Программа
работы ГЭП
«Управление
качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей
в условиях ДОУ»
Стратегическим направлением развития столичного
образования является модернизация форм и методов образования, поиск нового
содержания воспитательно-образовательного процесса, направленные на формирование
механизмов управления его качеством. Об этом говорится в Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года и Федеральной программе развития
образования, Городской
целевой программе развития образования «Столичное образование – 5», «Программе
развития дошкольного образования в г. Москве на 2008-2017 гг.». Эти вопросы
поднимаются сегодня и на уровне развития международного бакалавриата по
дошкольному образованию.
Между тем,
понятие «качество» многогранно и ёмко. Развитие системного подхода к управлению
качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции (система
Тейлора, 1905). Под “качеством продукции”[1]
понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для
потребителя. Набор этих качеств определяют стандарты. Затем выбирают эталоны
качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном[2].
В статусе такого временного ГОС дошкольного образования действуют «Временные
(примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым
в ДОУ» (Приказ Министерства Образования РФ от 22.08.96 г. № 448) и Примерная
общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и
дошкольного возраста, разработанная коллективом ГОУ Центра «Дошкольное детство»
им. А.В. Запорожца под редакцией Л.А.Парамоновой.
Е.П.Арнаутовой,
под руководством которой осуществлялась разработка проекта «Московская семья -
компетентные родители», предложен новый подход к формированию доминант
воспитания через изменение установок родителей на воспитание, осознание смысла
своей жизни, принятие ценности детства, изменение стиля своего поведения. В
программе «Московская семья - компетентные родители» представлен целый ряд форм и методов сотрудничества с родителями,
направленных на повышение их психолого-педагогической компетентности, оказания
помощи в воспитании детей-дошкольников, осуществление перехода от навязывания
внешней системы ценностей (без учета структуры семьи, ее традиций) к
качественному диалогу с родителями. Однако в целостной системе взаимодействия
всех субъектов педагогического процесса при разработке системы качества
взаимодействия ученые предлагают придерживаться традиционной системы
воспитания и обучения детей дошкольного возраста, связанной с управлением
качеством образования по его целям. В этом случае функцию целеполагания обычно
берет на себя заведующий ДОУ при взаимодействии с Попечительским и Родительским
советами, и воспитатели групп – при организации сотрудничества с родительским
комитетом.
Целеполагание в
ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями Концепции дошкольного
воспитания (1989): цель ДОУ
как образовательной системы – создать условия для гармоничного развития,
воспитания и обучения ребёнка на уровне его индивидуальных возможностей,
основная функция - целенаправленная социализация личности. В свою очередь, в
Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей
раннего и дошкольного возраста под редакцией Л.А.Парамоновой данная функция
оказывается напрямую связанной с разносторонним и полноценным развитием
воспитанников, сохранением их физического и психического здоровья. Качество
воспитательно-образовательного процесса в этом случае складывается из суммы
качеств всех его составляющих и зависит от изменения взаимоотношений между всеми
компонентами структуры: целевого, содержательного, деятельностного и
результативного. При этом взаимодействие детей и педагогов как фактор, влияющий
на качество данного процесса, традиционно рассматривается в рамках
деятельностного или содержательного компонента – остальные компоненты
оказываются не охваченными. В этом заключается проблема исследования, которую
можно сформулировать следующим образом: каковы особенности управления качеством
взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ, влияющие на качество всего
воспитательно-образовательного процесса, а не только на качество отдельных его
компонентов?
Традиционно ее пытались решить через гармонизацию
микроклимата в группе детей и в педагогическом коллективе ДОУ и формирование
навыков эффективной коммуникации между всеми субъектами взаимодействия в ходе
осуществления воспитательно-образовательного процесса. При этом принципы и
программа воспитательно-образовательной работы с детьми оставались традиционными
– основные изменения при построении системы управления качеством
воспитательно-образовательного процесса касались отдельных методов, приемов и
условий взаимодействия субъектов общения, а ведущим фактором, влияющим на
качество данного процесса в рамках рассматриваемого направления его
совершенствования, выступали детско-родительские, детско-воспитательские и
детско-детские отношения. Поэтому
оптимизация системы управления качеством воспитательно-образовательного процесса
происходила за счет использования методов стимулирования поведения и
деятельности (формирование мотивации, воспитание осознанного отношения к учению,
использование соревновательных ситуаций и др.) всех субъектов данного процесса
(при условии реализации взрослыми – воспитателями и родителями - топологического
подхода).
