Взаимодействие в ДОУВоскресенье, 18.11.2018, 07:14

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Интерактивная среда - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 502 » Интерактивная среда
Интерактивная среда
461119Дата: Вторник, 05.04.2011, 22:19 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
«Проблемы создания интерактивной среды детского сада»
Научный консультант, методист кафедры ПМДО МГПИ, Т.М.Палий

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому сегодня педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Так какой же должна быть развивающая предметная среда современного дошкольного образовательного учреждения?
Само понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова). Поэтому сегодня, говоря о развивающей игровой среде, употребляют выражение «интерактивная среда».
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети); ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) его дальнейшую перспективу. Большую роль в этом играет взаимообучение детей. Для этого игрушки должны иметь признаки интерактивности: они могут предполагать как совместно-последовательные, так и совместно-распределенные действия ребенка и его партнера, организацию деятельности ребенка по подражанию, образцу, с одной стороны. С другой стороны – по памяти и по аналогии, с внесением творческих изменений и дополнений.
Поэтому при создании интерактивной предметной среды важными являются автодидактические игрушки и игровые пособия, направленные на развитие сенсомоторных координаций детей и формирование у них адекватных сенсорных эталонов и способов ориентировочных действий. С другой стороны, интерактивная игрушка и среда должна позволять себя менять, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности и исследовательской деятельности.

Интерактивная среда, позволяющая наладить совместную исследовательскую деятельность и взаимообучение детей, учитывает его потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы. С этой точки зрения проблемным представляется использование типологического подхода при организации гендерного воспитания мальчиков и девочек, упущение такого важного принципа, как принцип интеграции предметно-развивающих сред группы и детского сада.
Игровой материал должен соответствовать востребованности ребенка играть как одному, так и в группе сверстников. Формированию социальных качеств: умение взаимодействовать с партнером, развитие чувства ровесничества, партнерства – способствует совместная деятельность, которая позволит переход от индивидуальных игр к совместным сюжетно-ролевым необходимым детям в этом возрасте. Многие игрушки дают такую возможность как непосредственно (домики, сюжетные игрушки), так и опосредованно (отдельные детали легко могут использоваться в качестве предметов-заместителей).
Таким образом объединяются когнитивные и эмоциональные потенциалы интерактивной среды группы и детского сада. Оценить их успешность можно на основе критериев, предложенных Н.В.Микляевой и в Л.В. Гориной. К ним относятся:
1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей
2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность её преобразования в целом
3. Наличие и доступность, разнообразие автодидактических пособий (с возможностью самоконтроля действий ребёнка)
4. Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и родителями
5. Использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной

Оценка интерактивности среды – это только первый шаг к ее созданию. Однако сделать его необходимо, так как интерактивная среда современного детского сада способствует развитию у детей познавательной активности и воображения, формированию опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, накоплению опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 502 » Интерактивная среда
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018