Государственное образовательное учреждение детский сад
компенсирующего
вида №456, детский сад комбинированного
вида №525, детский сад комбинированного
вида №1917, детский сад №1556,
детский сад №388,
детский сад №716,
детский сад №2079,
ЦРР - детский сад
№14, детский сад №502,
детский сад №2631,
детский сад №325,
детский сад №1851
Северного
окружного управления образования
Департамента
образования города Москвы
План
работы
методического объединения участников экспериментальной
деятельности
образовательных учреждений на 2009-2012 уч.
год
Тема
эксперимента «Управление
качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ »
Уровень ЭП
_________первый____________
Научный
руководитель __ректор МГПИ,
А.Г.Кутузов, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ,
Н.В. Микляева_____
Цель
эксперимента: разработать вариативную
модель управления качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ.
Задачи эксперимента:
1. обобщить и систематизировать отечественные и
зарубежные теоретические исследования по проблеме управления качеством взаимодействия педагогов, детей и
родителей в
ДОУ;
2.
разработать на основе личностно-ориентированного подхода к организации
взаимодействия с детьми содержание топологического подхода к данному
взаимодействию и вариативную модель управления его
качеством;
3.
создать компьютерную программу мониторинга управления
качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях
ДОУ;
4. разработать методические
рекомендации педагогам
по реализации топологического и
личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия и формирования
детско-родительских,
детско-воспитательских и детско-детских отношений (в том числе, средствами
традиционной культуры).
Планируемые
результаты эксперимента
Повышение уровня работы
ГОУ
Повышение эффективности использования
предметно-развивающей среды ДОУ в процессе взаимодействия детей и взрослых,
детей друг с другом (на 30%).
Повышение эффективности взаимодействия детей друг с
другом (от 15% в младших группах до 25% в старших группах детского
сада).
Повышение эффективности совместной проектной
деятельности детей и взрослых (на 25%).
Повышение эффективности взаимодействия семьи и детского
сада на 20%.
Разработка новых методик, шаг
преобразования
Программа семинара-практикума «Метод проектов в ДОУ» для
старших воспитателей ДОУ, ориентированная на внедрение проектной технологии в
управление качеством взаимодействия педагогов, детей и
родителей
Методика диагностики качества взаимодействия педагогов,
детей и родителей в ДОУ
Компьютерная программа мониторинга качества
взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ
Вариативная модель управления качеством взаимодействия
педагогов, детей и родителей (включающая модель управления качеством
развивающего взаимодействия детей и взрослых на основе традиционной
культуры)
Другие результаты
работы
Электронный банк педагогических ситуаций, позволяющих
реализовать топологический подход к организации
развивающего взаимодействия с детьми, для руководителей ДОУ и методистов
ОМЦ. Топологический подход позволит
педагогу сформировать не только операциональные, но и мотивационные действия, к
которым относятся положительное отношение к предмету учения и интерес к осуществлению действий с ним, в нашем
случае – к совершенствованию содержания и методов педагогического
взаимодействия.
Методические рекомендации для воспитателей по реализации
топологического и личностно-ориентированного подходов в процессе организации взаимодействия с
детьми
Сценарии
проведения тренингов детско-родительских,
детско-воспитательских и детско-детских отношений
Цикл рабочих тетрадей для воспитателей по управлению
качеством взаимодействия детей и родителей средствами традиционной культуры
Нормативно-правовая база
эксперимента:
1.
Закон Российской
Федерации «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1 (в редакции Федеральных законов от
13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97
№ 144-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ).
2.
Концепция
модернизации российского образования на период до 2010
года.
3.
Закон города Москвы
от 20.06.01. № 25 «О развитии образования в городе
Москве».
4.
Городская целевая
программа развития образования «Столичное образование - 5»
5.
Положение об
организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования
города Москвы. Приказ ДОМ № 339 от 24.06.2005 г.
6.
Приказ об открытии
ГЭП №448 (5 приложение).
7.
Концепции,
программы, рекомендации городских круглых столов и т.д.
В качестве научно-методических и
опытно-экспериментальных материалов используются:
1.
Рабочие планы учреждений-партнеров и НМО участников ГЭП,
2.
Учебно-методические пособия:
-
методические рекомендации по
организации предметно-пространственной среды как основы для личностно-ориентированного подхода к
ребенку и детскому коллективу;
-
методика реализации личностно-ориентированного подхода в процессе взаимодействия
с детьми;
-
методика воспитания детей в процессе приобщения к традиционной культуре
(УМК «Наследие», «Родной дом» и др.);
- методика
моделирования педагогических ситуаций общения и взаимодействия детей, педагогов
и родителей.
