«РвВ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 


                                                                                                общий коэффициент:

 

 

Критерии оценки

Оценка по 10-и бальной системе

Начало года

Середина года

Конец года

РвВ 1.

Сотрудники проявляют уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.

 

 

 

РвВ 1.1.

Обращаются с детьми ласково, с улыбкой, по­глаживают, обнимают, часто берут на руки.

 

 

 

РвВ 1.2.

Тепло обращаются с детьми во время проведения режимных процедур, в том числе утром при встрече с ребенкомо время еды, подготовки ко сну, переодевания и пр.

 

 

 

РвВ 1.3.

Стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют внимание к их настрое­нию, желаниям, достижениям и неудачам.

 

 

 

РвВ 1.4.

Поощряют самостоятельность детей в выпол­нении режимных процедур, учитывая их инди­видуальные особенности (привычки, темпера­мент, предпочтение той или иной пищи).

 

 

 

РвВ 2.

Сотрудники чутко реагируют на инициативу де­тей в общении, на их потребность в поддержке взрослых.

 

 

 

РвВ 2.1.

Слушают детей с вниманием и уважением.

 

 

 

РвВ 2.2.

Вежливо и доброжелательно отвечают на вопро­сы и просьбы детей, обсуждают их проблемы.

 

 

 

РвВ 2.3.

Успокаивают и подбадривают расстроенных де­тей, стремятся помочь в устранении диском­форта.

 

 

 

РвВ 2.4.

Разговаривая с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз»(общаясь с ребенком, взрослый при­саживается рядом или берет его на руки).

 

 

 

РвВ 2.5.

В течение дня сотрудники общаются не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально.

 

 

 

РвВ 3.

Сотрудники создают условия для формирова­ния у детей положительных взаимоотношений со сверстниками.

 

 

 

РвВ 3.1.

Собственным поведением демонстрируют уважи­тельное отношение ко всем детям.

 

 

 

РвВ 3.2.

Знакомя детей друг с другом, называют их име­на, ласково поглаживают рукой ребенка руку сверстника, стимулируют взгляды в глаза, про­явление положительных эмоций, в то же вре­мя не навязывая малышам контакты, если они уклоняются от них.

 

 

 

РвВ 3.3.

Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявле­ниям сочувствия, жалости, сорадования.

 

 

 

РвВ 3.4.

При организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогают детям координировать свои действия, учитывать же­лания друг друга, выступают в качестве доб­рожелательных участников игр.

 

 

 

РвВ 3.5.

Стремятся разрешать конфликты между деть­ми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаи­модействия или переключения внимания детей на другие виды деятельности или предметы.

 

 

 

РвВ 3.6.

Помогают детям овладевать речевыми способа­ми общения (называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, дого­вариваться об очередности действий, благода­рить за помощь и пр.).

 

 

 

РвВ 4.

Сотрудники не ограничивают естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор). Голос взрослого не доми­нирует над голосами детей.

 

 

 

РвВ 5.

В ходе обучающих занятий сотрудники учитыва­ют возрастные возможности и интересы детей.

 

 

 

РвВ 5.1.

Строят занятия в форме совместной игры с детьми.

 

 

 

РвВ 5.2.

Совместная игра организуется преимуществен­но с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок.

 

 

 

РвВ 5.3.

Обучение проводится в мягкой форме, без на­силия (обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машинку, взрослый мягко направляет его движение своей рукой, а затем дает ему возможность выполнить дейст­вие самостоятельно, при необходимости помо­гая ему, но не принимая всю инициативу на себя, и т.д.).

 

 

 

РвВ 5.4.

Взрослый откликается на любую просьбу ре­бенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спо­койно объясняет причину и просит подождать.

 

 

 

РвВ 5.5.

В ходе совместной игры или занятий взрослый находит время и возможность обратиться к ка­ждому ребенку по имени, проявить заинтересо­ванность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием.

 

 

 

РвВ 5.6.

Организуя совместные игры или занятия, взрос­лые не заставляют участвовать в них всех де­тей (если ребенок отказывается слушать сказ­ку или смотреть спектакль, воспитатель разре­шает ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям, и пр.).

 

 

 

РвВ 6.

Сотрудники организуют процессуальные игры детей как творческую деятельность.

 

 

 

РвВ 6.1.

Стремятся заинтересовать ребенка сюжетом иг­ры, вызвать у него желание играть.

 

 

 

РвВ 6.2.

