Издательская деятельность в детском
саду как одна из форм взаимодействия с родителями
Константинова А.Н.
(учитель-логопед), Суровцева И.Ю. (педагог-психолог)
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1917 является окружной экспериментальной площадкой
Северного округа по проблеме «Психоречевая готовность
детей с общим недоразвитием речи к школе».
Цель нашей экспериментальной деятельности
- выявить основные проблемы, касающиеся
диагностики и формирования готовности детей с общим недоразвитием речи к школе в
условиях детского сада комбинированного вида.
Направления
экспериментальной работы:
·
разработка методики диагностики речевой готовности детей с общим недоразвитием речи к
школе,
·
разработка
и апробация модели
лингвистической лаборатории по подготовке детей с ОНР к школе,
·
разработка модели взаимодействия педагогов и специалистов
детского сада комбинированного вида по формированию психологической и
педагогической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе и реализация
ее на практике,
·
разработка и внедрение в работу
детского сада методических рекомендаций для родителей по формированию психологической и педагогической готовности
детей с общим недоразвитием речи к школе.
Остановимся подробнее на
последнем пункте. Мы попробовали решить связанную с ним задачу оригинальным,
отличающимся от других детских садов, способом.
В нашем ГОУ детском саду комбинированного вида №1917 СОУО г. Москвы функционируют 5
групп, из которых 2 группы являются коррекционными для детей с общим
недоразвитием речи. Группы
работают с разным режимом пребывания: 2 группы с 24-х часовым пребыванием и 3 группы с
14-часовым пребыванием.
В начале эксперимента после
комплектования логопедических
групп был проведен социологический анализ семей воспитанников. В результате анализа выявлено, что 32% детей, посещающих коррекционные
группы, составляют дети из неполных
семей (матери-одиночки). Эти дети в основном посещают круглосуточные группы, в
связи с этим их мамы не имеют возможности получить в полном объеме
необходимую информацию от специалистов. Остальные дети
коррекционных групп находятся в детском саду в режиме 14-ти часового пребывания. Традиционные
формы информирования родителей (стенды, ширмы) оказались не совсем удобными для
родителей детей, посещающих коррекционные группы, так как требуют времени для
ознакомления с ними, а его у данного контингента родителей нет. На
индивидуальные консультации со специалистами у этих родителей часто не хватает
времени, поэтому полноценного сотрудничества с семьями детей с нарушениями в
развитии речи не удавалось достигнуть, от этого качество коррекционной работы
снижалось. Хорошо известно, что только в сотрудничестве с семьей воспитанников
можно отработать навыки речи,
расширить словарный запас и кругозор детей. А для того, чтобы родители
грамотно общались с ребенком, необходимо иметь запас определенных знаний и
умений. Поэтому для более
эффективного сотрудничества с семьями воспитанников было принято решение о
выпуске газет и журналов для родителей, с которыми они могли бы знакомиться
дома.
С целью
выявления тем, которые наиболее актуальны для родителей, в начале года проводится анкетирование.
После этого разрабатывается
план-график выпуска периодической печати на полугодие. В течение учебного года анкетирование родителей проводится ежеквартально,
чтобы скорректировать потребности
родителей в консультациях специалистов и составить план выпуска печати на второе
полугодие. На основе этих
данных специалисты готовят
консультации (педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель,
воспитатели коррекционных групп).
Весь материал
обрабатывается, и выпускаются информационные газеты и журналы для родителей. Журналы издаются с периодичностью 1 раз в месяц, а газеты раз в две недели. Так среди выпущенных журналов можно
назвать такие, как «Игра и речь дошкольника», «Учимся
читать», «Как правильно общаться с ребенком», «Развиваем познавательную
активность детей». Были выпущены
следующие газеты: «Артикуляционная гимнастика», «Звуки Ш и Ж», «Звуки Р и Рь», Звуки Л и Ль», «Игры и
развлечения для всей семьи», «Вредные привычки детей», «Воспитание уверенности в
себе».
Журналы и газеты
издаются в количестве 5 экземпляров. Сначала их берет одна часть родителей, а
потом другая, т.е. происходит постоянный обмен изданиями. Вся печатная продукция
хранится в библиотеке детского сада. Каждый родитель может всегда взять
интересующие его журналы и газеты в любое время. Составлен каталог статей,
опубликованных в печатных изданиях сада. Печатная продукция издается в нашем
детском саду уже на протяжении трех лет.
В рамках экспериментальной работы ежегодно выпускается газета «Скоро в школу», в
которой подробно отражены все аспекты научно – методического, нормативно-правового и информационного содержания для родителей, дети которых
готовятся поступать в школу. Приведем примеры статей: «Кризис семи лет»,
«Подготовка леворукого ребенка к школе», «Почему не
каждому дается грамота», «Некоторые приемы подготовки руки к письму у
дошкольника», «Развитие внимания старших дошкольников», «Информация родителям
будущих первоклассников о школах Савеловского района».
Наряду с выпуском журналов и газет, специалисты готовят памятки для родителей, в которых
в сжатой форме отражено содержание основных консультаций специалистов. Среди них
можно отметить такие, как «10 заповедей для родителей», « Развиваем речь ребенка дома», «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу», «Читаем дома»,
« Домашняя библиотека»,
«Воспитание у детей уверенности в
себе», «Как общаться с ребенком» и другие. Эти памятки раздаются всем родителям
детей, посещающих логопедические группы.
В рамках программы « Московская семья – компетентные
родители» с сентября 2007 года
выпускается журнал для родителей «Семья». Журнал содержит статьи не только для
родителей детей с общим недоразвитием речи, но и
для родителей, дети которых посещают общеразвивающие
группы. Приведем примеры статей: «Развитие ребенка и его здоровье», «Что
должно насторожить родителей», «Игры для развития речи и мышления дошкольников»,
«Игры с пальцами», «Дорога в
библиотеку», «Игра со звуками», «Сказкотерапия», «Как
подготовить ребенка к современной школе», «Семейные праздники», «Зачем ребенку
нужен папа?».
Выпуск периодической
печати в детском саду стал возможен в связи с приобретением компьютеров и
множительной техники (ксерокс, принтер). Для издания журналов и газет
сотрудникам детского сада необходимо знание программы Microsoft Office word, уметь работать с рисунками и
фотографиями.
Выпуск периодической
печати позволил коллективу детского сада более плодотворно сотрудничать с
родителями. Родители с удовольствием знакомятся с содержанием газет и журналов,
делятся своими впечатлениями о них как друг с другом, так и со специалистами
детского сада. Отзывы родителей об этом виде информирования только положительные. В дальнейшем
планируется расширять издательскую деятельность для детей всех
возрастов.