Государственное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №456, детский сад комбинированного вида №525, детский сад комбинированного вида №1917, детский сад №1556, детский сад №388, детский сад №716, детский сад №2079, ЦРР - детский сад №14, детский сад №502, детский сад №2631, детский сад №325, детский сад №1851

Северного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

 

 

План

работы методического объединения участников экспериментальной деятельности

образовательных учреждений на 2009-2012 уч. год

 

 

 

 

 

 

Тема эксперимента «Управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ »

Уровень ЭП _________первый____________

 

Научный руководитель __ректор МГПИ, А.Г.Кутузов, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, Н.В. Микляева_____

Цель эксперимента: разработать вариативную модель управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей  в ДОУ.

Задачи эксперимента:

1. обобщить и систематизировать отечественные и зарубежные теоретические исследования по проблеме управления качеством  взаимодействия педагогов, детей и родителей  в ДОУ;

2. разработать на основе личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с детьми содержание топологического подхода к данному взаимодействию и вариативную модель управления его качеством;

3. создать компьютерную программу мониторинга управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ;

4. разработать методические  рекомендации  педагогам по реализации топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия и формирования детско-родительских, детско-воспитательских и детско-детских отношений (в том числе, средствами традиционной культуры).

 

Планируемые результаты эксперимента

Повышение уровня работы ГОУ

Повышение эффективности использования предметно-развивающей среды ДОУ в процессе взаимодействия детей и взрослых, детей друг с другом (на 30%).

Повышение эффективности взаимодействия детей друг с другом (от 15% в младших группах до 25% в старших группах детского сада).

Повышение эффективности совместной проектной деятельности детей и взрослых (на 25%).

Повышение эффективности взаимодействия семьи и детского сада на 20%.

Разработка новых методик, шаг преобразования

Программа семинара-практикума «Метод проектов в ДОУ» для старших воспитателей ДОУ, ориентированная на внедрение проектной технологии в управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей

Методика диагностики качества взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ

Компьютерная программа мониторинга качества взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ

Вариативная модель управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей (включающая модель управления качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых на основе традиционной культуры)  

Другие результаты работы

Электронный банк педагогических ситуаций, позволяющих реализовать топологический подход к организации развивающего взаимодействия с детьми, для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ. Топологический подход позволит педагогу сформировать не только операциональные, но и мотивационные действия, к которым относятся положительное отношение к предмету учения и интерес  к осуществлению действий с ним, в нашем случае – к совершенствованию содержания и методов педагогического взаимодействия.

Методические рекомендации для воспитателей по реализации топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия с детьми

Сценарии проведения тренингов детско-родительских, детско-воспитательских и детско-детских отношений

Цикл рабочих тетрадей для воспитателей по управлению качеством взаимодействия детей и родителей средствами традиционной культуры

 

Нормативно-правовая база эксперимента:

1.                 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1  (в редакции Федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97   № 144-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ).

2.                 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

3.                 Закон города Москвы от 20.06.01. № 25 «О развитии образования в городе Москве».

4.                 Городская целевая программа развития образования «Столичное образование - 5»

5.                 Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы. Приказ ДОМ № 339 от 24.06.2005 г.

6.                 Приказ об открытии ГЭП №448 (5 приложение).

7.                 Концепции, программы, рекомендации городских круглых столов и т.д.

 

В качестве научно-методических и опытно-экспериментальных материалов используются:

1. Рабочие планы учреждений-партнеров и НМО участников ГЭП,

2.  Учебно-методические пособия:

- методические рекомендации по  организации предметно-пространственной среды как основы для  личностно-ориентированного подхода к ребенку  и детскому  коллективу;

- методика реализации личностно-ориентированного подхода в процессе взаимодействия с детьми;

-   методика воспитания детей в процессе приобщения к традиционной культуре (УМК «Наследие», «Родной дом» и др.);

-  методика моделирования педагогических ситуаций общения и взаимодействия детей, педагогов и родителей.

3. Программа повышения квалификации «Проблемы и пути совершенствования педагогического процесса в ДОУ» (МГПИ).

4. Методики и инструментарий проведения мониторинга хода и результатов эксперимента (методики оценки эффективности взаимодействия педагогов и родителей с детьми, детей между собой, программа корреляционного анализа данных мониторинга).

 

Учреждения и структуры, с которыми сотрудничают участники ГЭП: лаборатория экспериментальной и инновационной деятельности ОНМЦ СОУО ДО г. Москвы, ОНМЦ САО и СОУО, лаборатория культурно-ценностных ориентаций в системе общего образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ МИОО, центр качества и научно-методическое управление МГПИ.

