Взаимодействие в ДОУЧетверг, 25.04.2024, 02:49

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Доклад по теме Г - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 716 » Доклад по теме Г
Доклад по теме Г
461119Дата: Суббота, 09.10.2010, 14:25 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Федорова Л.И.,
ст.воспитатель по ЭР, учитель-логопед,
Центр развития ребенка – детский сад № 716,
г.Москва

Взаимодействие детей, родителей и педагогов
в игровом пространстве «В мире звуков»

(из опыта работы ГЭП-1 «Управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ»,
научный консультант профессор, канд.пед.наук Виноградова Н.А.)

Управление качеством взаимодействия всех участников образовательного процесса является целью экспериментальной работы Центра развития ребенка – детский сад № 716. Анализ проведенной диагностики качества взаимодействия показал, что для его оптимизации необходим учет возрастных возможностей и интересов детей и создание условий для поддержки инициативы воспитанников. При этом, актуальным остается взаимодействие детей, родителе и педагогов в познавательно-речевом и социально-эмоциональном развитии детей в игровой деятельности.
Проблема развития речи детей раннего возраста продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. При этом, важными задачами являются: сенсорное развитие, в том числе развитие слухового восприятия (развитие неречевого и фонематического слуха), развитие понимания и активной речи, развитие чувства ритма. В связи с этим, для педагогов стало актуальным создание такого образовательного пространства, которое обеспечит благополучное эмоционально-активное состояние ребенка и возможность сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми, направленное на активизацию познавательно-речевой деятельности ребенка и формирование сенсорных эталонов. Пространство должно быть организованно таким образом, чтобы полученные на занятиях знания, умения и навыки, родители смогли применить в совместной деятельности с ребенком в домашней обстановке.
Наиболее естественной средой для развития ребенка является окружающий мир с его безграничным богатством явлений и неисчерпаемой красотой. С раннего возраста детей окружают звуки природы: шум дождя, шелест листьев, скрип снега, завывание ветра, шуршание песка и камешков под ногами. Умение сосредоточиться на звуке - слуховое внимание - это важная способность человека, которую необходимо развивать с первых лет жизни. Именно поэтому для проектирования нашей образовательной среды мы выбрали набор необычных ритмических инструментов, привезенных с четырех континентов: маракасы (Индия), ксилофон (Тайланд), ударный блок (Перу), шумовой инструмент «Дождь»,маракасы-двойняшки плетеные, шелест бамбуковый (Камерун), малый гонг (Тибет) и другие.
При проектировании игрового пространства «В мире звуков» учитывался принцип сенсорной интеграции, формирующий базу для дальнейшего развития и обучения ребенка.
Игровое пространство «В мире звуков» размещается в светлом отдельном помещении. Все предметы расположены соразмерно росту и руке ребенка. Содержание предлагаемого материала соответствует детскому опыту и физиологическим возможностям ребенка. Размер помещения позволяет проводить не только индивидуальные, но и подгрупповые занятия. Напольное покрытие составлено из материалов различной фактуры, обеспечивающих сюжетное оформление отдельных модулей: камешки, ракушки, материалы с различной длиной ворса и т.д. Педагогами, для каждого игрового модуля, разработаны и подобраны игры и упражнения, обеспечивающие смену детской деятельности.
Все звуковые инструменты объединены в игровые модули: «Звуки леса», «Озвучим сказку!», «Звуки воды», «Ритмическая мозаика».
В игровом модуле «Звуки леса» на фоне деревьев расположены инструменты, издающие звуки, характерные для леса и его обитателей: маракасы деревянные и плетеные, бубны (малый, средний и большой), деревянные чаши трех размеров (баллийские ксилофоны), деревянные ложки с молоточками, африканские ксилофоны. Игры «Кто спрятался?», «Слушай и подбирай!» - формируют восприятие звуков, которые издают различные сыпучие материалы (находящиеся внутри инструментов), «Ударяй по ложкам в ритм!», «Раз, два, повтори!», «Найди пару!» и другие - развивают чувство ритма и формируют сенсорные эталоны. Во многих играх, дополнительно, используется вязанный пальчиковый кукольный театр, фигурки людей. Все игры, при желании, объединяются в единый сюжет.