К недостаткам данной модели управления качеством
можно отнести:
-
повышение требований к коммуникативной
компетенции педагогического персонала и психологическую нагрузку на заведующую
ДОУ[3],
которая консолидирует усилия всех членов системы при недостаточности «обратных
связей» с их стороны и
невозможности осуществления корригирующих воздействий на протекание
воспитательно-образовательного процесса с целью дальнейшего повышения его эффективности;
-
неразработанность технологий реализации
топологического подхода к организации взаимодействия с детьми в отечественной
практике, которая обеспечила бы формирование мотивации совместной деятельности и
согласование содержания такого взаимодействия с содержанием личностного развития
детей;
-
отсутствие системы мониторинга качества
взаимодействия детей, педагогов и родителей, позволяющей переориентировать
систему управления качеством с технологии управления качеством по целям на
технологию управления качеством по результатам.
В разрешении данных
противоречий заключается проблема
данного исследования.
Цель эксперимента: разработать
вариативную модель управления качеством взаимодействия педагогов, детей и
родителей в
ДОУ.
Направления экспериментальной
работы
Проблемы управления качеством самого
воспитательно-образовательного процесса поднимаются давно и достаточно хорошо
разработаны в научно-методической литературе. С этой точки зрения проблемой
управления качеством занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая,
Т.И. Голубева, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И. Третьяков, Р.М.
Чумичева, Т.И. Шамова и др. Однако конкретных механизмов ее решения в детском
саду в науке пока не разработано. По этому вопросу чаще всего обращаются к
анализу методической литературы по созданию системы менеджмента школы.
Характерным для такой литературы, по мнению Л.И. Фалюшиной, является то, что в
ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации
по осуществлению педагогического контроля и педагогического анализа. Причём одни
авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда (М.М. Поташник,
Т.П. Третьяков и др.), другие (Ю.А. Конаржевский и др.) – на самом процессе
педагогической деятельности, не затрагивая вопросы педагогического воздействия
на детей и формирования системы обратной связи с воспитанниками, проблемы
взаимодействия детей между собой. Исследования, которые существуют в данной
области (А.К.Марковой, В.В.Рубцова и др.) рассматривают последние в
психолого-педагогической, а не управленческой плоскости и не нацелены на
разработку модели управления качеством такого взаимодействия, которая могла бы
влиять на качество воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Это подчеркивает актуальность экспериментальной разработки
предлагаемой темы.
Экспериментальная программа включает в
себя следующие направления сотрудничества учреждений и организаций-партнеров по
ГЭП:
- диагностика качества взаимодействия педагогов, детей и
родителей;
- разработка вариативной модели управления качеством
взаимодействия педагогов, детей и родителей, учитывающей специфику детских
садов;
- разработка методических рекомендаций педагогам по
реализации топологического и
личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия и формирования
детско-родительских,
детско-воспитательских и детско-детских отношений:
При этом
предусматривается дифференциация экспериментальных программ для каждого ДОУ,
участвующего в эксперименте с учетом специфики их работы.
Состав участников экспериментальной
работы
В экспериментальной работе участвует вуз – Московский
гуманитарный педагогический институт – и 12 дошкольных образовательных
учреждений.
ГОУ Д/С компенсирующего
вида 456,
ГОУ
Д/С комбинированного вида 525,
ГОУ
Д/С комбинированного вида 1917,
ГОУ
Д/С 1556,
ГОУ
Д/С 388,
ГОУ
Д/С 716,
ГОУ
Д/С 2079,
ГОУ
ЦРР - Д/С 14
ГОУ Д\С
502
ГОУ Д\С
2631
ГОУ ЦРР-Д\С
325
ГОУ ДС
1851
Все педагоги образовательных учреждений - участники
реализации проекта являются специалистами первой и высшей квалификационных
категорий, имеющие высшее образование и стаж работы более 10
лет.
