Взаимодействие в ДОУПятница, 23.02.2018, 09:24

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Психологический практикум - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ детский сад №2526 » Психологический практикум
Психологический практикум
461119Дата: Суббота, 09.10.2010, 15:14 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
ПРИЧИНЫ РАЗНОГЛАСИЙ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ ДОУ И РОДИТЕЛЯМИ

Лопатина О.Г., педагог-психолог д/сада № 2526

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями. Между тем разногласия и конфликты между родителями и работниками ДОУ, возникает довольно часто. Наряду с недостаточной материальной базой ДОУ, большую долю в объективных и субъективных причинах конфликта занимают социально-психологические, которые психологов интересуют в первую очередь. Наиболее важные среди них:
1. Сложность процесса гуманизации системы образования, отказа от авторитарного стиля взаимодействия взрослого и ребенка;
2. Недостаточная «психологическая культура» педагогов и родителей;
3. Своеобразие позиции ребенка-дошкольника и самого ДОУ в системе образования;
4. Противоречия во взаимодействии между разными системами семья-социум - индивид.

Как отмечают Анисимов В.В., Гуревич А.В., Карпенко Л.А (М.,2000г.), изменения в системе образования затрагивают в основном содержание программ, интенсификацию учебного процесса, но не систему межличностных и межгрупповых отношений. Реформаторские гуманистические идеи остаются на уровне декларации, авторитарно-бюрократический стиль изжить не удается.
Между тем, по мнению Орлова А.Б. (М.,1995 г.), гуманизация образования является непременным условием, без которого любые педагогические изыски и инновации в сфере содержания и общения будут лишь своеобразным камуфляжем старого педагогического мышления. Под гуманизацией образования он понимает конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизацию личности каждого педагога и каждого учащегося.
Центральным звеном в этом процессе является гармонизация личности педагога, воспитателя. Ввиду особой важности семьи в воспитании и развитии ребенка-дошкольника, личность родителя имеет не меньшее значение для эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Разработке технологий сотрудничества детского сада с семьей сейчас уделяется все больше внимания. Например, в программе «Истоки» этому посвящен специальный раздел. Тем не менее, многие авторы (Арнаутова Е.П., 1994 г.) отмечают, что обеспечение сотрудничества педагога с семьей также является трудным и кропотливым делом. Одна из причин - недостаточная профессиональная подготовка кадров ДОУ к работе с семьей, недостаточное овладение психотехническими навыками общения с семьей, детьми, коллегами.
С этим нельзя не согласиться. В нашей практической работе в детских сада Москвы в качестве педагогов-психологов мы неоднократно сталкивались с низкой психологической культурой взрослых (родителей и педагогов) как в общении с детьми, так и друг с другом. Именно ошибки в общении являлись подоплекой многих конфликтов воспитателей и родителей. Неумение взрослыми точно сформулировать свою просьбу или пожелание, непонимание эмоционального состояние оппонента приводят к разжиганию конфликта.
Нельзя не учитывать особое положение детского сада как части цепочки непрерывного образования детей в нашей стране и возрастные особенности дошкольников, которые приводит к явлениям, нетипичным для других звеньев образовательной системы. Например, это убеждение некоторых родителей в несерьезности и необязательности всего образовательного процесса, который осуществляют воспитатели в детском саду. Ощущение того, что ребенок может не посещать детский сад и быть готовым к школе в рамках домашнего воспитания, значительно снижает мотивацию у некоторых родителей следовать рекомендациям педагогов и специалистов детского сада. Причем, нередко воспитатели, особенно не имеющие специального педагогического дошкольного образования, склонны излишне легко относиться к своим профессиональным обязанностям, в большой степени полагаясь на усилия родителей в обучение и развитии своих чад. Перекладывание ответственности родителями и воспитателями друг на друга и в том числе на «природные силы детского организма» («само пройдет (или появится), когда придет время»), является причиной нежелания что-то сделать конкретное для ребенка, приложить усилия.
Неумение некоторых педагогов убедить родителей в необходимости оказания помощи ребенку или изменения стиля общения с ним основано и на отсутствии прочных знаний по дошкольной психологии и роли семьи в развитии ребенка. В речи воспитателя не хватает убедительных аргументов, которые подействовали бы на родителей. И этому умению педагогов необходимо учить.
Кроме того, воспитатель в беседе с родителем должен учитывать его культурно-образовательный уровень, чтобы уметь ясно выразить свою позицию, сделать понятной информацию для родителей ребенка.