Стараются пробудить инициативу ребенка, во­влекая его в свою игру, предлагают и обсужда­ют с ним разные варианты развития сюжета с учетом желания ребенка.

 

 

 

РвВ 6.3.

Помогают малышу наделить персонажей игры именами, характерами, разговаривают от их имени, стимулируют развертывание диалога.

 

 

 

РвВ 6.4.

Увлекают ребенка поисками предметов-замес­тителей, открывая для него новые возможные игры.

 

 

 

РвВ 6.5.

Проявляют интерес к самостоятельной игре детей, выражают одобрение, радуются наход­кам, оригинальным действиям и высказыва­ниям детей.

 

 

 

РвВ 6.6.

Помогая разнообразить игру ребенка, взрослые делают это ненавязчиво, не нарушают его за­мысла.

 

 

 

РвВ 6.7.

Организуя совместные игры детей, взрослые по­могают им распределить игрушки, роли, нала­дить взаимодействие.

 

 

 

РвВ 7.

Сотрудники поддерживают положительное са­моощущение детей, способствуют формирова­нию у них знаний о себе.

 

 

 

РвВ 7.1.

Предоставляют детям самостоятельность в вы­боре игрушек, занятий, партнеров по игре.

 

 

 

РвВ 7.2.

Время от времени ребенка подводят к зеркалу для рассматривания частей тела (обычно не вид­ных — ушки, прическа и пр.), соотносят отражение в зеркале с соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на кар­манчике).

 

 

 

РвВ 7.3.

Обращаются к ребенку по имени, подчеркива­ют его достоинства

 

 

 

РвВ 7.4.

Поощряют детей высказывать свои чувства и мысли, рассказывать о событиях, участниками которых они были.

 

 

 

РвВ 7.5.

Чаще пользуются поощрением, поддержкой де­тей, чем порицанием и запрещением. Порица­ние относится только к отдельным действиям ребенка, но не адресуется к его личности. Не­удачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах.

 

 

 

РвВ 8.

Сотрудники не прибегают к физическому нака­занию или другим негативным дисциплинар­ным методам, которые обижают, пугают или унижают детей (в случае, когда ребенок отка­зывается есть или идти в туалет, взрослый ста­рается мягко уговорить его перевести нежела­тельные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу возможность побыть од­ному. В случае, когда ребенок высказывает яв­ное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, взрос­лый спокойно объясняет ему причину нежела­тельного поведения, сажает на стульчик отдель­но от других детей или уводит в соседнюю ком­нату, не оставляя при этом ребенка без внима­ния. После разрешения конфликта взрослый ласково обнимает малыша, говорит о своей любви к нему и выражает уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ дошкольного возраста

 


общий коэффициент:

 

                       

Критерии оценки

Оценка по 10 бальной системе

Начало года

Середина года

Конец года

В 1.

Родители  проявляют уважение к личности ребенка, доброжелательное внимание к нему.

 

 

 

В 1.1.

Обращаются с ребенком ласково, с улыбкой, осу­ществляя тактильный контакт (гладят по го­лове, обнимают, сажают на колени и т.д.).

 

 

 

В 1.2.

Тепло обращаются с ребенком во время различных режимных моментов (утром при подъеме, во время еды, подготовки ко сну, переодевания и пр.).

 

 

 

В 1.3.

Стремятся установить с ребенком доверительные отношения, проявляют внимание к его настрое­нию, желаниям, достижениям и неудачам.

 

 

 

В 1.4.

Поощряют самостоятельность ребенка в выпол­нении режимных процедур, учитывая его инди­видуальные особенности (предпочтение той или иной пищи, привычки, темперамент и пр.).

 

 

 

В 2.

Родители  чутко реагируют на инициативу ребенка  в общении, учитывают его потребность в поддержке взрослых.

 

 

 

В 2.1.

Выслушивают ребенка с вниманием и уважением. Чувствуют потребность смотреть в глаза ребенку при общении.

 

 

 

В 2.2.

Вежливо и доброжелательно отвечают на вопро­сы и просьбы ребенка, обсуждают его проблемы.

 

 

 

В 2.3.

Успокаивают и подбадривают расстроенного ребенка, стремятся избавить его от негатив­ных переживаний.

 

 

 

В 3.

Родители  общаются с ребенком, выбирая позицию партнеров.

 

 

 

В 4.

Родители  формируют у ребенка положительное отношение к сверстникам и взрослым.

 

 

 

В 4.1.