 

Основные этапы эксперимента:

 

Первый этап (сентябрь 2009 г. – август 2010 г.) - подготовительный.

Предполагает решение следующих задач:

 

№ п/п

Содержание этапа

Сроки

1 этап.       Подготовительный

1.1.

Организация научно-методических объединений и тематических проектных команд в соответствии с направлениями эксперимента и составление общего плана экспериментальной деятельности образовательных учреждений

Сентябрь-октябрь   2009 г

1.2.

Проведение экспертиз экспериментальной деятельности образовательных учреждений и выявление существующих проблем, связанных с управлением качеством развивающего взаимодействия

ноябрь-декабрь 2009

1.3.

Соотнесение результатов оценки качества развивающего взаимодействия детей, педагогов и родителей, разработка на этой основе компьютерной программы корреляционного анализа

Январь-апрель 2010

1.4.

Разработка проекта программы «Управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ», которую можно будет использовать для формирования и контроля качества деятельности конкретных ДОУ

 

 

май-август   2010 г

 

 

Второй этап (сентябрь 2010 г. – август 2011 г.) - основной.

Предполагает решение следующих задач:

 

2 этап.      Основной

2.1.

Развитие опыта экспериментальной деятельности, его анализ и обобщение с целью разработки методических рекомендаций для родителей и воспитателей по повышению качества организации предметно-пространственной среды и развивающего взаимодействия детей, педагогов и родителей

Сентябрь-октябрь 2010 г

2.2.

Разработка и апробация семинара-практикума «Метод проектов в ДОУ» для воспитателей ДОУ, ориентированной на внедрение проектной технологии в управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей, экспертизы опыта работы экспериментальных образовательных учреждений, их анализ и проверка.

 

 

Ноябрь-декабрь 2010

2.3.

Организация конкурса  методических проектов, посвященных управлению качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ, и создание задела для формирования компьютерного банка данных

Январь-февраль 2011

2.4.

Разработка и апробация методических рекомендаций для воспитателей по реализации топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации развивающего  взаимодействия с детьми

 

Март-август 2011 г

 

 

Третий этап (сентябрь 2011 г. – 2012 г.) - заключительный.

Предполагает решение следующих задач:

 

3 этап.      Заключительный

3.1.

Проведение повторного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса, оценка динамики

Сентябрь- ноябрь 2011

3.2.

Разработка Проекта Положения о Совете по управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

 

Декабрь 2011

3.3.

Создание электронного банка современных технологий управления качеством, позволяющих реализовать топологический подход к организации развивающего взаимодействия с детьми, для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ

 

Январь-март 2012

3.4

Разработка вариативной модели управления качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей, позволяющей выбрать оптимальные технологии управления качеством в детском саду, учитывая его специфику и приоритетную направленность     

 

Апрель-август 2012

 

 

Состав участников экспериментальной деятельности ОУ (со стороны МГПИ)

 

Фамилия, имя, отчество

Должность, предмет

Образование

Стаж

Категория, год аттестации

Почетное

звание

Ученая степень

Повышение

квалификации

(год, место)

Учебная нагрузка

1.

Микляева Наталья Викторовна

(руководитель МО, обеспечивает научное руководство ДС №325)

Зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ

Высшее

12

Высшая

Доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования, член-корреспондент МАНПО

К.п.н.

АПКи ППРО, 2008

0,5 ст.

2.

Виноградова Надежда Александровна

(обеспечивает научное руководство ДС №716)

Профессор МГПИ

Высшее

48

Высшая

Доцент кафедры педагогики, член-корреспондент МАНПО, Заслуженный Учитель РФ

К.п.н.

АПКи ППРО, 2008

0,5 ст.

3

Толстикова Светлана Николаевна

(обеспечивает научное руководство ЦРР-ДС №14)

Декан факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ

Высшее

16

Высшая

Доцент кафедры психологии, член-корреспондент МАНПО

К.пс.н.

АПКи ППРО, 2008

0,5 ст.

4.

Юганова Ирина Вадимовна

(обеспечивает методическое руководство ДС №456)

Профессор МГПИ

Высшее

43

Высшая

Доцент кафедры дошкольной дефектологии, член-корреспондент МАНПО

К.п.н.

АПКи ППРО, 2007

0,5 ст.

5.

Давидович Людмила Рафаиловна

(обеспечивает научное руководство ДС №1917)

Профессор МГПИ

Высшее

44

Высшая

Доцент кафедры дошкольной дефектологии, член-корреспондент МАНПО

К.п.н.