Используемые
методики, формы организации работы коллектива
В качестве имеющегося практического задела, демонстрирующего
компетентность научного коллектива, выступают:
-
программы дисциплин специализации по
управлению качеством дошкольного образования: «Основы управления качеством в
ДОУ» (автор – к.п.н., доц. А.В. Калинченко), «Инновационные формы дошкольного
образования» (автор – к.п.н., доц. Ю.В. Микляева), «Управление развитием
персонала ДОУ» (автор – к.пс.н., проф. С.Н. Толстикова), «Комплексное сопровождение образовательного
процесса в ДОУ» (автор – к.п.н., проф. Н.В. Микляева), «Инспекционный контроль в образовательных
учреждениях» (автор – к.п.н., проф. Н.В. Микляева);
-
программы дисциплин по выбору для студентов, обучающихся по специальности 050707
- педагогика и методика дошкольного образования: «Направления совершенствования
педагогического процесса в ДОУ» (автор – к.п.н., проф. Н.В. Микляева),
«Технологии управления качеством педагогического процесса в ДОУ» (авторы –
к.п.н., проф. Н.А. Виноградова, к.п.н., проф. Н.В.
Микляева);
-
научно-методические разработки и методические рекомендации по формированию
системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ, созданные
участниками эксперимента (Н.В. Микляевой, Н.А. Виноградовой, М.Ю. Новицкой и
др.).
В
качестве частных методик, которые будут использованы в работе,
выступают:
-
методика оценки эффективности взаимодействия педагогов и родителей с
детьми;
-
методические рекомендации по
организации предметно-пространственной среды как основы для личностно-ориентированного подхода к
ребенку и детскому коллективу;
-
методика реализации личностно-ориентированного подхода в процессе взаимодействия
с детьми;
-
методика воспитания детей в процессе приобщения к традиционной культуре
(УМК «Наследие», «Родной дом» и др.);
- методика
моделирования педагогических ситуаций общения и взаимодействия детей, педагогов
и родителей.
Программа экспериментальной работы на
2009 - 2012 учебные годы
№ п/п |
Содержание этапа |
Сроки | |
1 этап.
Подготовительный | |||
1.1. |
Организация научно-методических объединений и тематических проектных команд в соответствии с направлениями эксперимента и составление общего плана экспериментальной деятельности образовательных учреждений |
Сентябрь-октябрь 2009 г | |
1.2. |
Проведение экспертиз экспериментальной деятельности образовательных учреждений и выявление существующих проблем, связанных с управлением качеством развивающего взаимодействия |
ноябрь-декабрь 2009 | |
1.3. |
Соотнесение результатов оценки качества развивающего взаимодействия детей, педагогов и родителей, разработка на этой основе компьютерной программы корреляционного анализа |
Январь-апрель 2010 | |
1.4. |
Разработка проекта программы «Управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ», которую можно будет использовать для формирования и контроля качества деятельности конкретных ДОУ |
май-август 2010 г | |
2 этап.
Основной | |||
2.1. |
Развитие опыта экспериментальной деятельности, его анализ и обобщение с целью разработки методических рекомендаций для родителей и воспитателей по повышению качества организации предметно-пространственной среды и развивающего взаимодействия детей, педагогов и родителей |
Сентябрь-октябрь 2010 г | |
2.2. |
Разработка и апробация семинара-практикума «Метод проектов в ДОУ» для воспитателей ДОУ, ориентированной на внедрение проектной технологии в управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей, экспертизы опыта работы экспериментальных образовательных учреждений, их анализ и проверка. |
Ноябрь-декабрь 2010 | |
2.3. |
Организация конкурса методических проектов, посвященных управлению качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ, и создание задела для формирования компьютерного банка данных |
Январь-февраль 2011 |
|
2.4. |
Разработка и апробация
методических рекомендаций для воспитателей по
реализации топологического
и личностно-ориентированного подходов в процессе организации развивающего взаимодействия с
детьми |
Март-август 2011 г |
|
3 этап.