3.
Программа повышения квалификации «Проблемы и пути совершенствования
педагогического процесса в ДОУ» (МГПИ).
4.
Методики и инструментарий проведения мониторинга хода и результатов эксперимента
(методики оценки эффективности взаимодействия педагогов и родителей с детьми,
детей между собой, программа корреляционного анализа данных
мониторинга).
Учреждения и
структуры, с которыми сотрудничают участники ГЭП: лаборатория экспериментальной и инновационной
деятельности ОНМЦ СОУО ДО г. Москвы, ОНМЦ САО и
СОУО, лаборатория
культурно-ценностных ориентаций в системе общего образования Федерального
института развития образования Министерства образования и науки РФ МИОО, центр
качества и научно-методическое управление МГПИ.
Основные
этапы эксперимента:
Первый этап
(сентябрь 2009 г. – август 2010 г.) -
подготовительный.
Предполагает решение следующих задач:
№ п/п |
Содержание этапа |
Сроки |
1
этап.
Подготовительный | ||
1.1. |
Организация научно-методических объединений и
тематических проектных команд в соответствии с направлениями эксперимента
и составление общего плана экспериментальной деятельности образовательных
учреждений |
Сентябрь-октябрь 2009
г |
1.2. |
Проведение экспертиз экспериментальной
деятельности образовательных учреждений и выявление существующих проблем,
связанных с управлением качеством развивающего взаимодействия
|
ноябрь-декабрь 2009 |
1.3. |
Соотнесение результатов оценки качества
развивающего взаимодействия детей, педагогов и родителей, разработка на
этой основе компьютерной программы корреляционного
анализа |
Январь-апрель 2010 |
1.4. |
Разработка проекта программы «Управление качеством
развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ», которую
можно будет использовать для формирования и контроля качества деятельности
конкретных ДОУ |
май-август 2010
г |
Второй этап
(сентябрь 2010 г. – август 2011 г.) - основной.
Предполагает решение следующих задач:
2
этап.
Основной | ||
2.1. |
Развитие опыта экспериментальной деятельности, его
анализ и обобщение с целью разработки методических рекомендаций для
родителей и воспитателей по повышению качества организации
предметно-пространственной среды и развивающего взаимодействия детей,
педагогов и родителей |
Сентябрь-октябрь 2010
г |
2.2. |
Разработка и апробация семинара-практикума «Метод
проектов в ДОУ» для воспитателей ДОУ, ориентированной на внедрение
проектной технологии в управление качеством развивающего взаимодействия
педагогов, детей и родителей, экспертизы опыта работы экспериментальных
образовательных учреждений, их анализ и проверка. |
Ноябрь-декабрь 2010 |
2.3. |
Организация конкурса методических проектов, посвященных
управлению качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и
родителей в ДОУ, и создание задела для формирования компьютерного банка
данных |
Январь-февраль 2011 |
2.4. |
Разработка и апробация методических рекомендаций
для воспитателей по реализации топологического и
личностно-ориентированного подходов в процессе организации развивающего взаимодействия с
детьми |
Март-август 2011
г |
Третий этап
(сентябрь 2011 г. – 2012 г.) - заключительный.
Предполагает решение следующих задач:
3
этап.