МПГУ, 2008

0,5 ст.

6

Новицкая Марина Юрьевна

(обеспечивает научное руководство ДС №2079)

зав. лабораторией культурно-ценностных ориентаций в системе общего образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ

Высшее

44

Высшая

Ст. научный сотрудник

К.ф.н.

ФИРО, 2008

0,5 ст.

7

Микляева Юлия Викторовна

(обеспечивает научное руководство ДС №525)

Доцент МГПИ

Высшее

11

Высшая

Доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования,

К.п.н.

АПКи ППРО, 2008

0,5 ст.

8

Родионова Юлия Николаевна

(обеспечивает научное руководство ДС №1851)

Доцент МГПИ

Высшее

10

Высшая

-

К.п.н.

АПКи ППРО, 2008

0,5 ст.

9

Гайнуллова Фазиля Салиховна

(обеспечивает научное руководство ДС №1556)

Доцент МГПИ

Высшее

40

Высшая

Доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования

К.п.н.

АПКи ППРО, 2007

0,5 ст.

10

Морозова Людмила Дмитриевна

(обеспечивает научное руководство ДС №388)

Доцент МГПИ

Высшее

40

Высшая

член-корреспондент МАНПО

К.п.н.

АПКи ППРО, 2007

0,5 ст.

11

Иванова Татьяна Евгеньевна

(обеспечивает научное руководство ДС №2631)

Ст. преп. МГПИ

Высшее

10

Высшая

-

К.п.н.

АПКи ППРО, 2007

0,5 ст.

12

Палий Татьяна Михайловна

(обеспечивает научное руководство ДС №502)

Методист кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ

Высшее

17

Высшая

-

-

АПКи ППРО, 2009

0,5 ст.

 

 

Состав участников экспериментальной деятельности ОУ

(со стороны дошкольного образовательного учреждения)

 

Фамилия, имя, отчество

Должность, предмет

Образование

Стаж

Категория, год аттестации

Почетное

звание

Ученая степень

Повышение

квалификации

(год, место)

Учебная нагрузка

ДС 456

Ильина Галина Алексеевна

(руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.

(старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 525

Жарикова Наталия Владимировна

(руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Васина Ольга Вячеславовна (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 1917

Позднякова Нина Васильевна

(руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Константинова Александра Николаевна (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 1556

Ярошевская А.Б.

 (руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Марченко Елена Михайловна

 (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 388

Ахромова Л.Ф.

 (руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Сафонова Марина Викторовна (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 716

Кашапова Ю.В.  (руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Федорова Людмила Игоревна (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 2079

Аникина В.В.  (руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Арих Надежда Андреевна (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦРР-ДС 14

Мозгина Е.П.  (руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.

 (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 502

Ласточкина Нина Михайловна (руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.

 (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 2631

Мкртчян Анаида Ивановна (руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ашмарина Ирина Валерьевна (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 325

Александрова Наталья Митрофановна (руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Кульпина Наталия Петровна (старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС 1851

Захарова Марина Александровна

(руководитель МО педагогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Кислова Елена Викторовна

(старший воспитатель по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сроки

Направления деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Тематика заседаний МО

(один раз в месяц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

.2009

Совещание по разработке концепции и программы ГЭП.

Мониторинг качества развивающего взаимодействия с детьми

 

Презентация результатов мониторинга

Разработка индивидуальных экспериментальных программ

2010

Прогноз перспектив развития ГЭП

Повышение качества организации предметно-пространственной среды ДОУ

Использование метода проектов в повышении качества предметно-пространственной среды ДОУ

Методика организации педагогических ситуаций в формировании интерактивной среды

Мониторинг качества взаимодействия детей между собой

 

2011

Проектирование авторских программ и технологий

Подготовка и организация конкурса  методических проектов, посвященных управлению качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ

 

Семинар-практикум по подготовке творческих мастерских

Творческие мастерские

Экспресс-диагностика психологического климата в ДОУ

 

2012

Оценка динамики развития ГЭП

Методика авторизации программ и методик

Семинар-практикум по подготовке технологических мастерских

Технологические мастерские

Дистанционная конференция по управлению качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых в ДОУ

Мониторинг качества развивающего взаимодействия с детьми

 


 

Сроки

Направления деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Участие МО в подготовке и проведении мероприятий в ОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.2009

.

