Условия
формирования эффективного взаимодействия ДОУ с семьей
Ефимова Н.В.,
воспитатель детского сада №531 г. Москвы
Модернизация российского образования подчеркивает
исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач
воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных
институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие
ребенка, родителей и социума. Однако выявление эффективных условий данного
взаимодействия до сих пор является проблемой многих современных исследований.
В связи с этим была определена тема исследования «Условия формирования
эффективного взаимодействия ДОУ с семьей».
Цель исследования – выявить педагогические условия
формирования эффективного взаимодействия ДОУ с семьей.
Гипотеза исследования заключается в том, что
взаимодействие с семьями воспитанников будет эффективным, если будут выполнены
следующие условия:
1.
проведена
диагностика эффективности взаимодействия ДОУ и семьи;
2.
согласованы
представления родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения
детей в ДОУ и семье;
3.
использованы методы и формы работы с
родителями и детьми, позволяющие реализовать все функции сотрудничества семьи и
ДОУ.
В связи с сформулированной целью и гипотезой исследования были определены задачи:
·
провести
анализ и систематизацию литературы по проблеме взаимодействия ДОУ и
семьи;
·
провести
мониторинг эффективного взаимодействия ДОУ и семьи;
·
разработать
модель эффективного взаимодействия ДОУ и семьи;
·
разработать
методические рекомендации для воспитателей по реализации
модели.
На теоретическом этапе исследования были
обобщены теоретические представления о функциях и задачах взаимодействия семьи и
педагогов ДОУ, выявлены педагогические условия эффективного взаимодействия с
родителями воспитанников дошкольного возраста, описана модель эффективного
взаимодействия ДОУ и семьи. В рамках данной модели выделяется несколько
блоков взаимодействия детского сада и семьи:
- когнитивно-практический;
-эмоциональной
удовлетворенности;
-
отношенческий.
Для
успешной работы необходимо их согласование с образовательными стратегиями
детского сада и проведение мониторинга эффективности данного взаимодействия.
Понимание этого предопределило замысел экспериментального
исследования.
Практическая часть исследования проводилась на базе детского сада №531 г.
Москвы СВАО. В ней приняло участие 15 человек (5 педагогов и 10
родителей).
Родителям и педагогам были предложены анкеты по
трем блокам взаимодействия: когнитивно-практический, эмоциональной
удовлетворенности и отношенческий (по функциям взаимодействия).
Сначала, в первом блоке, нами изучались когнитивно-практические
знания педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Знания родителей
достигли - 5,32, педагогов - 9,04 баллов.
Соотнесение данных анкетирования показало отставание (3,72) в знаниях
родителей от педагогов. Большинство родителей затруднялись с ответами на вопросы
анкеты (особенно по содержанию
программы, по которой работает ГОУ). Затруднения так же вызвал вопрос о методах
воспитания и обучения. Это говорит о недостаточной компетентности родителей в
данном вопросе и требует большего внимания со стороны администрации и педагогов
ДОУ. Со стороны педагогов подобных вопросов не возникло.
Во втором блоке изучалась эмоциональная
удовлетворенность воспитанием детей дошкольного возраста. Удовлетворенность родителей - 2, 08,
педагогов – 2,8 баллов. Расхождение
в данных небольшое – 0,72, что говорит о достаточной удовлетворенности и тех, и
других в этом вопросе: работа
в этом направлении налажена успешно.
В третьем блоке вопросов (отношенческих) по
функциям воспитания имеются также незначительные, но явные пробелы в компетенции
родителей. Результаты родителей
составляют - 6,7, педагогов - 8,6. Соотнесение данных анкетирования показало
отставание (1,9) в компетенции родителей от педагогов. Рассматривая данные и соотнося их с результатами беседы с родителями, мы пришли к выводу о том,
что затруднения у последних возникают из-за нехватки времени - большинство родителей отдают детей в
образовательное учреждение и бегут
на работу не думая, что же там
происходит, то есть перекладывают все на плечи педагогов. Им легче, чтобы всю
работу и заботу брал на себя педагог.
Однако в оправдание
взрослых можно сказать, что
педагоги много общаются с ними, налаживая положительные связи, а родители
отвечают им взаимностью. Некоторые
родители имеют достаточно высокий уровень педагогических знаний и могут
поделиться ими с педагогами, обменяться литературой, информацией или дать
компетентную рекомендацию.
Подсчитывая средний результат по блокам, мы видим
расхождение в 2,1 балл: это 21% .
Работа с родителями должна продолжаться. Общей для дошкольного учреждения и
родителей целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание
эмоционально благополучного и разносторонне развитого ребенка, что невозможно
без взаимодействия родителей и педагогов. Необходимо согласовывать представления родителей и педагогов о
задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье. Использовать методы и формы работы с детьми и
родителями, позволяющие реализовать все функции сотрудничества семьи и ДОУ. При этом большинство родителей нуждаются
в рекомендациях педагогов.
Исходя из результатов мониторинга, оказалось возможным разработать
собтвенную модель взаимодействия дошкольного учреждения с семьями
воспитанников.
Компоненты
модели:
·
Целевой - организация деятельности
детского сада, которая отвечает
современным потребностям общества, всестороннее воспитание и развитие личности
через эффективное взаимодействие педагогов с родителями детей дошкольного
возраста.
·
Содержательный
- (в него вошли такие модули взаимодействия, как когнитивно-практический,
эмоциональной удовлетворенности и отношенческий).
·
Деятельностный
- (по функциям взаимодействия педагогов и родителей, таким как: охрана и укрепление здоровья,
развивающая (воспитывающая и обучающая), диагностическая и коррекционная,
коммуникативная, конструкторско-организаторская, координирующая, функция
профессионального самосовершенствования).
·
Ресурсный - он
включает механизм выработки корректирующих действий. В этом отношении
разработанная модель предусматривает проведение мониторинговых
исследований.
Использование полученных данных мониторинговых исследований является
предметом для рефлексии и коррекции деятельности, способствует профессиональному
развитию всех сотрудников, что находит свое отражение в повышении эффективности
взаимодействия ДОУ и семьи. В
частности, это реализуется за счет разных форм работы с родителями (групповые,
подгрупповые, индивидуальные).
·
Результативный
– ориентированный на повышение эффективности взаимодействия ДОУ и семьи на
20-25% в течение года реализации модели. Эффективность данной работы оценивается
через изучение динамики функций взаимодействия детского сада с семьей и
уменьшения разницы между оценкой эффективности реализации образовательных
стратегий в семье и ДОУ.
Проведенное исследование подтвердило свою актуальность,
теоретическую и практическую значимость.
Результаты
исследования могут быть использованы для эффективности сотрудничества родителей
и педагогического состава ДОУ.
Гипотеза
исследования подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи решены.