Программа работы ГЭП

«Управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей

 в условиях ДОУ»

 

Стратегическим направлением развития столичного образования является модернизация форм и методов образования, поиск нового содержания воспитательно-образовательного процесса, направленные на формирование механизмов управления его качеством. Об этом говорится в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральной программе развития образования, Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5», «Программе развития дошкольного образования в г. Москве на 2008-2017 гг.». Эти вопросы поднимаются сегодня и на уровне развития международного бакалавриата по дошкольному образованию.

       Между тем, понятие «качество» многогранно и ёмко. Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции (система Тейлора, 1905). Под “качеством продукции”[1] понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих качеств определяют стандарты. Затем выбирают эталоны качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном[2]. В статусе такого временного ГОС дошкольного образования действуют «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (Приказ Министерства Образования РФ от 22.08.96 г. № 448) и Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанная коллективом ГОУ Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под редакцией Л.А.Парамоновой. 

      Е.П.Арнаутовой, под руководством которой осуществлялась разработка проекта «Московская семья - компетентные родители», предложен новый подход к формированию доминант воспитания через изменение установок родителей на воспитание, осознание смысла своей жизни, принятие ценности детства, изменение стиля своего поведения. В программе «Московская семья - компетентные родители» представлен целый ряд форм и методов сотрудничества с родителями, направленных на повышение их психолого-педагогической компетентности, оказания помощи в воспитании детей-дошкольников, осуществление перехода от навязывания внешней системы ценностей (без учета структуры семьи, ее традиций) к качественному диалогу с родителями. Однако в целостной системе взаимодействия всех субъектов педагогического процесса при разработке системы качества взаимодействия ученые предлагают придерживаться традиционной системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, связанной с управлением качеством образования по его целям. В этом случае функцию целеполагания обычно берет на себя заведующий ДОУ при взаимодействии с Попечительским и Родительским советами, и воспитатели групп – при организации сотрудничества с родительским комитетом.

      Целеполагание в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями Концепции дошкольного воспитания (1989): цель ДОУ как образовательной системы – создать условия для гармоничного развития, воспитания и обучения ребёнка на уровне его индивидуальных возможностей, основная функция - целенаправленная социализация личности. В свою очередь, в Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Л.А.Парамоновой данная функция оказывается напрямую связанной с разносторонним и полноценным развитием воспитанников, сохранением их физического и психического здоровья. Качество воспитательно-образовательного процесса в этом случае складывается из суммы качеств всех его составляющих и зависит от изменения взаимоотношений между всеми компонентами структуры: целевого, содержательного, деятельностного и результативного. При этом взаимодействие детей и педагогов как фактор, влияющий на качество данного процесса, традиционно рассматривается в рамках деятельностного или содержательного компонента – остальные компоненты оказываются не охваченными. В этом заключается проблема исследования, которую можно сформулировать следующим образом: каковы особенности управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ, влияющие на качество всего воспитательно-образовательного процесса, а не только на качество отдельных его компонентов?

Традиционно ее пытались решить через гармонизацию микроклимата в группе детей и в педагогическом коллективе ДОУ и формирование навыков эффективной коммуникации между всеми субъектами взаимодействия в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса. При этом принципы и программа воспитательно-образовательной работы с детьми оставались традиционными – основные изменения при построении системы управления качеством воспитательно-образовательного процесса касались отдельных методов, приемов и условий взаимодействия субъектов общения, а ведущим фактором, влияющим на качество данного процесса в рамках рассматриваемого направления его совершенствования, выступали детско-родительские, детско-воспитательские и детско-детские отношения. Поэтому оптимизация системы управления качеством воспитательно-образовательного процесса происходила за счет использования методов стимулирования поведения и деятельности (формирование мотивации, воспитание осознанного отношения к учению, использование соревновательных ситуаций и др.) всех субъектов данного процесса (при условии реализации взрослыми – воспитателями и родителями - топологического подхода).

К недостаткам данной модели управления качеством можно отнести:

-   повышение требований к коммуникативной компетенции педагогического персонала и психологическую нагрузку на заведующую ДОУ[3], которая консолидирует усилия всех членов системы при недостаточности «обратных связей» с их стороны и  невозможности осуществления корригирующих воздействий на протекание воспитательно-образовательного процесса с целью дальнейшего повышения его эффективности;

-   неразработанность технологий реализации топологического подхода к организации взаимодействия с детьми в отечественной практике, которая обеспечила бы формирование мотивации совместной деятельности и согласование содержания такого взаимодействия с содержанием личностного развития детей;

-   отсутствие системы мониторинга качества взаимодействия детей, педагогов и родителей, позволяющей переориентировать систему управления качеством с технологии управления качеством по целям на технологию управления качеством по результатам.

