Взаимодействие в ДОУЧетверг, 28.03.2024, 18:46

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Модель охраны и укрепления здоровья - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 502 » Модель охраны и укрепления здоровья
Модель охраны и укрепления здоровья
461119Дата: Пятница, 04.03.2011, 18:49 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 279
Репутация: 0
Статус: Offline
Проблемы охраны и укрепления здоровья воспитанников современного детского сада в аспекте взаимодействия родителей и педагогов
Научный консультант - Т.М. Палий
Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.
Одной из основных задач дошкольного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Требования по решению данной задачи изложены в международных документах и законодательных актах Российской Федерации: положениях Конвенции ООН о правах ребенка, законах РФ «Об образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Московская программа «Столичное образование» также обращает внимание на решение задач, направленных на обеспечение необходимого уровня физического и психического здоровья дошкольников. На основе данной базы в дошкольном возрасте происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Однако не все родители заинтересованы в решении задач охраны и укрепления здоровья детей во взаимосвязи с задачами их физического развития и воспитания, формирования физической культуры. Между тем не секрет, что популярность ДОУ на сегодняшний день зависит от того, насколько оно способно удовлетворить запросы родителей.
Как известно, родители отдают предпочтение подготовке ребенка к школе — некоторые педагоги, отвечая на их запросы, в лучшем случае занимаются вопросами физической подготовки воспитанников к школе, в худшем — переключаются на длительное сидение за столами в неизменной позе, маленькие физкультурные или динамические паузы между занятиями, сокращение времени на прогулку и так далее. Более того, многие родители, изучив расписание занятий, определяют их значимость для себя, забывая о ребенке: «Сегодня рисование и физическая культура — можно оставить Петю дома». Забывая о том, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую связано с его физическим и психическим развитием. Между тем в ДОУ есть еще масса других мероприятий, позволяющих реализовать принцип интеграции образовательных областей с разделами «здоровье» и «физическая культура». В частности, это касается прогулки и ее обязательной составляющей — подвижной игры. Они обеспечивают не только реализацию потребности детей в движениях и двигательной активности. Именно в подвижных играх ребенок вступает в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности как физические, так и психические возможности. Поэтому задача педагогов, специалистов ДОУ — наладить с родителями контакт, донести информацию таким образом, чтобы взрослые оценили ее значимость.
Говоря о полноценном развитии ребенка с родителями, необходимо определить, что же нужно растущему организму для сохранения и укрепления его здоровья? Назовем эти потребности:
• благоприятная внешняя среда, создание эмоционально-благополучной обстановки, ориентированной на охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка;
• рациональная организация режима питания;
• соблюдение правил здорового быта (соблюдение режима: режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.);
• грамотное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в адаптационный период;
• сильный иммунитет (закаливание: естественное и запланированное в соответствии со временем года и с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
• оптимизация двигательной активности: физкультурные занятия, музыкальные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, соблюдение чередования различных видов деятельности, самостоятельная деятельность;
• лечебно-профилактические мероприятия.
Анализ эффективности реализации данных потребностей в условиях семьи и детского сада, проведенный в рамках Городской экспериментальной площадки «Управление качеством взаимодействия детей, родителей и педагогов», показывает, что в области стратегии охраны и укрепления здоровья в семье и детском саду при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста коэффициент корреляции составляет -0,34 (-34%). При этом отрицательное воздействие оказывает 2 фактора:
1. Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка к детскому саду (на 30% изменяет существующую систему управления качеством).
2. Разработать индивидуальную программу формирования здоровья (на 60%)
— оба фактора связаны с реализацией соответствующих стратегий в семье.
Это означает, что в годовой план младших и средней групп нужно включить разработку адаптационной программы для детей и родителей и запланировать подключение родителей к созданию индивидуальной программы формирования здоровья детей в условиях семьи.
В среднем и старшем дошкольном возрасте система формирования здоровья в семье и детском саду становится еще менее управляемой: коэффициент корреляции достигает -0,58 (-58%), что связано с нарушением такого фактора, как умение родителей и педагогов «осуществлять профилактику» и «рекреационную деятельность, формировать культуру семейного досуга». Это означает, что сотрудничество семьи и детского сада в области охраны и укрепления, формирования здоровья становится все менее эффективным. Поэтому работа с семьей должна стать одним из приоритетных направлений деятельности учреждения и специальным направлением моделирования взаимодействия детей, педагогов и родителей. Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей, в том числе, ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Активизации интереса к здоровому образу жизни способствуют организация совместных детско-родительских мероприятий: спортивные досуги, праздники, выходы на природу; создание клубов типа «Хочу быть здоровым», программ «Фитнес в детском саду», «Аэробика», когда совместные физкультурные занятия детей и родителей проходят с музыкальным сопровождением под руководством специалистов. Работа в таких клубах создает атмосферу доброжелательности, непринужденности, и, в то же время, стимулирует как детей, так и взрослых выполнять движения правильно и качественно. В результате повышаются адаптивные возможности дошкольника и его устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом. Это означает, что проблемы охраны и укрепления здоровья воспитанников современного детского сада можно решать в аспекте взаимодействия родителей и педагогов — опыт экспериментальных ДОУ доказывает это.
 
Форум » Переписка с научным руководителем » ГОУ № 502 » Модель охраны и укрепления здоровья
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024