Методические   рекомендации  организации предметно-пространственной среды как основы   для  личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с ребенком  и детским коллективом

Среда - одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта,  который   не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Обязанность взрослого в этом случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей     предметно-пространственной  среды и направить их усилия на использование ее определенных элементов.

Рассмотрим, как   это   происходит  при построении предметно-пространственной среды  в   контексте  реализации  личностно-ориентированного  подхода.  На  основе  обобщения     методических  разработок   Бондаренко  Е.В.,   Выготский   Л.С.,  Сухомлинский   В.А.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной, читательском зале организуются «тихие уголки» с мягкой мебелью, в которых каждый ребенок может побыть один, рассмотреть любимую книгу или порисовать.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных «зон приватности» -специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество. Большое значение придается организации экспозиций фотографий детей. Чрезвычайно важна поддержка каждого ребенка в процессе экспонирования разнообразных    детских   работ.    Систематические    выставки    предметов   детского творчества являются неотъемлемым компонентом развивающей среды только в том случае, когда в них представлены работы всех детей, независимо от их качества. Это создает чувство защищенности и психологической комфортности, способствует развитию у них положительной самооценки, уверенности в своих силах[7].

Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании предметно-пространственной среды предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, в группе для детей 3-4 лет должны быть широко представлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет - конструктивная зона и т.д.

            В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного,  личностно-ориентированного   общения   воспитателей с детьми.

Развитие любознательности, исследовательского интереса и
творческих способностей ребенка основано на создании спектра
возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с
различными материалами. При этом используются разнообразные
конструкторы, авторское  оригинальное  оборудование(многофункциональные модули, маты, кегли), природный и бросовый материал и т.д. Для  раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудуются также специальные помещения: бассейн, физкультурный и тренажерные залы, где дети могут проявить свои двигательные способности; зимний сад, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя исследования живой природы; мастерские и изостудия, где каждый ребенок может почувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной поделки; компьютерно-игровой зал, где дети уже в 6 лет способны создать свою конструкцию на мониторе; комната быта, в которой ребята приобщаются к истокам народной культуры; музыкальный зал и камерный театр, где проявляются музыкальные актерские способности детей.  Кроме  того,  в целях учета полоролевых особенностей детей предметно-пространственная среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Например, для мальчиков 5-6 лет должны быть образцы изготовления разнообразной техники, для девочек - образцы сумочек и т.д.

Таким образом, проектирование предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации личностно-ориентированного подхода к ребенку   и  группе детей, предполагает соблюдение следующих принципов:

- обеспечения    баланса    между    совместной    и    индивидуальной
деятельностью детей;

-  организации «зон приватности»;

-   предоставления права и свободы выбора;

-  создания условий для моделирования, поиска экспериментирования;

-   полифункциональности    использования   помещений и оборудования;

-  возрастной    и    полуролевой    адресованности    оборудования    и
материалов.

       Кроме  того,  учитывая  специфику  детского  сада,  мы  ввели  в   качестве  дополнительных  принципов  проектирования  его   среды   следующие:

- организация  природной  среды  и  объекты;

- физкультурно-игровые  и  оздоровительные  сооружения;

- предметно-игровая  среда;

- детская  библиотека;

- музыкально-театральная  среда.

      Определение содержания  компонентов развивающей  предметной  среды    современного  детского  сада  опирается  на  деятельностно-возрастной  подход.  Содержание   развивающей  предметной    среды  должно  удовлетворять   потребностям   актуального,  ближайшего   и   перспективного   развития  ребёнка,  становление  его  творческих  способностей  на  основе  обогащения  предметной  базы  развития  конкретных  видов  деятельности.    Предметная  среда  детского    учреждения  не  может  быть  загружена   обилием  разностильных  и  несомасштабных    вещей,  она  призвана открыть  ребёнку  пространство  для   ориентировки  и   действия.

 

Литература:

1.           Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А.Венгер. – М., 1988.

2.           Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова. — М.: Просвещение, 1980.

3.           Газман, О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая
культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сбауч.
тр. Под ред. О.С.  Газманова - М., 1989.

4.           Маркова, Л .С  Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развитии [Текст]  / Л. С. Маркова.-  М.: Айрис- дидактика, 2005.

5.           Монтессори,   М.   Педагогика   детства[Текст]  /  М. Монтессори.-  М.:   Издательский   дом «Карапуз», 2002.

6.           Настольная книга методиста детского сада [Текст] / авт.-сост.                Н. Ю. Честнова.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

7.           Педагогика Марии Монтессори  [Текст] : Курс лекций,   - М.; 1992.

8.           Педагогические  чтения :  Методическая   работа  в  ДОУ [Текст] /  С. К. Ильина. .:  ТЦ   Сфера, 2006.

9.           Пичугина, Н.О. Дошкольная  педагогика [Текст] : конспект  лекций /     Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева,   С. В.  Ассаурова. -   Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2004.