         В разрешении данных противоречий заключается проблема данного исследования.

        Цель эксперимента: разработать вариативную модель управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей  в ДОУ.

         Направления экспериментальной работы

Проблемы управления качеством самого воспитательно-образовательного процесса поднимаются давно и достаточно хорошо разработаны в научно-методической литературе. С этой точки зрения проблемой управления качеством занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Т.И. Голубева, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И. Третьяков, Р.М. Чумичева, Т.И. Шамова и др. Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду в науке пока не разработано. По этому вопросу чаще всего обращаются к анализу методической литературы по созданию системы менеджмента школы. Характерным для такой литературы, по мнению Л.И. Фалюшиной, является то, что в ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации по осуществлению педагогического контроля и педагогического анализа. Причём одни авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда (М.М. Поташник, Т.П. Третьяков и др.), другие (Ю.А. Конаржевский и др.) – на самом процессе педагогической деятельности, не затрагивая вопросы педагогического воздействия на детей и формирования системы обратной связи с воспитанниками, проблемы взаимодействия детей между собой. Исследования, которые существуют в данной области (А.К.Марковой, В.В.Рубцова и др.) рассматривают последние в психолого-педагогической, а не управленческой плоскости и не нацелены на разработку модели управления качеством такого взаимодействия, которая могла бы влиять на качество воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Это подчеркивает актуальность экспериментальной разработки предлагаемой темы.

 Экспериментальная программа включает в себя следующие направления сотрудничества учреждений и организаций-партнеров по ГЭП:

- диагностика качества взаимодействия педагогов, детей и родителей;

- разработка вариативной модели управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей, учитывающей специфику детских садов;

- разработка методических  рекомендаций  педагогам по реализации топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия и формирования детско-родительских, детско-воспитательских и детско-детских отношений:

При этом предусматривается дифференциация экспериментальных программ для каждого ДОУ, участвующего в эксперименте с учетом специфики их работы.

        Состав участников экспериментальной работы

В экспериментальной работе участвует вуз – Московский гуманитарный педагогический институт – и 12 дошкольных образовательных учреждений.

ГОУ Д/С компенсирующего вида 456,
ГОУ Д/С комбинированного вида 525,
ГОУ Д/С комбинированного вида 1917,
ГОУ Д/С 1556,
ГОУ Д/С 388,
ГОУ Д/С 716,
ГОУ Д/С 2079,
ГОУ ЦРР - Д/С 14

ГОУ Д\С 502

ГОУ Д\С 2631

ГОУ ЦРР-Д\С 325

ГОУ ДС 1851

Все педагоги образовательных учреждений - участники реализации проекта являются специалистами первой и высшей квалификационных категорий, имеющие высшее образование и стаж работы более 10 лет.

Используемые методики, формы организации работы коллектива

         В качестве имеющегося практического задела, демонстрирующего компетентность научного коллектива, выступают:

- программы дисциплин специализации по управлению качеством дошкольного образования: «Основы управления качеством в ДОУ» (автор – к.п.н., доц. А.В. Калинченко), «Инновационные формы дошкольного образования» (автор – к.п.н., доц. Ю.В. Микляева), «Управление развитием персонала ДОУ» (автор – к.пс.н., проф. С.Н. Толстикова), «Комплексное сопровождение образовательного процесса в ДОУ» (автор – к.п.н., проф. Н.В. Микляева), «Инспекционный контроль в образовательных учреждениях» (автор – к.п.н., проф. Н.В. Микляева);

- программы дисциплин по выбору для студентов, обучающихся по специальности 050707 - педагогика и методика дошкольного образования: «Направления совершенствования педагогического процесса в ДОУ» (автор – к.п.н., проф. Н.В. Микляева), «Технологии управления качеством педагогического процесса в ДОУ» (авторы – к.п.н., проф. Н.А. Виноградова, к.п.н., проф. Н.В. Микляева);

- научно-методические разработки и методические рекомендации по формированию системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ, созданные участниками эксперимента (Н.В. Микляевой, Н.А. Виноградовой, М.Ю. Новицкой и др.).