Важной причиной в непонимании между родителями и педагогами также являются разногласия в подходах к воспитанию и обучению дошкольника. Одни нередко ратуют за эмоциональность, теплоту и сердечность в общении с ребенком, игровой характер обучения, другие – за интеллектуализацию воспитательно-образовательного процесса в детском саду и повышенные требования к дисциплине детей на занятиях. Подобные разногласия в выборе способов обучения и общения с ребенком наблюдаются у учителей начальной школы и воспитателей ДОУ.
Исследование, проведенное под руководством Антоновой Т.В. в 2000г. в одном из УПК г. Москвы, показало, что воспитатели и учителя начальных классов не были довольны друг другом в процессе подготовки дошкольников к школе. Учителя, придя в детский сад в рамках программы подготовки детей к школе на безе детского сада, были шокированы «низким» педагогическим уровнем воспитателей в обучении детей. Воспитатели, в свою очередь, были не согласны с чисто школьными методами ведения «урока» с их «детками». У воспитателей сложилось мнение, что учителя были высокомерны в общении с педагогами сада, не чувствовали природу и особенности восприятия и поведения дошкольника. Был сделан вывод о том, противоречия между системами ДОУ и начальной школой гораздо глубже, чем казалось на первый взгляд и преодолеть их совсем непросто. Причем, учителя начальных классов в силу своих профессиональных установок оказались более авторитарны и непримиримы, чем воспитатели ДОУ.
Чтобы лучше понять природу и основные камни преткновения в непонимании между специалистами ДОУ и родителями как представителями разных систем социума и семьи, мы решили провести пилотажный опрос и тех и других по поводу взаимных ожиданий и требований в отношении друг друга. Вопросы звучали так: В чем заключается роль семьи, родителей по отношению к своему ребенку, посещающему детский сад? Каковы ожидания родителей по отношению к работе воспитателей, условий ДОУ? Существует ли непонимание между работниками сада и родителями и в чем причина этого? Можно ли преодолеть это непонимание и как?
Прежде чем задавать вопросы взрослым, мы решили спросить детей старших и подготовительных групп о том, каких воспитателей предпочитают они. Вопрос ставился так: Как ведет себя добрый воспитатель? Что тебе нравится и не очень в его поведении больше всего? Ответы детей записывались на магнитофон и затем прослушивались и анализировались на педсовете воспитателями, заведующей и педагогом- психологом. Ответы были искренними и не могли оставить равнодушными воспитателей, которые впервые услышали мнение самих детей. Причем опрос детей проводится в отсутствии воспитателей психологом, который ранее доверительно общался и играл с детьми.
Анализ ответов детей и мнение воспитателей выявило следующие важные особенности общения детей с воспитателями. Мнение детей и воспитателей о состоянии эмоционального комфорта часто находятся в противоречии друг с другом. « Добрым» дети считали того воспитателя или взрослого, который позволял вволю играть и общаться друг с другом, не кричал на них, не ставил в угол. Опрашивались девочки и мальчики и все говорили одно и то же. Некоторые дети все же упоминали занятия в том смысле, что «добрый воспитатель занимается с детьми на занятиях … это интересно». Но в основном дети ценили воспитателя за то, что он им не мешал играть и общаться со сверстниками.
Таким образом, детский сад и воспитателя дети любят за то, что он создает дополнительные условия для игры, общения и интересных занятий. Если этого нет, то ребенок начинает испытывать дискомфорт, больше напрягается и устает эмоционально и физически.
Воспитатели, хотя и понимают потребность детей в игре, но все же считают своей основной обязанностью заниматься с детьми (готовить к школе) и следить за их здоровьем. Не секрет, что условия работы воспитателей далеки от идеальных. Группы переполнены, поэтому понятны их жалобы на усталость и желание тишины и покоя, требование к детям не бегать, а то и не играть, сидеть за столами тихо.
Сразу хочется отметить, что многие родители понимают тяжелые условия работы воспитателя. Между тем сами воспитатели в подавляющем большинстве считают, что родители им мало сочувствуют и не понимают их трудностей. Подобных неверных интерпретаций поведения друг друга (родители и воспитатели) выявилось достаточное количество. Причем, многие воспитатели сами являлись мамами, что почти не улучшало их межличностного взаимопонимания с родителями и не избавляло от некоторых профессиональных иллюзий в контакте с родителями и детьми.