Заключительный | ||
3.1. |
Проведение повторного мониторинга качества
воспитательно-образовательного процесса, оценка
динамики |
Сентябрь- ноябрь 2011 |
3.2. |
Разработка Проекта Положения о Совете по
управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в
ДОУ |
Декабрь 2011 |
3.3. |
Создание электронного банка современных технологий
управления качеством, позволяющих реализовать
топологический подход к организации развивающего взаимодействия с детьми,
для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ |
Январь-март 2012 |
3.4 |
Разработка вариативной модели управления качеством
развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей, позволяющей
выбрать оптимальные технологии управления качеством в детском саду,
учитывая его специфику и приоритетную направленность
|
Апрель-август
2012 |
Состав участников экспериментальной деятельности ОУ (со
стороны МГПИ)
№ |
Фамилия, имя,
отчество |
Должность, предмет |
Образование |
Стаж |
Категория, год
аттестации |
Почетное звание |
Ученая
степень |
Повышение квалификации (год,
место) |
Учебная
нагрузка |
1. |
Микляева Наталья
Викторовна (руководитель МО, обеспечивает научное руководство
ДС №325) |
Зав. кафедрой педагогики
и методики дошкольного образования МГПИ |
Высшее |
12 |
Высшая
|
Доцент кафедры педагогики
и методики дошкольного образования, член-корреспондент
МАНПО |
К.п.н. |
АПКи ППРО,
2008 |
0,5
ст. |
2. |
Виноградова Надежда
Александровна (обеспечивает научное руководство ДС
№716) |
Профессор
МГПИ |
Высшее |
48 |
Высшая |
Доцент кафедры
педагогики, член-корреспондент МАНПО, Заслуженный Учитель
РФ |
К.п.н. |
АПКи ППРО,
2008 |
0,5 ст. |
3 |
Толстикова Светлана
Николаевна (обеспечивает научное руководство ЦРР-ДС
№14) |
Декан факультета
педагогики и методики дошкольного образования
МГПИ |
Высшее |
16 |
Высшая |
Доцент кафедры
психологии, член-корреспондент МАНПО |
К.пс.н. |
АПКи ППРО,
2008 |
0,5 ст. |
4. |
Юганова Ирина
Вадимовна (обеспечивает методическое руководство
ДС №456) |
Профессор
МГПИ |
Высшее |
43 |
Высшая |
Доцент кафедры дошкольной
дефектологии, член-корреспондент МАНПО |
К.п.н. |
АПКи ППРО,
2007 |
0,5 ст. |
5. |
Давидович Людмила
Рафаиловна (обеспечивает научное руководство ДС
№1917) |
Профессор
МГПИ |
Высшее |
44 |
Высшая |
Доцент кафедры дошкольной
дефектологии, член-корреспондент МАНПО |
К.п.н. |
МПГУ,
2008 |
0,5 ст. |
6 |
Новицкая Марина
Юрьевна (обеспечивает научное руководство ДС
№2079) |
зав. лабораторией
культурно-ценностных ориентаций в системе общего образования Федерального
института развития образования Министерства образования и науки
РФ |
Высшее |
44 |
Высшая |
Ст. научный сотрудник
|
К.ф.н. |
ФИРО,
2008 |
0,5 ст. |
7 |
Микляева Юлия
Викторовна (обеспечивает научное руководство ДС
№525) |
Доцент
МГПИ |
Высшее |
11 |
Высшая |
Доцент кафедры педагогики
и методики дошкольного образования, |
К.п.н. |
АПКи ППРО,
2008 |
0,5 ст. |
8 |
Родионова Юлия
Николаевна (обеспечивает научное руководство ДС
№1851) |
Доцент
МГПИ |
Высшее |
10 |
Высшая |
- |
К.п.н. |
АПКи ППРО,
2008 |
0,5 ст. |
9 |
Гайнуллова Фазиля
Салиховна (обеспечивает научное руководство ДС
№1556) |
Доцент
МГПИ |
Высшее |
40 |
Высшая |
Доцент кафедры педагогики
и методики дошкольного образования |
К.п.н. |
АПКи ППРО,
2007 |
0,5 ст. |
10 |
Морозова Людмила
Дмитриевна (обеспечивает научное руководство ДС
№388) |
Доцент
МГПИ |
Высшее |
40 |
Высшая |
член-корреспондент
МАНПО |
К.п.н. |
АПКи ППРО,
2007 |
0,5 ст. |
11 |
Иванова Татьяна
Евгеньевна (обеспечивает научное руководство ДС
№2631) |
Ст. преп.
МГПИ |
Высшее |
10 |
Высшая |
- |
К.п.н. |
АПКи ППРО,
2007 |
0,5 ст. |
12 |
Палий Татьяна
Михайловна (обеспечивает научное руководство ДС
№502) |
Методист кафедры
педагогики и методики дошкольного образования
МГПИ |
Высшее |
17 |
Высшая |
- |
- |
АПКи ППРО,
2009 |
0,5 ст. |
Состав
участников экспериментальной деятельности ОУ
(со стороны
дошкольного образовательного учреждения)
№ |
Фамилия, имя,
отчество |
Должность, предмет |
Образование |
Стаж |
Категория, год
аттестации |
Почетное звание |
Ученая
степень |
Повышение квалификации (год,
место) |
Учебная
нагрузка |
ДС
456 |
Ильина Галина
Алексеевна (руководитель МО
педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. (старший воспитатель по
эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
525 |
Жарикова Наталия
Владимировна (руководитель МО
педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Васина Ольга Вячеславовна
(старший воспитатель по эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
1917 |
Позднякова Нина
Васильевна (руководитель МО
педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Константинова Александра
Николаевна (старший воспитатель по эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
1556 |
Ярошевская
А.Б. (руководитель МО
педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Марченко Елена Михайловна (старший воспитатель по
эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
388 |
Ахромова
Л.Ф. (руководитель МО
педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сафонова Марина
Викторовна (старший воспитатель по эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
716 |
Кашапова Ю.В.
