Взаимодействие в ДОУСреда, 24.04.2024, 11:10

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методические рекомендации для родителей - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 325 » Методические рекомендации для родителей
Методические рекомендации для родителей
461119Дата: Среда, 11.11.2009, 20:25 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Диагностика и формирование представлений о гармонии у детей: методические рекомендации для родителей
Т.Н. Кобец

Гармония играет существенную роль в теории и практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как она связана с идеей всестороннего развития личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Гармоническое развитие личности подразумевает также постоянную, сознательно поддерживаемую пропорциональность в развитии человека и общества, устранение всякого разлада, раздвоение личности, противоречий между словом и делом, между знаниями, убеждениями и поступками, между чувством и разумом. Сущность гармонического становления человека заключается в развитии его как творческой производительной силы, отличающейся не поверхностной гармоничностью, общей осведомленностью, а подлинной самобытностью. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительное творчество детей в процессе рисования, лепки и аппликации.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные педагоги. Занятия рисованием и другими художественными действиями создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми, и важно помочь детям осуществить такое общение. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Такую точку зрения поддерживают не только в США, но и в Великобритании, во Франции. Родители детей могут тоже подключиться к этому – в первую очередь, они могут выявить уровень сформированности представлений детей о гармонии и их отношение к ней.
Диагностику можно проводить в два этапа:
1 этап – диагностика представлений детей о гармонии.
Задание №1. Ребенку задается вопрос: «Что такое гармония?».
Цель задания: выяснить, какие конкретно представления о гармонии имеются.
Задание №2. Ребенку показывается аппликативная работа, например «Снеговик». Ход проведения отличался от предыдущего четкостью вопросов, требующих от ребенка не общих, а конкретных ответов о свойствах формы, цвета, пропорций, ритма:
• Дай название этой работе.
• Перечисли все цвета, использованные в аппликации. Назови цвет фона.
• Что выражает каждый цвет в аппликации?
• Удачно ли сочетание цветов в работе?
• Сравни размеры снеговика и фона? Удачны ли они?
• Что можно сказать о ритме и пропорциях фигурки снеговика?
• Можно ли иначе расположить аппликативные формы? Если да, то как это лучше сделать?
2 этап.
Задание №1. Для восприятия ребенку даны поочередно два рисунка. Сначала ребенку демонстрируется удачный с эстетической точки зрения пейзаж. Он должен рассмотреть и ответить на вопросы:
• Нравится ли тебе этот рисунок?
• Что в нем привлекательного?
Через некоторое время демонстрируется второй рисунок, выполненный небрежно, и предлагается дополнить характеристику первого объекта, сравнивая его со вторым.
Цель: выяснить, как ребенок относится к рисункам, выполненным на занятиях самим ребенком детьми, за что их ценят, в чем, по их мнению, заключается красота предмета, какими терминами пользуются при определении тех или иных свойств воспринимаемого объекта.
Задание №2. Практическая работа. Лепка, например, слоника из пластилина.
Цель: проследить умение ребенка отражать свои знания об эстетических свойствах ритма и пропорций (гармония, в сочетании частей и целого, приземистость пропорций) и формы (пластичность или угловатость, массивность или легкость, динамичность или статичность).

 
461119Дата: Среда, 11.11.2009, 20:25 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Анализ результатов выполнения всех заданий позволит выявить уровень сформированности представлений о гармонии и степени отражения детьми представлений в творческой деятельности.

Первый (констатирующий) Знают некоторые физические признаки предметов. У них не сформировано ни осознание представлений о чувстве ритма, ни представление о его компонентах. Например, они могут правильно определить общий цветовой тон изделия, теплоту или холодность цвета, соотнести форму предмета и его деталей с геометрической фигурой, определить соотношение размеров предмета и фон, предмета и его деталей, иногда называют вид ритма. Однако знания детей этого уровня бессистемны, мало содержательны, большинство изучаемых понятий ими не осознаются.
Характерна воспроизводящая деятельность, у них нет стремления к творчеству. Они с большим трудом включаются в коллективную деятельность, не любят и не умеют работать самостоятельно.
Второй - средне-низкий уровень (аналитический). Характерно знание в основном физических свойств предметов и лишь некоторое представление об эстетических свойствах воспринимаемого. Дошкольники дифференцируют простой и сложный ритм, могут оценить его физические признаки. Дети данного уровня знают название геометрических фигур, некоторых геометрических тел, правильно называют цвета и многие их оттенки, верно определяют цветовой фон, оценивают гармонию в сочетании цвета, обладают кругом определенных знаний в области пропорции: устанавливают соотношение размеров предмета и фона, предмета и его деталей. Весьма примитивны знания у детей этого уровня развития об эстетических свойствах формы и о ритме, но не знают видов ритма.
У детей с данным уровнем развития творческой активности проявляется стремление к творчеству. В продуктах их труда отражаются знания о некоторых свойствах красивой формы, прекрасных пропорций, присутствуют элементы новизны. Но их творчество не отличается большой устойчивостью, самостоятельностью, стремлением к достижению поставленной цели. Детей этой группы затрудняет анализ образца, вычленение эстетических особенностей предмета, перенос способов действия в другие подобные ситуации.
Третий – средний уровень (описательный). Дети данной группы, забывая о многих признаках предмета, часто увлекаются каким-то одним и долгое время по его поводу.
Дети не только устанавливают соответствие формы предмета геометрической фигуре или телу, но отмечают пластичность или угловатость формы, ее легкость или массивность, видят и в своих практических работах применяют гармоничные сочетания цветов, обосновывают соразмерность пропорций, используют симметрию в расположении деталей изготовляемого предмета как один из видов ритма. Эстетический анализ объектов данной группы отличается развернутостью описания, наличием выразительных определений, удачных сравнений, попыткой установить причинно-следственные связи и зависимость настроения от некоторых свойств воспринимаемого предмета.
Творчество детей этой группы более интеллектуально. Дети при этом уровне способны самостоятельно закончить работу, внести элементы интерпретации в форму, цвет, ритм и пропорции изделия. Они чаще включаются в творческую ситуацию, но им не всегда удается составить план предстоящих трудовых действий.
Четвертый – средне-высокий (эстетический). Обладают достаточно высокой степенью абстрагирования существенных эстетических признаков от несущественных. Эстетическая оценка объекта восприятия ребенка этого уровня развития отличается развернутостью описания, довольно полной характеристикой объекта в целом. Выделяют, что ритм монотонный или грустный, разнообразный, живой, веселый; по цвету яркий, контрастный.
Для детей с этим уровнем развития творческой активности характерно ярко выраженное стремление к проявлению творчества. Они активны, правильно анализируют образец изделия, без труда могут представить процесс изготовления вещи, владеют интеллектуальными умениями, способами решения посильных для них проблемных задач.
Пятый – высокий (творческий). Способны почувствовать сотворчество с автором, пережить все те чувства и настроения, которые были присущи автору в процессе создания данной вещи. Анализ объектов восприятия детьми высокого уровня владения знаниями, как правило, окрашен эстетическим наслаждением, радостью сопереживания с автором, согласия или несогласия с ним.
Практическая деятельность детей этой группы носит творческий характер. При решении трудовой задачи они не цепляются за выдвинутую гипотезу, сравнительно легко переходят от одной системы действий к другой, могут отказаться от привычных действий, искать другой оригинальный путь решения.

