Методические рекомендации организации предметно-пространственной
среды как основы для личностно-ориентированного подхода к
организации взаимодействия с ребенком
и детским коллективом
Среда - одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта, который не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Обязанность взрослого в этом случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей предметно-пространственной среды и направить их усилия на использование ее определенных элементов.
Рассмотрим, как это происходит при построении предметно-пространственной среды в контексте реализации личностно-ориентированного подхода. На основе обобщения методических разработок Бондаренко Е.В., Выготский Л.С., Сухомлинский В.А.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной, читательском зале организуются «тихие уголки» с мягкой мебелью, в которых каждый ребенок может побыть один, рассмотреть любимую книгу или порисовать.
Учет индивидуальных особенностей
эмоционально-личностного развития ребенка
требует проектирования своеобразных «зон приватности» -специальных мест, где каждый
ребенок хранит свое личное имущество. Большое значение придается организации
экспозиций фотографий детей. Чрезвычайно важна поддержка каждого ребенка в
процессе экспонирования разнообразных детских работ. Систематические выставки предметов детского творчества являются
неотъемлемым компонентом развивающей среды только в том случае, когда в них
представлены работы всех детей, независимо от их качества. Это создает чувство
защищенности и психологической комфортности, способствует развитию у них
положительной самооценки, уверенности в своих силах[7].
Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании предметно-пространственной среды предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, в группе для детей 3-4 лет должны быть широко представлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет - конструктивная зона и т.д.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного, личностно-ориентированного общения воспитателей с детьми.
Развитие любознательности,
исследовательского интереса и
творческих способностей ребенка основано на
создании спектра
возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования
с
различными материалами. При этом используются разнообразные
конструкторы, авторское оригинальное оборудование(многофункциональные модули,
маты, кегли), природный и бросовый материал и т.д. Для раскрытия творческой уникальности
каждого ребенка оборудуются также специальные помещения: бассейн, физкультурный
и тренажерные залы, где дети могут проявить свои двигательные способности;
зимний сад, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая
растения и проводя исследования живой природы; мастерские и изостудия, где
каждый ребенок может почувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной
поделки; компьютерно-игровой
зал, где дети уже в 6 лет способны создать свою конструкцию на мониторе;
комната быта, в которой ребята приобщаются к истокам народной культуры; музыкальный зал и камерный театр, где
проявляются музыкальные актерские способности детей. Кроме того, в целях учета полоролевых особенностей
детей предметно-пространственная среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Например, для
мальчиков 5-6 лет должны быть
образцы изготовления разнообразной техники, для девочек - образцы сумочек и
т.д.
Таким образом, проектирование
предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации
личностно-ориентированного подхода к ребенку и группе детей, предполагает соблюдение
следующих принципов:
- обеспечения баланса между совместной и
индивидуальной
деятельностью детей;
- организации «зон
приватности»;
- предоставления права и свободы
выбора;
- создания условий для моделирования,
поиска экспериментирования;
- полифункциональности использования помещений и оборудования;
- возрастной и полуролевой адресованности оборудования
и
материалов.
Кроме того, учитывая специфику детского сада, мы
ввели в качестве дополнительных принципов проектирования его среды следующие:
-
организация природной среды и
объекты;
-
физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения;
-
предметно-игровая
среда;
-
детская
библиотека;
-
музыкально-театральная
среда.
Определение
содержания компонентов
развивающей предметной среды современного детского сада опирается на
деятельностно-возрастной
подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, становление его творческих способностей на
основе обогащения предметной базы развития конкретных видов деятельности. Предметная среда детского учреждения не
может быть загружена обилием разностильных и
несомасштабных
вещей, она призвана открыть ребёнку пространство для ориентировки и действия.
Литература:
1.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А.Венгер. – М.,
1988.
2.
Виноградова,
А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А.М.
Виноградова. — М.: Просвещение, 1980.
3.
Газман, О.С. Базовая культура и
самоопределение личности // Базовая
культура личности: теоретические и
методологические проблемы. Сб.науч.
тр. Под ред.
О.С. Газманова - М.,
1989.
4.
Маркова, Л
.С Построение коррекционной
среды для дошкольников с задержкой психического развитии [Текст] / Л. С. Маркова.- М.: Айрис-
дидактика, 2005.
5.
Монтессори, М. Педагогика детства[Текст] / М. Монтессори.- М.: Издательский дом «Карапуз»,
2002.
6.
Настольная книга методиста детского
сада [Текст] / авт.-сост.
Н. Ю. Честнова.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.
7.
Педагогика Марии Монтессори [Текст] : Курс
лекций, - М.; 1992.
8.
Педагогические чтения : Методическая работа в
ДОУ [Текст] / С. К. Ильина.
-М.:
ТЦ Сфера, 2006.
9.
Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика [Текст]
: конспект лекций / Н.О. Пичугина, Г.А.
Айдашева, С. В. Ассаурова. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2004.