Пример методики социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами комментированного рисования

 

Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс “открытия мира” с использованием установки говорения на русском языке. Основными направлениями при определении тематики являются, согласно О.П. Гаврилушкиной, следующие:

·        “Ребенок среди любимых предметов и игрушек”,

·        “Ребенок среди взрослых и сверстников”,

·        “Ребенок в мире животных”,

·        “Ребенок и природа”.

При этом важно, чтобы одно содержание имело разные планы выражения в соответствии с применяемым алфавитом кодирования, т. е. использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, рисование и рассказывание на одну и ту же тему. Например: «Вот ребята выбежали на прогулку, а Алеша в дверях остановился, в ручку двери вцепился, не хочет на улицу выходить. Помните, что дальше было? Соня, как ты уговорила Алешу отойти от двери? Что ты ему сказала?»

В процессе комментированного рисования по поводу появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (изображения выполняет взрослый на глазах у детей мелом или маркерами на доске, а сами дети также становятся объектами изображения), воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения, т. е. упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. Вышеперечисленное содержание работы может быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми – в процессе проведения занятий по подгруппам от 4 до 6-7 человек.

 

Основные правила их проведения:

Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии (по методике О.П. Гаврилушкиной):

        С организационной точки зрения все занятия имеют следующую структуру:

1. создание положительного отношения к теме и способу её реализации: «Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя… Хотите вместе со мной рисовать?».

2. комментированное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением содержания и сюжета рисунка (продолжительность комментированного рисования – не более 10 минут даже в старших группах).

Например: «Витя, узнай у Ани, с кем она играла в мяч? Сережа, спроси, во что они играли? Марина, узнай, нравится ли Ане играть вместе с Олегом?» Взрослый дополняет ответы детей, делает их структурированными, грамматически и орфоэпически правильно оформленными. Вместе с педагогом или вслед за них дети повторяют фразу под дирижирование рукой педагога. «Анечка, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Мариной? Хорошо. Спроси, в какую игру она играла». Параллельно на доске возникают маленькие ситуации, описывающие поведение и игры детей на прогулке.

3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,

4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации: «Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Рассказ выглядит примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату… дорожку чищу вот так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А это Аня и Олег. Они в мяч играют». И так передается содержание всех эпизодов.

5.   словесные игры и игры-драматизации.

Комментированное рисование может сочетаться с комментированием картинок и драматизации их содержания. При этом используется 3 варианта заданий.

·        Первый вариант задания заключается в следующем: ребенку сообщают, что на картинках нарисован он, даже называют именем ребенка изображенный персонаж. "Это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты помощница, как хорошо умеешь помогать маме". В данном случае ребенок упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом  1-го л., ед.ч., что необходимо для общения (" Я взял…самолет и стал красить…")

·        Второй вариант задания. Ребенку предлагают те же картинки. Но меняется исходная позиция. На картинках как будто изображены другие дети из группы, выполняющие различные трудовые поручения, а  ребенок должен рассказать им, чем именно они заняты. Задача, стоящая перед ним, заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя собственное и глагол 2-го л. ед. ч. ("Здесь ты помогаешь подметать пол") Высказывания такого вида тоже обладают высокой частотностью в процессе общения.

·        Третий вариант задания.  В этом варианте ребенок сообщает другому лицу о действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как её подруга умеет помогать маме. Речевые конструкции в данном случае включают личное местоимение  и глагол  3-го л. ед.ч. (" Нарисовано, как Света шьет платье своей дочке").

         При этом, как пишет в своих разработках О.П. Гаврилушкина, полезно составлять диалоги, передавая смысл отношений между двумя лицами, опираясь на различные картинки. Говоря от имени изображенного на картинке лица, ребенок как бы входит в роль другого человека. Если на картинке нарисованы два персонажа, то можно подключать двух и более детей. Этот вид диалогической речи доступен детям лишь в старшем дошкольном возрасте, когда они имеют достаточно большой опыт игровой деятельности и уровень развития языковой и интеллектуальной способностей. При этом важно, что параллельно будет обогащаться опыт решения детьми различных проблемных коммуникативных ситуаций, что будет способствовать оптимизации развития и коммуникативной способности тоже. Диалоги детей могут быть записаны на магнитофон. А потом – включены спустя несколько дней для того, чтобы можно было нарисовать к ним картинки.

Постепенно детей подводят к созданию рассказов в картинках. Темы рассказов могут быть любыми, но связанными с интересами и переживаниями детей, их опытом взаимодействия и путешествий. Картинки и подписи дети делают дома вместе с родителями, а презентацию работ проводят в детском саду.