Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями

          Константинова А.Н. (учитель-логопед), Суровцева И.Ю. (педагог-психолог)

       Государственное образовательное учреждение детский сад  комбинированного  вида  №1917  является  окружной экспериментальной площадкой Северного округа по проблеме «Психоречевая готовность детей  с  общим недоразвитием речи к школе».

      Цель нашей экспериментальной деятельности - выявить основные проблемы, касающиеся диагностики и формирования готовности детей с общим недоразвитием речи к школе в условиях детского сада комбинированного вида.

      Направления экспериментальной работы:

·        разработка методики диагностики речевой готовности  детей с общим недоразвитием речи к школе,

·        разработка и апробация модели лингвистической лаборатории по подготовке детей с ОНР к школе,

·        разработка модели взаимодействия педагогов и специалистов детского сада комбинированного вида по формированию психологической и педагогической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе и реализация ее на практике,

·        разработка и внедрение в работу детского сада методических рекомендаций для родителей по формированию психологической и педагогической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе.

     Остановимся подробнее на последнем пункте. Мы попробовали решить связанную с ним задачу оригинальным, отличающимся от других детских садов, способом.

       В  нашем ГОУ детском саду  комбинированного  вида  №1917 СОУО г. Москвы функционируют 5 групп, из которых 2 группы являются коррекционными для детей с общим недоразвитием речи. Группы   работают с разным режимом пребывания: 2 группы с 24-х  часовым пребыванием и 3 группы с 14-часовым  пребыванием.   

     В начале эксперимента после комплектования  логопедических групп  был проведен  социологический  анализ  семей воспитанников. В  результате  анализа выявлено, что  32% детей, посещающих коррекционные группы, составляют дети из  неполных семей (матери-одиночки). Эти дети в основном посещают круглосуточные группы, в связи с этим их мамы не имеют возможности   получить в полном объеме необходимую  информацию от  специалистов. Остальные дети коррекционных групп находятся в детском саду в режиме  14-ти часового пребывания. Традиционные формы информирования родителей (стенды, ширмы) оказались не совсем удобными для родителей детей, посещающих коррекционные группы, так как требуют времени для ознакомления с ними, а его у данного контингента родителей нет. На индивидуальные консультации со специалистами у этих родителей часто не хватает времени, поэтому полноценного сотрудничества с семьями детей с нарушениями в развитии речи не удавалось достигнуть, от этого качество коррекционной работы снижалось. Хорошо известно, что только в сотрудничестве с семьей воспитанников можно отработать навыки речи,  расширить словарный запас и кругозор детей. А для того, чтобы родители грамотно общались с ребенком, необходимо иметь запас определенных знаний и умений. Поэтому для  более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников было принято решение о выпуске газет и журналов для родителей, с которыми они могли бы знакомиться дома.

      С целью выявления тем, которые наиболее актуальны для родителей,  в начале года проводится анкетирование. После этого разрабатывается  план-график  выпуска  периодической  печати  на полугодие. В   течение  учебного года анкетирование  родителей проводится ежеквартально, чтобы скорректировать  потребности родителей в консультациях специалистов и составить план выпуска печати на второе полугодие.  На основе этих данных  специалисты готовят консультации (педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели коррекционных групп).  Весь  материал обрабатывается, и  выпускаются  информационные  газеты и журналы для  родителей.  Журналы   издаются с периодичностью 1  раз в месяц, а газеты  раз в две недели.  Так среди выпущенных журналов можно назвать такие, как «Игра и речь дошкольника», «Учимся читать», «Как правильно общаться с ребенком», «Развиваем познавательную активность детей».  Были выпущены следующие газеты: «Артикуляционная гимнастика», «Звуки  Ш и Ж», «Звуки Р и Рь», Звуки Л и Ль», «Игры и развлечения для всей семьи», «Вредные привычки детей», «Воспитание уверенности в себе».

     Журналы и газеты издаются в количестве 5 экземпляров. Сначала их берет одна часть родителей, а потом другая, т.е. происходит постоянный обмен изданиями. Вся печатная продукция хранится в библиотеке детского сада. Каждый родитель может всегда взять интересующие его журналы и газеты в любое время. Составлен каталог статей, опубликованных в печатных изданиях сада. Печатная продукция издается в нашем детском саду уже на протяжении трех лет.  

    В рамках  экспериментальной работы  ежегодно  выпускается газета «Скоро в школу», в которой  подробно  отражены все аспекты  научно – методического,  нормативно-правового  и информационного  содержания для родителей, дети которых готовятся поступать в школу. Приведем примеры статей: «Кризис семи лет», «Подготовка леворукого ребенка к школе», «Почему не каждому дается грамота», «Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника», «Развитие внимания старших дошкольников», «Информация родителям будущих первоклассников о школах Савеловского района».   

     Наряду с выпуском  журналов и газет, специалисты  готовят памятки для родителей, в которых в сжатой форме отражено содержание основных консультаций специалистов. Среди них можно отметить такие, как  «10  заповедей    для  родителей», « Развиваем речь  ребенка дома», «Что должен  знать и уметь ребенок, поступающий  в школу», «Читаем  дома»,
« Домашняя библиотека», «Воспитание у детей уверенности  в себе», «Как общаться с ребенком» и другие. Эти памятки раздаются всем родителям детей, посещающих логопедические группы.

     В  рамках    программы  « Московская семья – компетентные родители»  с сентября 2007 года выпускается журнал для родителей «Семья». Журнал содержит статьи не только для родителей  детей  с общим недоразвитием речи, но и для  родителей, дети которых  посещают  общеразвивающие  группы. Приведем примеры статей: «Развитие ребенка и его здоровье», «Что должно насторожить родителей», «Игры для развития речи и мышления дошкольников», «Игры с пальцами»,  «Дорога в библиотеку», «Игра со звуками», «Сказкотерапия», «Как подготовить ребенка к современной школе», «Семейные праздники», «Зачем ребенку нужен папа?».

     Выпуск периодической печати в детском саду стал возможен в связи с приобретением компьютеров и множительной техники (ксерокс, принтер). Для издания журналов и газет сотрудникам детского сада необходимо знание программы  Microsoft Office word,  уметь работать с рисунками и фотографиями. 

     Выпуск периодической печати позволил коллективу детского сада более плодотворно сотрудничать с родителями. Родители с удовольствием знакомятся с содержанием газет и журналов, делятся своими впечатлениями о них как друг с другом, так и со специалистами детского сада. Отзывы родителей об этом виде информирования  только положительные. В дальнейшем планируется расширять издательскую деятельность для детей всех возрастов.