Пример методики социально-нравственного воспитания детей
дошкольного возраста средствами комментированного
рисования
Главным содержанием видов деятельности в
рамках данной методики выступает процесс “открытия мира” с использованием
установки говорения на русском языке. Основными направлениями при определении
тематики являются, согласно О.П. Гаврилушкиной,
следующие:
·
“Ребенок
среди любимых предметов и игрушек”,
·
“Ребенок
среди взрослых и сверстников”,
·
“Ребенок
в мире животных”,
·
“Ребенок
и природа”.
При этом важно, чтобы одно содержание имело
разные планы выражения в соответствии с применяемым алфавитом кодирования, т. е.
использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, рисование и рассказывание на
одну и ту же тему. Например: «Вот ребята выбежали на прогулку, а Алеша в дверях
остановился, в ручку двери вцепился, не хочет на улицу выходить. Помните, что
дальше было? Соня, как ты уговорила Алешу отойти от двери? Что ты ему сказала?»
В процессе комментированного рисования по
поводу появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой,
игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (изображения выполняет
взрослый на глазах у детей мелом или маркерами на доске, а сами дети также
становятся объектами изображения),
воспитанники вступают в общение,
задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения, т. е. упражняются
во всех типах коммуникативных высказываний. Вышеперечисленное содержание работы может
быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми –
в процессе проведения занятий по подгруппам от 4 до
6-7 человек.
Основные правила их
проведения:
Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это
выражается в том, что на каждом занятии (по методике О.П. Гаврилушкиной):
С
организационной точки зрения все занятия имеют следующую структуру:
1. создание положительного отношения к теме и
способу её реализации: «Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду
рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а вы мне будете по-настоящему
рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про
тебя… Хотите вместе со мной
рисовать?».
2.
комментированное рисование
с использованием имитационных движений и обсуждением содержания и сюжета рисунка
(продолжительность комментированного рисования – не более 10 минут даже в
старших группах).
Например: «Витя, узнай у Ани, с кем она
играла в мяч? Сережа, спроси, во что они играли? Марина, узнай, нравится ли Ане
играть вместе с Олегом?» Взрослый дополняет ответы детей, делает их
структурированными, грамматически и орфоэпически
правильно оформленными. Вместе с педагогом или вслед за них дети повторяют фразу
под дирижирование рукой педагога. «Анечка, а теперь ты
будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Мариной? Хорошо. Спроси, в какую
игру она играла». Параллельно на доске возникают маленькие ситуации, описывающие
поведение и игры детей на прогулке.
3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
4. рассказывание по картинке с
моделированием коммуникативной ситуации: «Расскажите, как вы играли, используя
нашу картину». Рассказ выглядит примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату…
дорожку чищу вот так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А
это Аня и Олег. Они в мяч играют». И так передается содержание всех
эпизодов.
5. словесные игры и
игры-драматизации.
Комментированное рисование может
сочетаться с комментированием картинок и
драматизации их содержания. При этом используется 3 варианта заданий.
·
Первый вариант задания заключается в следующем: ребенку сообщают, что на
картинках нарисован он, даже называют именем ребенка изображенный персонаж. "Это
картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты помощница, как хорошо
умеешь помогать маме". В данном случае ребенок упражняется в составлении
предложений с личным местоимением и глаголом 1-го л., ед.ч., что
необходимо для общения (" Я взял…самолет и стал красить…")
·
Второй вариант задания. Ребенку предлагают те же картинки. Но меняется исходная
позиция. На картинках как будто изображены другие дети из группы, выполняющие
различные трудовые поручения, а ребенок должен рассказать им, чем именно
они заняты. Задача, стоящая перед ним, заключается в составлении сообщений,
конструкция которых включает имя собственное и глагол 2-го л. ед. ч. ("Здесь ты
помогаешь подметать пол") Высказывания такого вида тоже обладают высокой
частотностью в процессе общения.
·
Третий вариант задания. В этом варианте ребенок сообщает другому лицу о
действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как её подруга умеет
помогать маме. Речевые конструкции в данном случае включают личное
местоимение и глагол 3-го л. ед.ч. (" Нарисовано, как Света шьет
платье своей дочке").
При этом, как пишет в своих разработках О.П. Гаврилушкина, полезно составлять диалоги, передавая смысл
отношений между двумя лицами, опираясь на различные картинки. Говоря от имени
изображенного на картинке лица, ребенок как бы входит в роль другого человека.
Если на картинке нарисованы два персонажа, то можно подключать двух и более
детей. Этот вид диалогической речи доступен детям лишь в старшем дошкольном
возрасте, когда они имеют достаточно большой опыт игровой деятельности и уровень
развития языковой и интеллектуальной способностей. При этом важно, что
параллельно будет обогащаться опыт решения детьми различных проблемных
коммуникативных ситуаций, что будет способствовать оптимизации развития и
коммуникативной способности тоже. Диалоги детей могут быть записаны на
магнитофон. А потом – включены спустя несколько дней для того,
чтобы можно было нарисовать к ним картинки.
Постепенно детей подводят к созданию рассказов в
картинках. Темы рассказов могут быть любыми, но связанными с интересами и
переживаниями детей, их опытом взаимодействия и путешествий. Картинки и подписи
дети делают дома вместе с родителями, а презентацию работ проводят в детском
саду.