Должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения по экспериментальной и инновационной деятельности

1.         Общие положения

1.1.Заместитель руководителя образовательного учреждения по экспериментальной и инновационной деятельности назначается администрацией школы из числа высококвалифицированных, авторитетных педагогических работников.

1.2.Заместитель руководителя по экспериментальной и инновационной деятельности подчиняется непосредственно директору образовательного учреждения.

1.3.При исполнении должностных обязанностей заместитель руководителя образовательного учреждения по экспериментальной и инновационной деятельности руководствуется приказами, распоряжениями, другими руководящими и  нормативными  документами,  касающимися  экспериментальной и инновационной деятельности, а также Уставом школы и настоящей инструкцией.

2.        Функции заместителя руководителя по экспериментальной и инновационной деятельности

Заместитель руководителя по экспериментальной и инновационной деятельности осуществляет руководство экспериментальной и инновационной деятельностью в образовательном учреждении, участвует в разработке Программы развития школы, обеспечивает научное сопровождение инновационной, экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в школе, экспертирует промежуточные и итоговые результаты инновационных, экспериментальных программ, реализуемых по процессам: образовательный, управленческий, инновационный.

 

3.         Должностные обязанности заместителя руководителя образовательного учреждения  по экспериментальной и инновационной деятельности

3.1.Оказывает методологическую помощь при подготовке  материалов по  экспериментальной и инновационной деятельности педагогов,   которые   могут  быть представлены в следующих формах: инновационная программа, календарно-тематическое планирование к ней, методические тематические разработки уроков, методические и рефлексивные статьи, рекомендации и т.д.

3.2.Проводит консультирование административной команды в целом и индивидуально с членами администрации школы по вопросам  разработки,  реализации локальных управленческих программ, проектов экспериментальной и инновационной деятельности.

3.3.Осуществляет экспертизу текущих и перспективных планов администрации школы и педагогов, реализующих инновационную и экспериментальную  деятельность  в  образовательном  учреждении, педагогических инновационных программ по предметам, спецкурсам, факультативам,   предметных   методических   разработок   учителей-инноваторов.

3.4.Экспертирует нормативно-правовые локальные акты, необходимые для осуществления инновационной, экспериментальной, исследовательской деятельности.

3.5.Организует внешние связи школы в интересах развития инновационных процессов.

3.6.Оказывает помощь в подготовке публичных выступлений членов административной команды и педагогов-инноваторов к конференциям районного, городского, российского уровней, подготовке материалов к печати.

3.7.Планирует тематику сборников школы по экспериментальной  и инновационной деятельности, оказывает помощь в подготовке статей к публикации в них, а также в сборниках окружного и городского уровней.

4. Права

Заместитель руководителя по экспериментальной и инновационной деятельности имеет право:

4.1.Вносить предложения по вопросам стратегического развития инновационной, экспериментальной деятельности в школе, о проведении необходимых для реализации инноваций исследований, о создании  служб,  обеспечивающих инновации, содержании  их деятельности.

4.2.Принимать участие в разработке стратегических документов, нормативно-правовых актов, касающихся инновационной политики школы.

4.3.Участвовать в разработке положений о деятельности подразделений школы, занимающихся работой по развитию образовательного учреждения, определении их компетенции, полномочий, обязанностей, ответственности.

4.4.Вносить предложения о создании и ликвидации временных творческих коллективов, других групп и объединений, занимающихся инновационной, творческой, научно-исследовательской деятельностью.

4.5.Присутствовать на учебных занятиях и мероприятиях в экспериментальных классах, группах, потоках по согласованию с экспериментаторами и инноваторами.

4.6.Запрашивать для экспертизы рабочую документацию различных подразделений, служб и отдельных участников инновационной деятельности (положения, планы, программы экспериментов, материалы наблюдений и т.д.).

5.           Ответственность

Заместитель руководителя по экспериментальной и инновационной деятельности несет ответственность за:

5.1.Качество и своевременность методологической помощи администрации школы и педагогам-инноваторам в реализации инновационной, экспериментальной, научно-исследовательской деятельности.

5.2.Качество экспертирования инновационных материалов.

5.3.Своевременное прогнозирование и обозначение возможных потерь  и  негативных  последствий  экспериментальной,   исследовательской деятельности, нарушений технологии исполнения исследования, норм и требований профессиональной этики и своевременное создание условий для минимизации негативных последствий и компенсаций потерь.

6. Взаимоотношения и связи по должности

Заместитель руководителя по экспериментальной и инновационной деятельности в процессе своей деятельности взаимодействует с педагогическим и административным персоналом.