Участие в разработке Положения о ресурсном центре

 

Мониторинг качества взаимодействия педагогов и родителей с детьми

 

 

 

 

Неделя науки в СОУО

 

2010

 

 

Неделя игры и игрушки

 

 

 

 

Неделя науки в СОУО

 

2011

 

 

Неделя игры и игрушки

Разработка Проекта Положения о Совете по управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

 

 

 

 

Неделя науки в СОУО

 

 

2012

 

 

Неделя игры и игрушки

 

Мониторинг качества взаимодействия педагогов и родителей с детьми

 

 

 

 

Сроки

Направления деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Участие в окружных и городских мероприятиях

по теме эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

2009

 

Создание сайта ГЭП при ОМЦ СОУО

 

 

 

 

 

2010

 

 

 

 

 

Создание электронной энциклопедии педагогических ситуаций для садов округа

Методическая неделя на базе экспериментальных ДОУ

 

2011

 

 

 

 

Организация конкурса  методических проектов, посвященных управлению качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

 

Создание электронного банка современных технологий управления качеством для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ

 

Дистанционная конференция по управлению качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых в ДОУ

 

Сроки

Направления деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Мероприятия по теме эксперимента, которые ОУ может провести для района, округа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.2009

.

 

 

 

 

Круглый стол на базе ОМЦ СОУО

 

 

 

Методическая неделя

 

2010

 

 

Семинар-практикум «Метод проектов в ДОУ и начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

Методическая неделя

 

 

 

Творческие мастерские

 

 

 

2012

 

 

 

 

Технологические мастерские

 

 

Сроки

Направления деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Организация работы с участниками эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

2009

Совещание руководителей МО в детских садах, утверждение штатного расписания

Организация научно-методических объединений и тематических проектных команд

Мониторинг качества развивающего взаимодействия с детьми

 

Разработка проекта комплексной авторской программы

Подведение промежуточных итогов ГЭП

2010

Круглый стол по повышению качества организации предметно-пространственной среды ДОУ

Проблемный семинар по повышению качества развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей

Семинар-практикум «Метод проектов в ДОУ и начальной школе»

 

 

Проведение экспертиз экспериментальной деятельности образовательных учреждений и выявление существующих проблем, связанных с управлением качеством развивающего взаимодействия

Соотнесение результатов оценки качества развивающего взаимодействия детей, педагогов и родителей, разработка на этой основе компьютерной программы корреляционного анализа

2011

Проведение повторного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса, оценка динамики

Рефлексивно-проектные мастерские

Разработка Проекта Положения о Совете по управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

 

Семинар-практикум по подготовке творческих мастерских

Творческие мастерские

 

Подведение промежуточных итогов ГЭП

Разработка проекта программы «Управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ», которую можно будет использовать для формирования и контроля качества деятельности конкретных ДОУ

 

 

2012

Создание самоуправляемых творческих групп

 

Семинар-практикум по подготовке технологических мастерских

Технологические мастерские

Создание электронного банка современных технологий управления качеством, позволяющих реализовать топологический подход к организации развивающего взаимодействия с детьми, для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ

 

 

Сроки

Направления деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Разработка методического обеспечения эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

.2009

Концепция и программа ГЭП

Программа мониторинга

 

 

 

Методические  рекомендации   по реализации личностно-ориентированного подхода в процессе организации развивающего     взаимодействия воспитателя и детей

 

 

 

2010

 

Методические   рекомендации  по   организации предметно-      пространственной среды  как основы   для  личностно-ориентированного               подхода к ребенку  и детскому   коллективу

Разработка программы семинара-практикума «Метод проектов в ДОУ»

 

Методические  рекомендации    по  реализации личностно-ориентированного подхода в процессе общекультурного развития детей

 

 

Разработка проекта программы «Управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ»

 

2011

 

 

Разработка Положения о конкурсе методических проектов

 

 

Методические  рекомендации    по  реализации личностно-ориентированного подхода в процессе социально-нравственного развития и воспитания детей

 

 

 

Разработка Проекта Положения о Совете по управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

 

 

2012

Методические рекомендации по разработке авторской программы

 

 

 

Создание электронного банка современных технологий управления качеством

 

 

Разработка вариативной модели управления качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей

Публикация научно-методических и научно-практических рекомендаций

 

 

 

 

Сроки

Направления деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Отчеты участников экспериментальной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

.2009

 

 

 

Оперативный контроль

 

 

 

 

Промежуточный отчет

2010

 

 

 

Оперативный контроль

 

 

 

 

Промежуточный отчет

2011

 

 

 

Оперативный контроль

 

 

 

 

Промежуточный отчет

2012

 

 

Оперативный контроль

 

 

 

 

Итоговый отчет