Концепция
экспериментальной деятельности ГЭП
"Управление
качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях
ДОУ"
Стратегическим направлением развития столичного
образования является модернизация форм и методов образования, поиск нового
содержания воспитательно-образовательного процесса, направленные на формирование
механизмов управления его качеством. Об этом говорится в Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года и Федеральной программе развития
образования, Городской
целевой программе развития образования «Столичное образование – 5», «Программе
развития дошкольного образования в г. Москве на 2008-2017 гг.».
Между тем,
понятие «качество» многогранно и ёмко. Развитие системного подхода к управлению
качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции (система
Тейлора, 1905). Под “качеством продукции”[1]
понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для
потребителя. Набор этих качеств определяют стандарты. Затем выбирают эталоны
качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном[2].
В статусе такого временного ГОС дошкольного образования действуют «Временные
(примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым
в ДОУ» (Приказ Министерства Образования РФ от 22.08.96 г. № 448) и Примерная
общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и
дошкольного возраста, разработанная коллективом ГОУ Центра «Дошкольное детство»
им. А.В. Запорожца под редакцией Л.А.Парамоновой.
В первом документе сформулированы основные требования к
условиям пребывания детей в ДОУ, а обеспечение качества образовательных услуг
рассматривается как соблюдение требований к развивающей среде ДОУ и программному
обеспечению педагогического процесса и образовательным технологиям, характеру
взаимодействия взрослого и ребёнка. В Примерной общеобразовательной программе
воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста содержание
такого взаимодействия представлено в виде задач, предполагающих 3 вектора
решения:
1) непосредственные воспитывающие и обучающие
воздействия педагога на детей;
2) организация педагогом ситуаций, обеспечивающих
развивающее взаимодействие детей между собой;
3) создание педагогом предметной среды, инициирующей
детское экспериментирование и развитие творческих
способностей.
Это позволяет сочетать базовое направление содержания
образования и приоритетные направления работы детских садов разных видов,
обеспечивая сбалансированность всех компонентов воспитательно-образовательного
процесса и качество дошкольного образования (при этом решающую роль, как видно
из анализа Примерной общеобразовательной программы, начинают играть вопросы
взаимодействия детей, педагогов и родителей). Однако противоречие заключается в
том, что до сих пор еще не разработана модель управления качеством
взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Между тем, как проблемы управления качеством самого
воспитательно-образовательного процесса поднимаются давно и достаточно хорошо
разработаны в научно-методической литературе. С этой точки зрения проблемой
управления качеством занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая,
Т.И. Голубева, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И. Третьяков, Р.М.
Чумичева, Т.И. Шамова и др. Однако конкретных механизмов ее решения в детском
саду в науке пока не разработано. По этому вопросу чаще всего обращаются к
анализу методической литературы по созданию системы менеджмента школы.
Характерным для такой литературы, по мнению Л.И. Фалюшиной, является то, что в
ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации
по осуществлению педагогического контроля и педагогического анализа. Причём одни
авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда (М.М. Поташник,
Т.П. Третьяков и др.), другие (Ю.А. Конаржевский и др.) – на самом процессе
педагогической деятельности, не затрагивая вопросы педагогического воздействия
на детей и формирования системы обратной связи с воспитанниками, проблемы
взаимодействия детей между собой. Исследования, которые существуют в данной
области (А.К.Марковой, В.В.Рубцова и др.) рассматривают последние в
психолого-педагогической, а не управленческой плоскости и не нацелены на
разработку модели управления качеством такого взаимодействия, которая могла бы
влиять на качество воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Это подчеркивает актуальность экспериментальной разработки
предлагаемой темы.
Объект
исследования: взаимодействие педагогов,
детей и родителей в детском саду.
Предмет
исследования: управление качеством
взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях
ДОУ.
Эксперимент "Управление качеством взаимодействия
педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ" проводится в соответствии с
направлениями, представленными в Национальном проекте «Образование»,
Государственной программе развития и воспитания детей в Российской Федерации на
период до 2010 года, Законе г. Москвы "О развитии образования в городе Москве" и
программе «Столичное образование – 5», Программе развития дошкольного
образования г. Москвы на 2009-2017 гг., городской программе «Московская семья –
компетентные родители» и др.
В соответствии с ними, качество
воспитательно-образовательного процесса складывается из суммы качеств всех его
составляющих и зависит от изменения взаимоотношений между всеми компонентами
структуры: целевого, содержательного, деятельностного и результативного. При
этом взаимодействие детей и педагогов как фактор, влияющий на качество данного
процесса, традиционно рассматривается в рамках деятельностного или
содержательного компонента – остальные компоненты оказываются не охваченными. В
связи с этим концепция управления качеством взаимодействия педагогов, детей и
родителей в условиях ДОУ ставит следующие цель и задачи экспериментальной деятельности:
Цель:
разработать вариативную модель управления качеством взаимодействия педагогов,
детей и родителей в
ДОУ.
Гипотеза
исследования, связанная с целью и
задачами эксперимента, заключается в следующем
предположении:
Если
1. обеспечить реализацию топологического подхода к
взаимодействию педагогов, детей и родителей, который предполагает формирование
мотивационный основы для сотрудничества родителей и педагогов и системы
ориентировочных действий в содержании взаимодействия с
детьми;
2. создать банк педагогических ситуаций, позволяющих
реализовать топологический подход к организации
взаимодействия с детьми, учитывая специфику ДОУ;
3. использовать технологию
управления качеством по результатам и на ее основе разработать компьютерную
программу мониторинга оценки качества,
- то это позволит разработать вариативную модель
управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях
ДОУ.
