Взаимодействие в ДОУСреда, 12.12.2018, 19:14

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Интерактивные формы взаимодействия - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ ЦРР-детский сад №2721 » Интерактивные формы взаимодействия
Интерактивные формы взаимодействия
ПреподавателиДата: Понедельник, 11.04.2011, 23:53 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Эффективные способы организации развивающего общения детей со взрослыми.
Старший воспитатель ГБОУ ЦРР № 2721
Марченко Е.М.

Общеизвестно, что общение является одной из основных форм взаимодействия с окружающим миром, условием и важнейшим фактором психического развития ребенка. На наш взгляд, именно непосредственное общение ребенка со старшими «служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает»» [3 ,с.31] общечеловеческие ценности, опыт, который «овеществлен в продуктах материальной и духовной культуры» [3 ,с.31].
Так, на базе ГБОУ ЦРР №2721 г.Москвы, под руководством заведующей Ярошевской А.Б. ведется работа по теме: «Познаю четыре части света. Я люблю свою планету!», целью которой является изучение, сравнение разных культур, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к чужой культуре. В решение поставленных задач были привлечены родители воспитанников, детские и взрослые коллективы из Российского университета Дружбы Народов, фольклорной студии «Громница» Центра творчества для детей и юношества «Сокол», специалисты из Русского географического общества (Московского отделения). В ходе работы нам удалось выявить ряд направлений работы, которые наиболее эффективны и созвучны организации и содержанию образовательного процесса с соответствии с Федеральными требованиями (по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей):
• Цикл занятий-путешествий, объединенный одной темой («Путешествие на Север», «Путешествие по России», «Путешествие в Африку», Путешествие в Азию»), содержание которых направлено на освоение детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».
• Музейная педагогика. В нашем дошкольном учреждении делается попытка к созданию двух музеев: «Бабушкина комната» и «Юный путешественник».
Музей «Бабушкина комната» помогает педагогам и родителям ввести дошкольников в историю Родины, приобщиться к прошлому своей культуры. Посредством экспонатов (предметов культуры и быта) дошкольники знакомятся с традициями, обычаями, особенностями русского быта и русского народного искусства.
Музей «Юный путешественник» помогает нашим дошкольникам и их родителям расширить границы новых знаний, впечатлений о зарубежных странах. Экспонатами являются музыкальные инструменты, статуэтки с достопримечательностями разных стран, куклы в национальных костюмах, книги, атласы, настольные игры и т.д.
• Проектная деятельность, которая предполагает творческую деятельность (оформление интерьера группы, создание макета). При помощи взрослого дети учатся выделять проблему, формулировать задачу, актуализировать свой опыт, отвечая на примерные вопросы: «Что я знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что нужно для этого сделать?» При этом дети проявляют максимум самостоятельности, инициативы, творчества. В ходе совместной проектной деятельности у детей формируются знания, умения, навыки и «через совместный поиск решений» предоставляется ребенку «возможность самостоятельно овладевать нормами культуры» [1 ,с.23].
• Художественное событие. Мы не рассматриваем это словосочетание как синоним слов: «праздник», «представление». Это особый жанр завершения процесса длительного освоения какой-либо темы, проектной деятельности, цикла занятий-путешествий. К художественному событию активно готовятся все: воспитанники, педагоги, специалисты (психолог, логопед, социальный педагог), родители; в том числе «подключаются» специалисты, творческие коллективы, с которыми сотрудничает коллектив Центра развития ребенка -детского сада №2721. Сообща создается сценарий проведения события, разрабатываются эскизы оформления того помещения, где планируется проводить художественное событие, создаются элементы его украшения, цветовое оформление. При необходимости изготавливаются костюмы и многое другое. Художественное событие должно быть «желанным и обязательно радостным, нести положительный резонанс в жизнь каждого» воспитанника [2 ,с.15].

• Детский кинотеатр, посещение которого является одним из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста, в ходе которого ребенку предлагаются разнообразные способы познания, преобразования и эмоционального освоения мира. Дети, совместно с родителями и педагогами для познания мира используют способ «смотрю-действую», позволяющий активно «осваивать» реальные объекты нашего мира, при необходимости «превращаться» в героев литературных произведений; усваивать информацию о чем-либо (способствующей интеллектуальному развитию дошкольников, расширению кругозора), способствующий развитию взаимодействия со взрослыми на познавательном содержании. Здесь в единстве перед нами предстают двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная виды детской деятельности.
Итак, в ходе представленных форм организации образовательной деятельности воспитанники детского сада осваивают и познают культуру страны (через изобразительное искусство, музыку), обычаи, природу, климат, народную и современную одежду, их игры, художественную литературу. Отметим, что знакомство осуществляется не только через чтение художественной литературы, слушание музыки, демонстрации слайдов, просмотра мультипликационных фильмов, проведения познавательных бесед и т.д., но и через творческую, совместную с родителями работу: создание рассказа о семейном путешествии, фотоальбома «Моё прекрасное лето в …», поделки для украшения группы (макета), «Рисую то, о чём сегодня узнал…» и др.
В ходе наших наблюдений за детьми в процессе ознакомления со странами и континентами с участием взрослых (родителей, педагогов)- «знакомых взрослых» и «незнакомых взрослых и детей» (приглашенных коллективов) выявились следующие основные особенности: во-первых, снизился общий уровень тревожности дошкольников с момента поступления их в детский сад; во-вторых, у большинства детей сформировалась готовность к познавательной деятельности (признаки интереса, внимание, «сигналы о настройке на начало работы») [3 ,с.188]; в-третьих, у детей возникла потребность в новой информации, готовность к её переработке, её инициативный и целеустремленный поиск, «проснулась» любознательность;
в-четвертых, адекватная форма общения (общение адекватно возрасту ребенка и по своему количеству, и по своему качеству) способствует научению ориентировке в социальной сфере и установлению многообразных отношений с окружающими людьми, приобщает к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Усвоенный опыт и знания дошкольники моделируют в сюжетно-ролевых играх, в последствие они приходят в состояние готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринять взрослого в роли учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В свою очередь, родители воспитанников, отметили, что жизнь их детей в детском саду отличается эмоциональностью и событийностью; что они с детьми чувствуют себя очень комфортно в стенах дошкольного учреждения, признали, что лучше узнают своего ребенка.
Литература.
1. Евдокимова Е.С.Технология проектирования в ДОУ.-М.:Сфера,2006
2. Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Материалы педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии» (Москва, 4-9 февраля 2002)/ под ред. Л.Г.Савенкова.-Институт художественного образования РАО,-М.,2002
3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.-СПб.: Питер, 2009

 
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ ЦРР-детский сад №2721 » Интерактивные формы взаимодействия
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018