        В качестве частных методик, которые будут использованы в работе, выступают:

-   методика оценки эффективности взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

-   методические рекомендации по  организации предметно-пространственной среды как основы для  личностно-ориентированного подхода к ребенку  и детскому  коллективу;

- методика реализации личностно-ориентированного подхода в процессе взаимодействия с детьми;

-   методика воспитания детей в процессе приобщения к традиционной культуре (УМК «Наследие», «Родной дом» и др.);

-  методика моделирования педагогических ситуаций общения и взаимодействия детей, педагогов и родителей.

 

Программа экспериментальной работы на 2009 - 2012 учебные годы

 

№ п/п

Содержание этапа

Сроки

1 этап.       Подготовительный

1.1.

Организация научно-методических объединений и тематических проектных команд в соответствии с направлениями эксперимента и составление общего плана экспериментальной деятельности образовательных учреждений

Сентябрь-октябрь   2009 г

1.2.

Проведение экспертиз экспериментальной деятельности образовательных учреждений и выявление существующих проблем, связанных с управлением качеством развивающего взаимодействия

ноябрь-декабрь 2009

1.3.

Соотнесение результатов оценки качества развивающего взаимодействия детей, педагогов и родителей, разработка на этой основе компьютерной программы корреляционного анализа

Январь-апрель 2010

1.4.

Разработка проекта программы «Управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ», которую можно будет использовать для формирования и контроля качества деятельности конкретных ДОУ

 

 

май-август   2010 г

2 этап.      Основной

2.1.

Развитие опыта экспериментальной деятельности, его анализ и обобщение с целью разработки методических рекомендаций для родителей и воспитателей по повышению качества организации предметно-пространственной среды и развивающего взаимодействия детей, педагогов и родителей

Сентябрь-октябрь 2010 г

2.2.

Разработка и апробация семинара-практикума «Метод проектов в ДОУ» для воспитателей ДОУ, ориентированной на внедрение проектной технологии в управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей, экспертизы опыта работы экспериментальных образовательных учреждений, их анализ и проверка.

 

 

Ноябрь-декабрь 2010

2.3.

Организация конкурса  методических проектов, посвященных управлению качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ, и создание задела для формирования компьютерного банка данных

Январь-февраль 2011

 

2.4.

Разработка и апробация методических рекомендаций для воспитателей по реализации топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации развивающего  взаимодействия с детьми

 

Март-август 2011 г

 

3 этап.      Заключительный

 

3.1.

Проведение повторного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса, оценка динамики

Сентябрь- ноябрь 2011

 

3.2.

Разработка Проекта Положения о Совете по управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

 

Декабрь 2011

 

3.3.

Создание электронного банка современных технологий управления качеством, позволяющих реализовать топологический подход к организации развивающего взаимодействия с детьми, для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ

 

Январь-март 2012

 

3.4

Разработка вариативной модели управления качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей, позволяющей выбрать оптимальные технологии управления качеством в детском саду, учитывая его специфику и приоритетную направленность     

 

Апрель-август 2012

 

 

План экспериментальной работы в рамках городской экспериментальной площадки на   тему:   «Управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ»

 

№ п/ п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Результат

Первый год - сентябрь   2009 г - август   2010 г

1.

Совещание по разработке концепции и программы ГЭП.

сентябрь   2009 г

А.Г. Кутузов,

 

Утверждение концепции и программы ГЭП

2.

Организация научно-методических объединений и тематических проектных команд

Октябрь 2009

Л.Л. Портянская

Утверждение планов работы НМО

3.

Мониторинг качества развивающего взаимодействия с детьми

 

ноябрь-декабрь 2009

Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова

Отчет

4.

 

Круглый стол на базе ОМЦ СОУО

Январь 2010

Л.Л. Портянская

Ю.В.Микляева

Презентация компьютерной программы мониторинга качества

 

5.

Методическая неделя на базе экспериментальных ДОУ

 

Май 2010

Л.И. Осечкина

Проект программы «Управление качеством взаимодействия в ДОУ»

6

Подведение промежуточных итогов ГЭП

август   2010 г

А.Г. Кутузов

Н.В. Микляева

Отчеты научно-методических объединений

 

№ п/ п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Результат

Второй год - сентябрь 2010 г - август 2011 г

1.

Круглый стол по повышению качества организации предметно-пространственной среды ДОУ

сентябрь 2010 г.

Н.А. Виноградова

методические рекомендации для родителей и воспитателей

2.

Проблемный семинар по повышению качества развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей

октябрь

2010 г.

Н.В.Микляева

методические рекомендации для родителей и воспитателей

3.

Семинар-практикум «Метод проектов в ДОУ и начальной школе»

 

 

ноябрь 2010

Н.А. Виноградова

Программа

4.