Исходя из цели и гипотезы, формулируются задачи эксперимента:
1. обобщить и систематизировать отечественные и
зарубежные теоретические исследования по проблеме управления качеством взаимодействия педагогов, детей и
родителей в
ДОУ;
2.
разработать на основе личностно-ориентированного подхода к организации
взаимодействия с детьми содержание топологического подхода к данному
взаимодействию и вариативную модель управления его
качеством;
3.
создать компьютерную программу мониторинга управления
качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях
ДОУ;
4. разработать методические
рекомендации педагогам
по реализации топологического и
личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия и формирования
детско-родительских,
детско-воспитательских и детско-детских отношений (в том числе, средствами
традиционной культуры).
Основные методологические и
теоретические подходы к их решению:
o
научные походы к управлению (К.А.Абульханова-Славская,
Б.Г.Ананьев, В.Г.Афа-насьев,
И.В.Блауберг, С.Доннел,
А.В.Карпов, Ю.А.Конаржевский,
М.И.Кондаков, В.Ю.Кричевский, Г.Кунц, В.П.Кузьмин, А.Маслоу, Т.Питерс, В.А.Петровский, К.Роджерс,
В.Н.Садовский, Г.Сталкер, Р.Уотермен,
Ф.Фидлер, А.В. Худоминский и др.),
o
теории управления
педагогическими системами (К.Ю.Белая, Т.М.Давыденко, Е.В.Давыткина, В.С.Лазарев,
Л.В.Поздняк, Н.А. Рогачева, С.В.Савинова, О.А.Сергеева, В.П.Симонов,
И.В.Тимофеева, П.И. Третьяков, А.Н.Троян, Т.И.Шамова и др.),
o
подходы к
организации педагогического взаимодействия с детьми (Т.В.Антонова, Ю.К.
Бабанский, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, В.Г. Маралов, Л.А.Парамонова, Ю.П.Сокольников, В.А.Сластенин,
И.С.Якиманская и др.),
o
подходы к
управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ОУ (М.М.
Поташник, В.П. Беспалько, В.С. Лазарев, К.Ю. Белая, П.И. Третьяков, Е.И.
Терзиогло, Т.Г. Шарганова, Л.И. Фалюшина, В.Д. Шапиро и др.).
Опираясь на данные подходы,
сформулированы принципы, которые могут быть использованы как основа для
управления качеством взаимодействия детей-воспитанников, родителей и
педагогов:
- принципы государственной политики в области образования
(государственно-общественный характер управления образованием, принцип
демократичности и адаптивности и т.д.);
-
принцип функционирования детского сада
как открытой системы;
- принципы формирования
мотивации к взаимодействию участников воспитательно-образовательного
процесса;
- принципы развивающего взаимодействия
детей и взрослых;
- принцип равноценности
представленного опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей в формировании
системы управления
качеством;
- принципы управления
качеством воспитательно-образовательного процесса по
результатам;
- принципы корректирующего
контроля и мониторинга качества взаимодействия всех субъектов
воспитательно-образовательного процесса.
Механизмы реализации данных
принципов на практике можно описать с помощью следующей организационной
структуры проекта:
·
методические объединения
педагогов-экспериментаторов ГОУ д\с и препод. МГПИ;
·
система научно-методического обеспечения, включающая следующие вновь созданные научные подразделения (на базе
городских структур):
-
Методический
Совет ГОУ МЦ САО;
-
Совет городской экспериментальной площадки, состоящий из представителей образовательных
учреждений - участников эксперимента, а также педагогических вузов г.
Москвы.
В качестве
научно-методических и опытно-экспериментальных материалов
используются:
o
диссертационные
исследования, сборники материалов городских конференций и круглых столов,
проведенных на базе МГПИ, рекомендации круглых столов и проблемных семинаров для
студентов и практических работников системы образования, посвященные подходам к
управлению качеством системы образования и особенностям реализации технологий
управления качеством воспитательно-образовательного процесса в
ДОУ;
o
рабочие планы
воспитательно-образовательной работы ГОУ детских садов и СОШ системы образования
г. Москвы, создаваемые на основе московского базисного учебного плана и целевых
программ МДО;
o
Временные
(примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым
в ДОУ (Приложение 2 к приказу МО РФ от 22 августа
o
рекомендации по
реализации «Типового положения о ДОУ»;
o
рекомендации по
использованию воспитательно-образовательных программ в дошкольных учреждениях
Москвы;
o
программы повышения
квалификации «Проблемы и пути совершенствования педагогического процесса в
дошкольных образовательных учреждениях» и «Управленческие аспекты совершенствования
взаимодействия ДОУ с семьёй» для воспитателей, старших воспитателей
и заведующих государственными и
муниципальными
дошкольными образовательными учреждениями (на базе
МГПИ);
o
методики и
инструментарий проведения мониторинга хода и результатов эксперимента.
Теоретическая
значимость данного исследования
заключается в разработке на основе топологического подхода к организации
взаимодействия педагогов и родителей с детьми вариативной модели управления
качеством данного взаимодействия (включающей модель управления качеством
взаимодействия детей и взрослых на основе традиционной культуры).
Практическая
значимость состоит в разработке
программы мониторинга управления качеством
взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ и
методических рекомендаций для педагогов по реализации
топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия и формирования
детско-родительских,
детско-воспитательских и детско-детских отношений. На основе данных рекомендаций будут
разработаны индивидуальные экспериментальные программы для каждого ДОУ,
участвующего на основании общей заявки в данном эксперименте.
[1] Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. – М., 1991.
[2] Система управления качеством дошкольного образовательного учреждения может строиться в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISQ 9001:2000 (российский аналог – стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001), принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM) или базироваться на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Данные документы предусматривают всестороннее, целенаправленное и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности любого учреждения, в т.ч. образовательного.