Концепция экспериментальной деятельности ГЭП

"Управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ"

 

Стратегическим направлением развития столичного образования является модернизация форм и методов образования, поиск нового содержания воспитательно-образовательного процесса, направленные на формирование механизмов управления его качеством. Об этом говорится в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральной программе развития образования, Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5», «Программе развития дошкольного образования в г. Москве на 2008-2017 гг.».

       Между тем, понятие «качество» многогранно и ёмко. Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции (система Тейлора, 1905). Под “качеством продукции”[1] понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих качеств определяют стандарты. Затем выбирают эталоны качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном[2]. В статусе такого временного ГОС дошкольного образования действуют «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (Приказ Министерства Образования РФ от 22.08.96 г. № 448) и Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанная коллективом ГОУ Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под редакцией Л.А.Парамоновой. 

В первом документе сформулированы основные требования к условиям пребывания детей в ДОУ, а обеспечение качества образовательных услуг рассматривается как соблюдение требований к развивающей среде ДОУ и программному обеспечению педагогического процесса и образовательным технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребёнка. В Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста содержание такого взаимодействия представлено в виде задач, предполагающих 3 вектора решения:

1) непосредственные воспитывающие и обучающие воздействия педагога на детей;

2) организация педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой;

3) создание педагогом предметной среды, инициирующей детское экспериментирование и развитие творческих способностей.

Это позволяет сочетать базовое направление содержания образования и приоритетные направления работы детских садов разных видов, обеспечивая сбалансированность всех компонентов воспитательно-образовательного процесса и качество дошкольного образования (при этом решающую роль, как видно из анализа Примерной общеобразовательной программы, начинают играть вопросы взаимодействия детей, педагогов и родителей). Однако противоречие заключается в том, что до сих пор еще не разработана модель управления качеством взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Между тем, как проблемы управления качеством самого воспитательно-образовательного процесса поднимаются давно и достаточно хорошо разработаны в научно-методической литературе. С этой точки зрения проблемой управления качеством занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Т.И. Голубева, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И. Третьяков, Р.М. Чумичева, Т.И. Шамова и др. Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду в науке пока не разработано. По этому вопросу чаще всего обращаются к анализу методической литературы по созданию системы менеджмента школы. Характерным для такой литературы, по мнению Л.И. Фалюшиной, является то, что в ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации по осуществлению педагогического контроля и педагогического анализа. Причём одни авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда (М.М. Поташник, Т.П. Третьяков и др.), другие (Ю.А. Конаржевский и др.) – на самом процессе педагогической деятельности, не затрагивая вопросы педагогического воздействия на детей и формирования системы обратной связи с воспитанниками, проблемы взаимодействия детей между собой. Исследования, которые существуют в данной области (А.К.Марковой, В.В.Рубцова и др.) рассматривают последние в психолого-педагогической, а не управленческой плоскости и не нацелены на разработку модели управления качеством такого взаимодействия, которая могла бы влиять на качество воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Это подчеркивает актуальность экспериментальной разработки предлагаемой темы.

Объект исследования: взаимодействие педагогов, детей и родителей в детском саду.

Предмет исследования: управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ.

Эксперимент "Управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ" проводится в соответствии с направлениями, представленными в Национальном проекте «Образование», Государственной программе развития и воспитания детей в Российской Федерации на период до 2010 года, Законе г. Москвы "О развитии образования в городе Москве" и программе «Столичное образование – 5», Программе развития дошкольного образования г. Москвы на 2009-2017 гг., городской программе «Московская семья – компетентные родители» и др.

В соответствии с ними, качество воспитательно-образовательного процесса складывается из суммы качеств всех его составляющих и зависит от изменения взаимоотношений между всеми компонентами структуры: целевого, содержательного, деятельностного и результативного. При этом взаимодействие детей и педагогов как фактор, влияющий на качество данного процесса, традиционно рассматривается в рамках деятельностного или содержательного компонента – остальные компоненты оказываются не охваченными. В связи с этим концепция управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ ставит следующие цель и задачи экспериментальной деятельности:

Цель: разработать вариативную модель управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей  в ДОУ.

Гипотеза исследования, связанная с целью и задачами эксперимента, заключается в следующем предположении:

Если

1. обеспечить реализацию топологического подхода к взаимодействию педагогов, детей и родителей, который предполагает формирование мотивационный основы для сотрудничества родителей и педагогов и системы ориентировочных действий в содержании взаимодействия с детьми;

2. создать банк педагогических ситуаций, позволяющих реализовать топологический подход к организации взаимодействия с детьми, учитывая специфику ДОУ;

3.    использовать технологию управления качеством по результатам и на ее основе разработать компьютерную программу мониторинга оценки качества,

- то это позволит разработать вариативную модель управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ.

