), деревянные чаши трех размеров (баллийские ксилофоны), деревянные ложки с молоточками, африканские ксилофоны. Игры «Кто спрятался?», «Слушай и подбирай!» - формируют восприятие звуков, которые издают различные сыпучие материалы (находящиеся внутри инструментов),  «Ударяй по ложкам в ритм!», «Раз, два, повтори!», «Найди пару!» и другие - развивают чувство ритма и формируют сенсорные эталоны. Во  многих играх, дополнительно,  используется  вязанный пальчиковый кукольный театр, фигурки людей.   Все игры, при желании,   объединяются в единый   сюжет.

В игровом модуле «Озвучим  сказку» находится фланелеграф «Дом», соразмерный с ростом ребенка. В удобных боковых карманах помещаются различные фигурки животных и музыкальные инструменты. В зависимости от возраста и возможностей ребенка для обыгрывания подбираются сказки, атрибуты и наборы музыкальных инструментов. Дети не только «озвучивают сказку», но и имитируют движения животных, что оказывает положительное влияние на развитие общей моторики.

В игровой модуль «Звуки воды» входят шумовые инструменты, имитирующие природные звуки «дождь» (длинный и короткий инструменты, символизирующие ливень и слабый дождик) и «море» (шторм и штиль). На стене закреплено панно из ракушек - пособие по формированию тактильного восприятия и сенсорных эталонов. Например, под шум моря дети распределяют рыбок разного цвета, а под звуки дождя прячутся под зонтики разного цвета. Во время шторма и штиля показывают движения рыбок и знакомятся с понятиями «быстро - медленно». Игры подобраны таким образом, чтобы дети не только слушали звуки, но  учились   понимать и выполнять элементарные инструкции.

            Для модуля «Ритмическая мозаика»  использованы инструменты, издающие таинственные, глубокие, завораживающие «металлические» звуки. Сюда вошли:  малый и большой гонги, передающие целую гамму разнообразных по высоте и глубине звуков,  звучащие чаши трех размеров с подушечкой и молоточком, парные металлические тарелочки. Игры: «Услышь и повтори!» - развивают чувство ритма;   «Угадай, кто пришел?», «Приглашай друзей!» и другие -  закрепляют умение выбирать предмет, ориентируясь на величину и учитывая последовательность соотношения большой – средний – маленький.  

            Использование инструментов всех игровых модулей подразумевается в таких играх, как: «Найди инструмент!» - дети по изображению предмета и инструмента находят инструмент, «Найди звук!» - дети по  звучанию предмета   подбирают соответствующее изображение.

В зависимости от возраста ребенка, мы рекомендуем использовать следующие игровые модули:

от 1 года до 2 лет – модули «Звуки леса» и «Озвучим  сказку!»,

от 2 лет до 2,5 лет – добавляется модуль «Звуки воды»,

от 2,5 до 3 лет – добавляется модуль «Ритмическая мозаика».

Сотрудничество детей, родителей и педагогов  осуществляется с разной степенью  участия педагога  и родителей:

Отличительной особенностью созданного пространства является возможность самостоятельной деятельности родителей с детьми. Возле каждого модуля на доступной высоте расположены яркие и четкие инструкции к предлагаемым играм, систематизированные по возрастным периодам развития ребенка. Родители (по необходимости, совместно с  педагогами) могут подобрать игры не только  по возрасту, но и в зависимости от развития ребенка, его интересов, обеспечивая доступный для ребенка уровень сложности.

Игровое пространство «В мире звуков» может использоваться как целиком (в отдельном помещении), так и отдельными модулями.

В настоящее время продолжается апробация созданного игрового пространства. Успешная со-деятельность детей, родителей и педагогов вдохновляет на создание новых игр для детей раннего возраста.

Такая среда отвечает закономерностям развития деятельности ребенка, обладает дидактической направленностью, полифункциональна, эстетична и безопасна. Наряду с постоянными компонентами в образовательной среде,  присутствуют вариативные развивающие комплексы, порождающие новые детские идеи.