 
461119Дата: Среда, 11.11.2009, 20:26 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Когда выявлен уровень сформированности представлений детей о гармонии, можно начать работу по расширению и дифференциации данных представлений, а также – по развитию чувства гармонии, формированию собственного отношения к ней.
Какие методические рекомендации могут быть даны специалистами Родительской академии для мам и пап, интересующимися данными вопросами?
Для достижения хороших результатов уровня сформированности представлений о гармонии в процессе изобразительного творчества необходимо:
- Дать ребенку в системе знания о: формировании представлений о гармонии в процессе анализа эстетических признаков объектов (на примере ритма и пропорций).
1. Ритм и цвет.
• Приятное или отталкивающее сочетание цветов.
• Веселый, радостный или грустный тон.
• Цветовой тон спокойный или передающий волнение.
• Угнетающий, вызывающий чувство страха цветовой тон.
2. Ритм и форма.
• Угловатость или пластичность формы.
• Легкость или массивность формы .
• Динамичность или статичность формы.
• Выразительность фактуры данной формы.
3. Ритм и пропорции.
• Грустный или веселый, соотношение приятное или отталкивающее.
• Ритм монотонный, однообразный или возбуждающий, соотношение уравновешенное или неуравновешенное.
• Динамичный или статичный ритм, пропорции стройные или приземистые.
• Спокойный, уравновешенный или беспокойный ритм, пропорции спокойные или резкие.
- Обеспечить доступность изобразительного материала, чтобы ребенок мог самостоятельно подойти и взять все необходимое.
- Использовались различные виды занятий:
по содержанию – предметные, сюжетные и декоративные;
по методу – по представлению, по памяти и с натуры;
по характеру выбора темы – на тему, предложенную взрослым, на свободную тему, выбранную ребенком;
- «Ребенку необходимо представить хорошую игрушку или картинку, рассматривание которой перед изображением поможет уточнить представления, полученные во время прогулки». Это всегда вызывает у детей восторг, радость, из-за чего возникает желание работать. Использовать игры в качестве сюрпризного момента, например, приезжали медведи в гости и привезли с собой свои коврики. Предложить рассмотреть коврики, иллюстрации с изображением различных видов ритма на ткацких изделиях, и рассказать о сходствах и различиях между ними, чем они им понравились и почему. Затем медвежата могут попросить докончить узор на коврике, чтобы потом они смогли подарить их своим друзьям и знакомым.
- Привлекать детей к беседе при восприятии предмета и явления.
В процессе рассматривания и обследования предметов или явлений задавать вопросы, активизирующие ребенка принять участие в беседе. Затем побуждали ребенка самостоятельно задавать вопросы.
- Стараться создавать условия для проявления самостоятельности и творческой инициативы.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Имеется в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощенно, комфортно. Это возможно, если художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка. Поддержки его при неудачах, сорадования достижениям. Атмосфера творчества связана с всесторонним развитием ребенка, а так же с гармоничным развитием личности. Это поможет ребенку устранять разлады, противоречия между знаниями, убеждениями и поступками, между делом и словом – между представлениями о гармонии и чувством гармонии при создании продуктов детского творчества.
- Другое условие, не менее важное, по мнению Г. Г. Григорьевой, - бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Комплексное применение всех выше перечисленных условий позволит эффективно решать задачи развития гармонично развитой личности ребенка дошкольного возраста. Результатом будет развитие творчества у дошкольников и формирование представлений о гармонии вместе с развитием чувства гармонии.
 
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 325 » Методические рекомендации для родителей
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024