Организация конкурса  методических проектов, посвященных управлению качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ

 

Январь-февраль 2011

 

М.Г. Калмыкова

Отчет

5.

Творческие мастерские

март 2011

М.Ю. Новицкая

Цикл рабочих тетрадей по управлению качеством управления качеством взаимодействия детей и родителей средствами традиционной культуры

 

6

Подведение промежуточных итогов

Август 2011

А.Г. Кутузов

Н.В. Микляева

Отчеты научно-методических объединений

 

 

№ п/ п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Результат

Третий год - сентябрь 2011 - август 2012

1.

Проведение повторного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса, оценка динамики

Сентябрь-октябрь 2011 г.

Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова

Отчет

2.

Методическая неделя

Ноябрь 2011

Н.В. Микляева

М.Г. Калмыкова

Проект

 

3.

Технологические мастерские

Январь – май 2012

Ю.В. Микляева

Электронный банк технологий управления качеством

4.

Рефлексивно-проектные мастерские

Ноябрь – декабрь 2011

М.Ю.Новицкая

Модель управления качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых на основе традиционной культуры

5.

Публикация научно-методических и научно-практических рекомендаций

Январь-март 2012

Н.А. Виноградова,

Л.Л. Портянская

 

Сборник рекомендаций для старших воспитателей ДОУ

6

Совещания представителей НМО, Совета по инновациям, Совета ЭП

апрель 2012

А.Г. Кутузов

Н.В. Микляева

 

Отчеты

7

Дистанционная конференция по управлению качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых в ДОУ

Май 2012

Н.В.Микляева

Электронный сборник материалов конференции

8

Подведение итогов ГЭП

Август 2012

А.Г. Кутузов

 

Отчет

 

 

Возможные риски эксперимента

1.  Нарушение координации и рассогласование действий партнеров ГЭП

2. Финансовые проблемы и проблемы материально-технического обеспечения деятельности ГЭП

3.  Недостаточная компетентность участников ГЭП в области использования ИКТ

 

Предполагаемые результаты

Повышение уровня работы ГОУ

Повышение эффективности использования предметно-развивающей среды ДОУ в процессе взаимодействия детей и взрослых, детей друг с другом (на 30%).

Повышение эффективности взаимодействия детей друг с другом (от 15% в младших группах до 25% в старших группах детского сада).

Повышение эффективности совместной проектной деятельности детей и взрослых (на 25%).

Повышение эффективности взаимодействия семьи и детского сада на 20%.

Разработка новых методик, шаг преобразования

Программа семинара-практикума «Метод проектов в ДОУ» для старших воспитателей ДОУ, ориентированная на внедрение проектной технологии в управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей

Методика диагностики качества взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ

Компьютерная программа мониторинга качества взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ

Вариативная модель управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей (включающая модель управления качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых на основе традиционной культуры)  

Другие результаты работы

Электронный банк педагогических ситуаций, позволяющих реализовать топологический подход к организации развивающего взаимодействия с детьми, для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ. Топологический подход позволит педагогу сформировать не только операциональные, но и мотивационные действия, к которым относятся положительное отношение к предмету учения и интерес  к осуществлению действий с ним, в нашем случае – к совершенствованию содержания и методов педагогического взаимодействия.

Методические рекомендации для воспитателей по реализации топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия с детьми

Сценарии проведения тренингов детско-родительских, детско-воспитательских и детско-детских отношений

Цикл рабочих тетрадей для воспитателей по управлению качеством взаимодействия детей и родителей средствами традиционной культуры

 

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления

Управленческий контроль

·        Мониторинг результатов проводимой работы.

·        Представление на рассмотрение Городскому экспертному совету наиболее значимых результатов опытно-экспериментальной работы.

Диагностика результатов

·        Публикации результатов опытно-экспериментальной работы в СМИ.

Исследования научного руководителя

·        Творческие отчеты партнеров по ГЭП.

·        Проведение семинаров-практикумов, круглых столов и научно-практических конференций по результатам опытно-экспериментальной работы.

·        Публикация методических пособий и методических рекомендаций, разработанных членами ГЭП.

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. – М., 1991.

[2] Система управления качеством дошкольного образовательного учреждения может строиться в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISQ 9001:2000 (российский аналог – стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001), принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM) или базироваться на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Данные документы предусматривают всестороннее, целенаправленное и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности любого учреждения, в т.ч. образовательного.

 

[3] В ДОУ комбинированного и компенсирующего вида таким человеком, но на уровне группы детского сада, становится учитель-логопед или учитель-дефектолог.