Условия формирования эффективного взаимодействия ДОУ с семьей

 

Ефимова Н.В.,

воспитатель детского сада №531 г. Москвы

 

 

Модернизация российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Однако выявление эффективных условий данного взаимодействия до сих пор является проблемой многих современных исследований. В связи с этим была определена тема исследования «Условия формирования эффективного взаимодействия ДОУ с семьей».

Цель исследования – выявить педагогические условия формирования эффективного взаимодействия ДОУ с семьей.

Гипотеза исследования заключается в том, что взаимодействие с семьями воспитанников будет эффективным, если будут выполнены следующие условия:

1.      проведена диагностика эффективности взаимодействия ДОУ и семьи;

2.      согласованы представления родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье;

3.       использованы методы и формы работы с родителями и детьми, позволяющие реализовать все функции сотрудничества семьи и ДОУ.

В связи с сформулированной  целью и гипотезой  исследования были определены  задачи:

·        провести анализ и систематизацию литературы по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи;

·        провести мониторинг эффективного взаимодействия ДОУ и семьи;

·        разработать модель эффективного взаимодействия ДОУ и семьи;

·        разработать  методические рекомендации для воспитателей по реализации модели.

       На теоретическом этапе исследования были обобщены теоретические представления о функциях и задачах взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, выявлены педагогические условия эффективного взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного возраста, описана модель эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.  В рамках данной модели выделяется несколько блоков взаимодействия детского сада и семьи:


         - когнитивно-практический;

-эмоциональной удовлетворенности;

- отношенческий.

Для успешной работы необходимо их согласование с образовательными стратегиями детского сада и проведение мониторинга эффективности данного взаимодействия. Понимание этого предопределило замысел экспериментального исследования.

Практическая часть исследования проводилась на базе детского сада №531 г. Москвы СВАО. В ней приняло участие 15 человек (5 педагогов и 10 родителей).

Родителям и педагогам были предложены анкеты по трем блокам взаимодействия: когнитивно-практический, эмоциональной удовлетворенности и отношенческий (по функциям взаимодействия).

           Сначала, в первом блоке, нами изучались когнитивно-практические знания педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Знания родителей достигли - 5,32, педагогов - 9,04 баллов.  Соотнесение данных анкетирования показало отставание (3,72) в знаниях родителей от педагогов. Большинство родителей затруднялись с ответами на вопросы анкеты  (особенно по содержанию программы, по которой работает ГОУ). Затруднения так же вызвал вопрос о методах воспитания и обучения. Это говорит о недостаточной компетентности родителей в данном вопросе и требует большего внимания со стороны администрации и педагогов ДОУ. Со стороны педагогов подобных вопросов не возникло.

Во втором блоке изучалась эмоциональная удовлетворенность воспитанием детей дошкольного возраста.  Удовлетворенность родителей - 2, 08, педагогов – 2,8 баллов.  Расхождение в данных небольшое – 0,72, что говорит о достаточной удовлетворенности и тех, и других в этом вопросе:   работа в этом направлении налажена успешно.

В третьем блоке вопросов (отношенческих) по функциям воспитания имеются также незначительные, но явные пробелы в компетенции родителей. Результаты  родителей составляют - 6,7, педагогов - 8,6. Соотнесение данных анкетирования показало отставание (1,9) в компетенции родителей от педагогов.  Рассматривая данные и соотнося их  с результатами  беседы с  родителями, мы пришли к выводу о том, что затруднения у последних возникают из-за нехватки времени -  большинство родителей отдают детей в образовательное учреждение  и бегут на работу не думая,  что же там происходит, то есть перекладывают все на плечи педагогов. Им легче, чтобы всю работу и заботу брал на себя педагог.  Однако   в оправдание взрослых  можно сказать, что педагоги много общаются с ними, налаживая положительные связи, а родители отвечают им взаимностью.  Некоторые родители имеют достаточно высокий уровень педагогических знаний и могут поделиться ими с педагогами, обменяться литературой, информацией или дать компетентную  рекомендацию.

Подсчитывая средний результат по блокам, мы видим расхождение в 2,1 балл:  это 21% . Работа с родителями должна продолжаться. Общей для дошкольного учреждения и родителей целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного и разносторонне развитого ребенка, что невозможно без взаимодействия родителей и педагогов. Необходимо  согласовывать  представления родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье.  Использовать  методы и формы работы с детьми и родителями, позволяющие реализовать все функции сотрудничества семьи и ДОУ.  При этом большинство родителей нуждаются в рекомендациях педагогов.

Исходя из результатов мониторинга,  оказалось возможным разработать собтвенную модель взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.   

 Компоненты модели:

·  Целевой  -   организация деятельности детского  сада, которая отвечает современным потребностям общества, всестороннее воспитание и развитие личности через эффективное взаимодействие педагогов с родителями детей дошкольного возраста.

·  Содержательный - (в него вошли такие модули взаимодействия, как когнитивно-практический, эмоциональной удовлетворенности и отношенческий).

·  Деятельностный - (по функциям взаимодействия педагогов и родителей,  таким как: охрана и укрепление здоровья, развивающая (воспитывающая и обучающая), диагностическая и коррекционная, коммуникативная, конструкторско-организаторская, координирующая, функция профессионального самосовершенствования).

·  Ресурсный -  он        включает механизм выработки корректирующих действий. В этом отношении разработанная модель предусматривает проведение мониторинговых исследований.        Использование полученных данных мониторинговых исследований является предметом для рефлексии и коррекции деятельности, способствует профессиональному развитию всех сотрудников, что находит свое отражение в повышении эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.  В частности, это реализуется за счет разных форм работы с родителями (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

·  Результативный – ориентированный на повышение эффективности взаимодействия ДОУ и семьи на 20-25% в течение года реализации модели. Эффективность данной работы оценивается через изучение динамики функций взаимодействия детского сада с семьей и уменьшения разницы между оценкой эффективности реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ.

 

Проведенное исследование подтвердило свою актуальность, теоретическую и практическую значимость.

 

Результаты исследования могут быть использованы для эффективности сотрудничества родителей и педагогического состава ДОУ.

 

      Гипотеза исследования подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи решены.