Заключительный |
| ||
3.1. |
Проведение повторного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса, оценка динамики |
Сентябрь- ноябрь 2011 |
|
3.2. |
Разработка Проекта Положения о Совете по управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ |
Декабрь 2011 |
|
3.3. |
Создание электронного банка современных технологий управления качеством, позволяющих реализовать топологический подход к организации развивающего взаимодействия с детьми, для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ |
Январь-март 2012 |
|
3.4 |
Разработка вариативной модели управления качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей, позволяющей выбрать оптимальные технологии управления качеством в детском саду, учитывая его специфику и приоритетную направленность |
Апрель-август 2012 |
|
План
экспериментальной работы в рамках городской экспериментальной площадки на тему: «Управление качеством
взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях
ДОУ»
№ п/ п |
Содержание работы |
Сроки |
Исполнители |
Результат |
Первый год - сентябрь 2009 г - август 2010 г | ||||
1. |
Совещание по разработке концепции и программы ГЭП. |
сентябрь 2009 г |
А.Г. Кутузов, |
Утверждение концепции и программы ГЭП |
2. |
Организация научно-методических объединений и тематических проектных команд |
Октябрь 2009 |
Л.Л. Портянская |
Утверждение планов работы НМО |
3. |
Мониторинг качества развивающего взаимодействия с детьми |
ноябрь-декабрь 2009 |
Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова |
Отчет |
4. |
Круглый стол на базе ОМЦ СОУО |
Январь 2010 |
Л.Л. Портянская Ю.В.Микляева |
Презентация компьютерной программы мониторинга качества |
5. |
Методическая неделя на базе экспериментальных ДОУ |
Май 2010 |
Л.И. Осечкина |
Проект программы «Управление качеством взаимодействия в ДОУ» |
6 |
Подведение промежуточных итогов ГЭП |
август 2010 г |
А.Г. Кутузов Н.В. Микляева |
Отчеты научно-методических объединений |
№ п/ п |
Содержание работы |
Сроки |
Исполнители |
Результат |
Второй год - сентябрь 2010 г - август 2011 г | ||||
1. |
Круглый стол по повышению качества организации предметно-пространственной среды ДОУ |
сентябрь 2010 г. |
Н.А. Виноградова |
методические рекомендации для родителей и воспитателей |
2. |
Проблемный семинар по повышению качества развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей |
октябрь 2010 г. |
Н.В.Микляева |
методические рекомендации для родителей и воспитателей |
3. |
Семинар-практикум «Метод проектов в ДОУ и начальной школе» |
ноябрь 2010 |
Н.А. Виноградова |
Программа |
4. |
Организация конкурса методических проектов, посвященных управлению качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ |
Январь-февраль 2011 |
М.Г. Калмыкова |
Отчет |
5. |
Творческие мастерские |
март 2011 |
М.Ю. Новицкая |
Цикл рабочих тетрадей по управлению качеством управления качеством взаимодействия детей и родителей средствами традиционной культуры |
6 |
Подведение промежуточных итогов |
Август 2011 |
А.Г. Кутузов Н.В. Микляева |
Отчеты научно-методических объединений |
№ п/ п |
Содержание работы |
Сроки |
Исполнители |
Результат |
Третий год - сентябрь 2011 - август 2012 | ||||
1. |
Проведение повторного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса, оценка динамики |
Сентябрь-октябрь 2011 г. |
Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова |
Отчет |
2. |
Методическая неделя |
Ноябрь 2011 |
Н.В. Микляева М.Г. Калмыкова |
Проект |
3. |
Технологические мастерские |
Январь – май 2012 |
Ю.В. Микляева |
Электронный банк технологий управления качеством |
4. |
Рефлексивно-проектные мастерские |
Ноябрь – декабрь 2011 |
М.Ю.Новицкая |
Модель управления качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых на основе традиционной культуры |
5. |
Публикация научно-методических и научно-практических рекомендаций |
Январь-март 2012 |
Н.А. Виноградова, Л.Л. Портянская |
Сборник рекомендаций для старших воспитателей ДОУ |
6 |
Совещания представителей НМО, Совета по инновациям, Совета ЭП |
апрель 2012 |
А.Г. Кутузов Н.В. Микляева |
Отчеты |
7 |
Дистанционная конференция по управлению качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых в ДОУ |
Май 2012 |
Н.В.Микляева |
Электронный сборник материалов конференции |
8 |
Подведение итогов ГЭП |
Август 2012 |
А.Г. Кутузов |
Отчет |
Возможные риски эксперимента
1.