В игровом модуле «Озвучим сказку» находится фланелеграф «Дом», соразмерный с ростом ребенка. В удобных боковых карманах помещаются различные фигурки животных и музыкальные инструменты. В зависимости от возраста и возможностей ребенка для обыгрывания подбираются сказки, атрибуты и наборы музыкальных инструментов. Дети не только «озвучивают сказку», но и имитируют движения животных, что оказывает положительное влияние на развитие общей моторики.
В игровой модуль «Звуки воды» входят шумовые инструменты, имитирующие природные звуки «дождь» (длинный и короткий инструменты, символизирующие ливень и слабый дождик) и «море» (шторм и штиль). На стене закреплено панно из ракушек - пособие по формированию тактильного восприятия и сенсорных эталонов. Например, под шум моря дети распределяют рыбок разного цвета, а под звуки дождя прячутся под зонтики разного цвета. Во время шторма и штиля показывают движения рыбок и знакомятся с понятиями «быстро - медленно». Игры подобраны таким образом, чтобы дети не только слушали звуки, но учились понимать и выполнять элементарные инструкции.
Для модуля «Ритмическая мозаика» использованы инструменты, издающие таинственные, глубокие, завораживающие «металлические» звуки. Сюда вошли: малый и большой гонги, передающие целую гамму разнообразных по высоте и глубине звуков, звучащие чаши трех размеров с подушечкой и молоточком, парные металлические тарелочки. Игры: «Услышь и повтори!» - развивают чувство ритма; «Угадай, кто пришел?», «Приглашай друзей!» и другие - закрепляют умение выбирать предмет, ориентируясь на величину и учитывая последовательность соотношения большой – средний – маленький.
Использование инструментов всех игровых модулей подразумевается в таких играх, как: «Найди инструмент!» - дети по изображению предмета и инструмента находят инструмент, «Найди звук!» - дети по звучанию предмета подбирают соответствующее изображение.
В зависимости от возраста ребенка, мы рекомендуем использовать следующие игровые модули:
от 1 года до 2 лет – модули «Звуки леса» и «Озвучим сказку!»,
от 2 лет до 2,5 лет – добавляется модуль «Звуки воды»,
от 2,5 до 3 лет – добавляется модуль «Ритмическая мозаика».
Сотрудничество детей, родителей и педагогов осуществляется с разной степенью участия педагога и родителей:
• совместное выполнение задания взрослым и ребенком по показу педагога, активная роль принадлежит педагогу;
• совместное выполнение задания взрослым и ребенком по показу педагога, но при этом взрослый помогает, только если ребенок не справляется самостоятельно;
• совместное «параллельное» выполнение задания: поддержка осуществляется на эмоциональном уровне;
• взрослый и ребенок становятся полноправными участниками.
Отличительной особенностью созданного пространства является возможность самостоятельной деятельности родителей с детьми. Возле каждого модуля на доступной высоте расположены яркие и четкие инструкции к предлагаемым играм, систематизированные по возрастным периодам развития ребенка. Родители (по необходимости, совместно с педагогами) могут подобрать игры не только по возрасту, но и в зависимости от развития ребенка, его интересов, обеспечивая доступный для ребенка уровень сложности.
Игровое пространство «В мире звуков» может использоваться как целиком (в отдельном помещении), так и отдельными модулями.
В настоящее время продолжается апробация созданного игрового пространства. Успешная со-деятельность детей, родителей и педагогов вдохновляет на создание новых игр для детей раннего возраста.
Такая среда отвечает закономерностям развития деятельности ребенка, обладает дидактической направленностью, полифункциональна, эстетична и безопасна. Наряду с постоянными компонентами в образовательной среде, присутствуют вариативные развивающие комплексы, порождающие новые детские идеи.

 
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 716 » Доклад по теме Г
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024