7. Документация и отчетность

Экспериментальная и инновационная деятельность предусматривает оформление документации:

- заявка на открытие экспериментальной или инновационной площадки;

- концепция экспериментальной и инновационной деятельности;

-  программа экспериментальной и инновационной деятельности;

-  план поэтапной реализации программы эксперимента;

- план изучения и обобщения опыта;

- описание результатов и продуктов экспериментальной и инновационной  деятельности;

- анализ эффективности осуществляемой работы, подтвержденный результатами замеров знаний, умений, навыков учащихся; отчеты по итогам работы;

- информационная карта ГЭП;

- ежегодные материалы для публикации в сборнике ОМЦ по экспериментальной деятельности.


Должностная инструкция учителя  - экспериментатора

 

Содержание индивидуальной инновационной деятельности

1.    Разработка или апробация инновационных программ по предметам, учебников, УМК, технологий и др.

2.     Разработка методических пособий, рекомендаций по содержанию  учебных  предметов,  дидактических,  контрольно-диагностических материалов в рамках реализуемой инновации.

3.     Создание методических материалов по внедрению в образовательный процесс технологий.  

4.     Выработка критериев результативности реализуемой инновации, отслеживание результатов на основе данных критериев.

5.   Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций, разработка и проведение коррекционных мероприятий, проведение анализа посткоррекционной диагностики.

Статус и организация деятельности

1.       Статус учителя-экспериментатора, инноватора может быть присвоен педагогу второй, первой, высшей квалификационной категории, имеющему за период последних трех лет стабильные и положительно направленные результаты итоговой аттестации учащихся.

2.       Разработке и  апробации методических пособий, инновационных программ учителем – экспериментатором предшествует изучение содержательных основ курса, особенностей психического развития ребенка по этапам обучения, особенностей его мировоззрения по возрастам, научно-организационных основ формирования учебных понятий, а также модели преемственности развития курса по этапам обучения.

3.       При отсутствии модели преемственности развития курса по этапам обучения этапу апробации инновации предшествует этап создания обозначенной модели. Реализация данной задачи осуществляется учителем-экспериментатором  и администрацией школы.

4.Учителем-экспериментатором, инноватором  создается  программа  эксперимента или инновации, имеющая следующую структуру:

- Обоснование актуальности эксперимента или инновации для школы в части обеспечения целевой линии развития.

- Формулирование темы экспериментального или инновационного исследования.

- Определение объекта и предмета исследования.

- Формулирование цели, задач, гипотезы исследования.

- Разработка или выбор конкретных методик и методов исследования.

- Сроки и этапы работы.

- Критерии оценки ожидаемых результатов.

- Прогнозирование:

а) ожидаемых положительных итоговых и промежуточных результатов;

б)          возможных потерь, негативных последствий;

в) компенсаций потерь и негативных последствий.

Программа эксперимента, инновации и план работы на текущий год обсуждаются на заседании научно-методического совета школы, утверждаются руководителем образовательного учреждения.

5.    Результаты инновационной деятельности фиксируются и предоставляются по итогам учебных четвертей (триместров), учебного года, при завершении экспериментальной (инновационной) деятельности заместителю директора по экспериментальной и инновационной работе.

Документация и отчетность

Экспериментальная и инновационная деятельность предусматривает оформление документации:

- концепция экспериментальной и инновационной деятельности;

-  программа экспериментальной и инновационной деятельности;

-  план поэтапной реализации программы эксперимента;

- описание результатов и продуктов экспериментальной и инновационной  деятельности;

- анализ эффективности осуществляемой работы, подтвержденный результатами замеров знаний, умений, навыков учащихся; отчеты по итогам работы.

 

Распространение опыта осуществляется в следующих формах:

1.     Выступления на обучающих семинарах, методических совещаниях, педагогических советах в целях   транслирования опыта по вопросам разработки и апробации инновации, обеспечивающей реализацию целевой линии развития школы и др.

2.     Открытые уроки и мероприятия.

3.     Оказание консультативной помощи учителям в процессе подготовки и внедрения инновации после ее рутинизации.

4.     Описание опыта.

5.     Публикации в сборниках различного уровня, а также монографические публикации.

Взаимоотношения и связи по должности

1. По вопросам разработки и внедрения инноватики учителя-инноваторы подчиняются  заместителю  руководителя образовательного учреждения  по  экспериментальной и инновационной работе, по иным вопросам - заместителям в рамках их компетенции.

2.                           В процессе своей деятельности взаимодействует с педагогическим персоналом и научным руководителем экспериментальной площадки.