Собственным поведением демонстрируют уважи­тельное отношение ко всем детям и взрослым.

 

 

 

В 4.2.

Привлекают внимание ребенка к эмоциональным состояниям других детей, поощряют проявления сочувствия, сопереживания сверстнику.

 

 

 

В 4.3.

Поддерживают эмоциональный комфорт ребенка, когда он испытывает затруднения при общении с другими детьми, создают условия для его принятия сверстниками.

 

 

 

В 4.4.

Организовывают совместные игры ребенка с другими детьми, обучают их координировать свои действия, учитывать желания друг друга, учат делить игрушки по­средством жребия, установления очередности, разрешать конфликты путем обсуждения и т.п.

 

 

 

В 4.5.

Чутко относятся к жалобам ребенка, обучая его социально приемлемым формам взаимодействия и умению решать проблемы общения самостоятельно.

 

 

 

В 5.

Родители  не ограничивают оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор ребенка со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

В 6.

Голос взрослого не доминирует над голосом ребенка. Тем более, родители не кричат на детей.

 

 

 

В 7.

Взаимодействуя с ребенком, родители учиты­вают его возрастные и индивидуальные особен­ности.

 

 

 

В 7.1.

В ходе режимных процедур терпимо относятся к затруднениям ребенка, позволяют ему действо­вать в своем темпе, не акцентируют внимание на неуспехах ребенка, оказывают ему необхо­димую помощь и поддержку и пр.

 

 

 

В 7.2.

Предлагают ребенку образцы деятельности, не на­стаивают на их точном воспроизведении ребенком младшего и среднего дошкольного возрас­та, осуществляют совместно-раздельные действия для поощрения его самостоятельности.

 

 

 

В 7.3.

Указывая на ошибки ребенка, делают это мягко, не унижая  и не ущемляя достоинства ребенка (указывая на проблемы в его поведении и общении, но не давая общую негативную оценку его личности и деятельности).

 

 

 

В 7.4.

Контролируя усвоение ребенком знаний, умений, навыков, взрослый учитывает такие особенности ребенка, как сму­щение, застенчивость, не допуская возникно­вения у него негативных переживаний.

 

 

 

В 7.5.

Предоставляют ребенку возможность самому вы­брать вид деятельности в соответствии со своими интересами (во время прогул­ки, в свободное время и др.).

 

 

 

В 7.6.

В ходе совместной игры или занятий родители обращаются к ребенку по имени, смотрят ему в глаза, ведут себя заинтересованно и доброже­лательно, помогая освоить трудное действие.

 

 

 

В 7.7.

Родители откликаются на любую просьбу ре­бенка о совместной деятельности, а в случае невозможности их осуществления спокойно объ­ясняют причину и просят подождать.

 

 

 

В 8.

Родители  поддерживают положительное само­ощущение ребенка, способствуют формированию у него знаний о своих возможностях и способ­ностях.

 

 

 

В 8.1.

Родители часто обращаются к ребенку по имени, а не с помощью местоимений («ты»), подчеркива­ют его достоинства.

 

 

 

В 8.2.

Поощряют ребенка высказывать свои чувства и мысли; рассказывать о событиях, участниками которых он был (о  друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и пр.), сами делятся своими переживаниями, рассказывают ребенку о себе и своем детстве.

 

 

 

В 8.3.

Родители чаще пользуются поощрением, поддержкой ребенку, чем порицанием и запрещением.

 

 

 

В 8.4.

Порицания относят только к отдельным дейст­виям ребенка, но не адресуют их к его личности.

 

 

 

В 8.5.

Порицая действия ребенка, родители предла­гают образец желаемого действия или средства для исправления ошибок.

 

 

 

В 8.6.

Отмечают новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращают внимание на его новые возможности и способности.  Достиже­ния ребенка не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными («лучше, чем вчера (неделю назад)» и др.).

 

 

 

В 8.7.

Намеренно создают ситуации, в которых ребе­нок достигает успеха, пользуясь приобретенными знаниями, умениями и навыками.

 

 

 

В 9.

Деятельность и настроение ребенка всегда находятся в поле внимания родителей, ко­торые при необходимости включается в игру ребенка и в другие виды деятельности, но в целом дают возможность действовать путем проб и ошибок, самостоятельно приобретая и осмысливая накопленный социальный опыт.

 

 

 

В 10.

Родители  не прибегают к физическому нака­занию или другим негативным дисциплинар­ным методам, которые обижают, пугают или унижают ребенка.