Исходя из цели и гипотезы, формулируются задачи эксперимента:

1. обобщить и систематизировать отечественные и зарубежные теоретические исследования по проблеме управления качеством  взаимодействия педагогов, детей и родителей  в ДОУ;

2. разработать на основе личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с детьми содержание топологического подхода к данному взаимодействию и вариативную модель управления его качеством;

3. создать компьютерную программу мониторинга управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ;

4. разработать методические  рекомендации  педагогам по реализации топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия и формирования детско-родительских, детско-воспитательских и детско-детских отношений (в том числе, средствами традиционной культуры).

    Основные методологические и теоретические подходы к их решению:

o       научные походы к управлению (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, В.Г.Афа-насьев, И.В.Блауберг, С.Доннел, А.В.Карпов, Ю.А.Конаржевский, М.И.Кондаков, В.Ю.Кричевский, Г.Кунц, В.П.Кузьмин, А.Маслоу, Т.Питерс, В.А.Петровский, К.Роджерс, В.Н.Садовский, Г.Сталкер, Р.Уотермен, Ф.Фидлер, А.В. Худоминский и др.),

o       теории управления педагогическими системами (К.Ю.Белая, Т.М.Давыденко, Е.В.Давыткина, В.С.Лазарев, Л.В.Поздняк, Н.А. Рогачева, С.В.Савинова, О.А.Сергеева, В.П.Симонов, И.В.Тимофеева, П.И. Третьяков, А.Н.Троян, Т.И.Шамова и др.),

o       подходы к организации педагогического взаимодействия с детьми (Т.В.Антонова, Ю.К. Бабанский, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, В.Г. Маралов, Л.А.Парамонова, Ю.П.Сокольников, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.),

o       подходы к управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ОУ (М.М. Поташник, В.П. Беспалько, В.С. Лазарев, К.Ю. Белая, П.И. Третьяков, Е.И. Терзиогло, Т.Г. Шарганова, Л.И. Фалюшина, В.Д. Шапиро  и др.).

    Опираясь на данные подходы, сформулированы принципы, которые могут быть использованы как основа для управления качеством взаимодействия детей-воспитанников, родителей и педагогов:

- принципы государственной политики в области образования (государственно-общественный характер управления образованием, принцип демократичности и адаптивности и т.д.);

- принцип функционирования детского сада как открытой системы;

- принципы формирования мотивации к взаимодействию участников воспитательно-образовательного процесса;

-  принципы развивающего взаимодействия детей и взрослых;

- принцип равноценности представленного опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей в формировании системы  управления качеством;

- принципы управления качеством воспитательно-образовательного процесса по результатам;

- принципы корректирующего контроля и мониторинга качества взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

         Механизмы реализации данных принципов на практике можно описать с помощью следующей организационной структуры проекта:

·                   методические объединения педагогов-экспериментаторов ГОУ д\с и препод. МГПИ;

·                   система  научно-методического  обеспечения, включающая     следующие     вновь    созданные   научные подразделения (на базе городских структур):

-   Методический Совет ГОУ МЦ САО;

- Совет   городской   экспериментальной   площадки,   состоящий   из представителей образовательных учреждений - участников эксперимента, а также педагогических вузов г. Москвы.

      В качестве научно-методических и опытно-экспериментальных материалов используются:

o       диссертационные исследования, сборники материалов городских конференций и круглых столов, проведенных на базе МГПИ, рекомендации круглых столов и проблемных семинаров для студентов и практических работников системы образования, посвященные подходам к управлению качеством системы образования и особенностям реализации технологий управления качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

o       рабочие планы воспитательно-образовательной работы ГОУ детских садов и СОШ системы образования г. Москвы, создаваемые на основе московского базисного учебного плана и целевых программ МДО;

o       Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ (Приложение 2 к приказу МО РФ от 22 августа 1996 г. №448);

o       рекомендации по реализации «Типового положения о ДОУ»;

o       рекомендации по использованию воспитательно-образовательных программ в дошкольных учреждениях Москвы;

o       программы повышения квалификации «Проблемы и пути совершенствования педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях» и «Управленческие аспекты совершенствования взаимодействия ДОУ с семьёй» для воспитателей, старших воспитателей и заведующих государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями (на базе МГПИ);

o       методики и инструментарий проведения мониторинга хода и результатов эксперимента.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в разработке на основе топологического подхода к организации взаимодействия педагогов и родителей с детьми вариативной модели управления качеством данного взаимодействия (включающей модель управления качеством взаимодействия детей и взрослых на основе традиционной культуры).

Практическая значимость состоит в разработке программы мониторинга управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ и методических  рекомендаций  для педагогов по реализации топологического и личностно-ориентированного  подходов в процессе организации взаимодействия и формирования детско-родительских, детско-воспитательских и детско-детских отношений. На основе данных рекомендаций будут разработаны индивидуальные экспериментальные программы для каждого ДОУ, участвующего на основании общей заявки в данном эксперименте.

 



[1] Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. – М., 1991.

[2] Система управления качеством дошкольного образовательного учреждения может строиться в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISQ 9001:2000 (российский аналог – стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001), принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM) или базироваться на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Данные документы предусматривают всестороннее, целенаправленное и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности любого учреждения, в т.ч. образовательного.