Как показал опрос воспитателей, им хочется, чтобы родители:
1) Уважали мнение воспитателя, прислушивались к его рекомендациям.
2) Проявляли интерес к жизни и занятиям ребенка в ДОУ, оказывали помощь в организации жизни детей в саду, активнее участвовали в уборке помещений, подготовки к праздникам, материально помогали в покупке необходимых пособий, игрушек, подарков детям группы, помогали в организации досуга детей.
3) Больше занимались со своими детьми, общались с ними дома.
4) Разбирались в психологии и педагогике детей дошкольного возраста. Не забывали, что родители для ребенка - главные воспитатели.
5) Соблюдали режим и распорядок жизни детского сада - поздно не приводили детей в сад, больных оставляли дома.
6) Хорошо относились к своим детям, не боялись бы проявить ласку к нему, исключали грубость в общении с ребенком, не наказывали физически.
7) Не забирали своего ребенка из сада поздно, чтобы он один не скучал.
8) Были внимательны к воспитателю и благодарны за его нелегкий труд. Не предъявляли к воспитателю невыполнимых требований и критичных высказываний.
9) Авторитарный, высокомерный, конфликтный родитель, подавляющий как ребенка, так и воспитателя, не желающий прислушиваться к мнению собеседника признавался воспитателем самым тяжелым для общения и установления контакта.
Воспитатели среди возможных причин непонимания между ДОУ и родителями видели следующие моменты:
1) Родители идеализируют своего ребенка, не видят уровень его развития, недостатков и не хотят их видеть, поэтому болезненно реагируют на негативную информацию о своем ребенке, данную воспитателем. По этой же причине родители редко ходят на родительские собрания.
2) Считают своего ребенка лучшим, а других детей худшими, виноватыми, обидчиками.
3) Родители бывают равнодушны к своим детям, не хотят им заниматься, не хотят общаться. Поэтому поздно и забирают.
4) Слишком перекладывают ответственность за обучение и воспитание своего ребенка на ДОУ.
5) Низкий культурный и образовательный уровень как родителей, так и воспитателей.
6) Некоторые родители не видят в воспитателях специалистов и не считают, что в детском саду воспитателем проводится серьезная работа по развитию их детей.

Относительно путей выхода из этого кризиса воспитатели не предлагали более или менее четких мер, ожидая помощи от родителей, заведующей, методиста или психолога. В то же время была заметна их тревога по поводу того, что им не удается найти контакт с родителями, достигнуть с ними взаимопонимания по вопросам воспитания детей, привлечь к организации жизни детского сада.
По нашему мнению, проблема заключается вовсе не в невнимании родителей, а закрытости самой системы работы ДОУ от внешних влияний. Воспитатели, на наш взгляд, не отдавали себе отчета в том, что они сами не желают проникновения родителей на свою территорию, даже в вопросах оказания помощи. Они хотят получать только ту помощь, о которой сами же и просят. Инициатива родителей не приветствуется, так как расшатывает устоявшуюся систему работы ДОУ. Причина тому – подсознательный страх показаться некомпетентными, потерять свой авторитет. Кроме того, педагоги привыкли к тому, что мамы и папы традиционно выступают в роли «младших по званию», им даются рекомендации и делаются замечания, а не наоборот.
Особо следует отметить, что сами родители, указывая пути сотрудничества, называли большую степень открытости ДОУ, «возможность прийти тута в любой момент» как важное условие повышения их доверия и желания помогать.
Родители ожидают, что их детей в саду:
1) Будут развивать, педагоги не будут кричать и унижать ребенка;
2) Дадут то, что нельзя дать дома - музыкальные занятия, участие в праздниках, общение со взрослыми и детьми.
3) Учтут индивидуальность;
4) Обеспечат безопасность ребенка и чистоту его одежды;
5) Не предъявят абсурдных требований (запрет ходить в туалет в тихий час и др.)
6) Расскажут о ребенке, дадут рекомендации;
7) Будут общаться с родителями деликатно, без позиции «сверху».