Нарушение координации и рассогласование действий партнеров
ГЭП
2. Финансовые проблемы и проблемы
материально-технического обеспечения деятельности ГЭП
3.
Недостаточная компетентность участников ГЭП в области использования
ИКТ
Предполагаемые
результаты
Повышение уровня работы
ГОУ
Повышение эффективности использования
предметно-развивающей среды ДОУ в процессе взаимодействия детей и взрослых,
детей друг с другом (на 30%).
Повышение эффективности взаимодействия детей друг с
другом (от 15% в младших группах до 25% в старших группах детского
сада).
Повышение эффективности совместной проектной
деятельности детей и взрослых (на 25%).
Повышение эффективности взаимодействия семьи и детского
сада на 20%.
Разработка новых методик, шаг
преобразования
Программа семинара-практикума «Метод проектов в ДОУ» для
старших воспитателей ДОУ, ориентированная на внедрение проектной технологии в
управление качеством взаимодействия педагогов, детей и
родителей
Методика диагностики качества взаимодействия педагогов,
детей и родителей в ДОУ
Компьютерная программа мониторинга качества
взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ
Вариативная модель управления качеством взаимодействия
педагогов, детей и родителей (включающая модель управления качеством
развивающего взаимодействия детей и взрослых на основе традиционной
культуры)
Другие результаты
работы
Электронный банк педагогических ситуаций, позволяющих
реализовать топологический подход к организации
развивающего взаимодействия с детьми, для руководителей ДОУ и методистов
ОМЦ. Топологический подход позволит
педагогу сформировать не только операциональные, но и мотивационные действия, к
которым относятся положительное отношение к предмету учения и интерес к осуществлению действий с ним, в нашем
случае – к совершенствованию содержания и методов педагогического
взаимодействия.
Методические рекомендации для воспитателей по реализации
топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия с
детьми
Сценарии
проведения тренингов детско-родительских,
детско-воспитательских и детско-детских отношений
Цикл рабочих тетрадей для воспитателей по управлению
качеством взаимодействия детей и родителей средствами традиционной культуры
Способы отслеживания результатов и
предполагаемые формы их представления
Управленческий контроль
·
Мониторинг
результатов проводимой работы.
·
Представление на
рассмотрение Городскому экспертному совету наиболее значимых результатов
опытно-экспериментальной работы.
Диагностика
результатов
·
Публикации
результатов опытно-экспериментальной работы в СМИ.
Исследования научного
руководителя
·
Творческие отчеты
партнеров по ГЭП.
·
Проведение
семинаров-практикумов, круглых столов и научно-практических конференций по
результатам опытно-экспериментальной работы.
·
Публикация
методических пособий и методических рекомендаций, разработанных членами
ГЭП.
[1] Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. – М., 1991.
[2] Система управления качеством дошкольного образовательного учреждения может строиться в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISQ 9001:2000 (российский аналог – стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001), принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM) или базироваться на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Данные документы предусматривают всестороннее, целенаправленное и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности любого учреждения, в т.ч. образовательного.
[3] В ДОУ комбинированного и компенсирующего вида таким человеком, но на уровне группы детского сада, становится учитель-логопед или учитель-дефектолог.