Некоторые мамы считают, что в достижении взаимопонимания должны проявлять усилия и родители, и воспитатели, а не ждать чего-то друг от друга. Взаимопониманию, с точки зрения родителей, мешает тот факт, что воспитатель видит ребенка с другой стороны, чем родитель, т.е. не имеет о нем полной информации. Родителям бывает трудно объяснить воспитателю, что их ребенок бывает другим, имеет иные возможности. Родители же признают, что они идеализируют своих детей, им трудно видеть, что их ребенок ведет себя в саду не так, как им хотелось бы. Например, активный дома, он становится ведомым и битым другими детьми. Родители также обижаются, когда видят невнимание к детям со стороны воспитателя - «Я прихожу за ним, а воспитатель уже занят своими делами. Я спрашивают, почему у ребенка синяк, а она отвечает, что не заметила»
В целом опрос показывает, что существует много областей непонимания между родителями и работниками сада, которые не способствуют решению проблемы. Нередко родители и педагоги неправильно интерпретируют поведение друг друга. Например, когда воспитатели считают, что родители не интересуются занятиями в детском саду, то в это время родители наблюдают за работой воспитателя и ждут развивающих занятий. Воспитатели объясняют поздний приход родителей в сад нелюбовью к ребенку, а родители обижаются на то, что воспитатели хотят избавиться от их детей до окончания официального рабочего дня. Воспитатели ждут от родителей занятий дома с детьми, а родители считают, что не ждут. Родители не вменяют в обязанность воспитателей детского сада обязательную подготовку к школе, в то время как воспитатели озабочены этим вопросом. Но самый интересный момент обнаружился, когда воспитатели поняли, что родители оценивают объем их работы по представленным работам детей (лепке, рисунку и т.д.) и не видят усилий воспитателя, по развитию математики, речи, умению читать стихи, развитию игры, тому, что не повесишь на стенд в раздевалке. Эти критерии родителей вызвали недоумение воспитателей как занижение оценки их работы, непонимания специфики обучения и воспитания дошкольника.
Таким образом, непонимание между детьми и взрослыми в ДОУ имеет затяжной характер, так как имеет в своей основе существование нескольких субкультур, которые имеют разные представления и интересы. Это субкультуры детей, родителей, воспитателей, методистов, психологов. Как отмечено у Карпенко Л.А. и др. (м., 2000г.), внедрение нового в уже сложившуюся систему учреждения сопряжено с принятием всеми субкультурами общей и понятной им цели. Признаками сильной системы является: 1) открытость, 2) гласность, 3) взаимообмен мнениями снизу-вверх и наоборот, 4) серьезное отношение к индивидуальности ее участников, гордости за свое учреждение. Как видно из опроса, эти пункты не работают в опрошенных нами дошкольных учреждениях. Родители не имеют открытого доступа в оказании помощи в работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями, много неверных интерпретаций высказываний друг друга, нет должного понимания у участников диалога, как особенностей личности воспитателя, так и родителей, условий жизни ребенка в семье. Отсутствует ясное понимание общей цели в объединении усилий родителей и детского сада. Сам ребенок и его интересы во многих аспектах выбывают из поля зрения и родителей, и воспитателей. Его желание играть, интересно проводить время в детском саду остается не удовлетворенным. Вместо этого взрослые озабочены своими амбициями, доказательством своей правоты и компетентности друг перед другом. Родители и воспитатели тратят больше времени на формирование психологических защит, чем на поиск конструктивного сотрудничества.
В результате мы приходим к выводу, эта работа требует больших личностных усилий от педагога, постоянного творческого поиска, дополнения полученных знаний. Отсутствие творческого поиска в работе вызывает психологическую усталость у педагогов, нежелание видеть и воспринимать по-новому детей и их родителей, а также свое место в этом процессе. Психолог дошкольного учреждения должен сыграть важную роль в качестве специалиста, который может построить конструктивный коммуникативный процесс между воспитателями, родителями, детьми, администраций детского сада. Ушинский К.Д. называл процесс воспитания искусством. Чем меньше человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем ему этот процесс кажется более легким. Поэтому основной акцент в работе ДОУ с родителями мы бы сделали прежде всего на создании условий для работы воспитателя, повышении его личностного и образовательного уровня, повышении его самооценки, требовательности к себе, овладении навыками общения с родителями, коллегами. Создание в ДОУ условий для творческого самораскрытия воспитателя, а также родителей во взаимодействии друг с другом и детьми, на наш взгляд, сделает ДОУ более открытой системой, поможет реально осуществить идеи гуманизации образования, повысить понимание ценности личности ребенка и взрослого в едином учебно-воспитательном процессе в детском саду.


 
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ детский сад №2526 » Психологический практикум
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018