(руководитель МО
педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Федорова Людмила Игоревна
(старший воспитатель по эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
2079 |
Аникина В.В.
(руководитель МО
педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Арих Надежда Андреевна
(старший воспитатель по эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ЦРР-ДС
14 |
Мозгина Е.П.
(руководитель МО
педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. (старший воспитатель по
эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
502 |
Ласточкина Нина
Михайловна (руководитель МО педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. (старший воспитатель по
эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
2631 |
Мкртчян Анаида Ивановна
(руководитель МО педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ашмарина Ирина Валерьевна
(старший воспитатель по эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
325 |
Александрова Наталья
Митрофановна (руководитель МО педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кульпина Наталия Петровна
(старший воспитатель по эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
ДС
1851 |
Захарова Марина
Александровна (руководитель МО
педагогов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кислова Елена
Викторовна (старший воспитатель по
эксперименту) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сроки Направления деятельности |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Тематика заседаний МО (один раз в месяц) |
. .2009 | ||||||||
Совещание по разработке концепции и программы ГЭП. |
Мониторинг качества развивающего взаимодействия с детьми |
Презентация результатов мониторинга |
Разработка индивидуальных экспериментальных программ | ||||||
2010 | |||||||||
Прогноз перспектив развития ГЭП |
Повышение качества организации
предметно-пространственной среды ДОУ |
Использование метода проектов в повышении качества предметно-пространственной среды ДОУ |
Методика организации педагогических ситуаций в формировании интерактивной среды |
Мониторинг качества взаимодействия детей между собой | |||||
2011 | |||||||||
Проектирование авторских программ и технологий |
Подготовка и организация конкурса методических проектов, посвященных управлению качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ |
Семинар-практикум по подготовке творческих мастерских |
Творческие мастерские |
Экспресс-диагностика психологического климата в ДОУ | |||||
|
2012 | ||||||||
Оценка динамики развития ГЭП |
Методика авторизации программ и методик |
Семинар-практикум по подготовке технологических мастерских |
Технологические мастерские |
Дистанционная конференция по управлению качеством развивающего взаимодействия детей и взрослых в ДОУ | |||||
Мониторинг качества развивающего взаимодействия с детьми |
Сроки Направления деятельности |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Участие МО в подготовке и проведении мероприятий в
ОУ |
.2009 . | ||||||||
Участие в разработке Положения о ресурсном центре |
|
Мониторинг качества взаимодействия педагогов и родителей с детьми |
|
|
|
Неделя науки в СОУО |
| ||
2010 | |||||||||
|
|
Неделя игры и игрушки |
|
|
|
|
Неделя науки в СОУО |
| |
2011 | |||||||||
|
|
Неделя игры и игрушки |
Разработка Проекта Положения о Совете по управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ |
|
|
|
Неделя науки в СОУО |
| |
|
2012 | ||||||||
|
|
Неделя игры и игрушки |
|
Мониторинг качества взаимодействия педагогов и родителей с детьми |
|
Сроки Направления
деятельности |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Участие в окружных и городских
мероприятиях по теме эксперимента |
. 2009 | ||||||||
|
Создание сайта ГЭП при ОМЦ СОУО |
|
|
|
|
| |||
2010 | |||||||||
|
|
|
|
|
Создание электронной энциклопедии педагогических
ситуаций для садов округа |
Методическая неделя на базе экспериментальных ДОУ | |||
2011 | |||||||||
|
|
|
|
Организация конкурса методических проектов, посвященных управлению качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ |
|
| |||
|
2012 | ||||||||
|
|
|
|
|
Создание электронного банка современных технологий управления качеством для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ |
Дистанционная конференция по управлению качеством
развивающего взаимодействия детей и взрослых в ДОУ |
Сроки Направления
деятельности |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Мероприятия по теме
эксперимента, которые ОУ может провести для района, округа
|
.2009 . | ||||||||
|
|
|
|
Круглый стол на базе ОМЦ СОУО |
|
|
|
Методическая неделя | |
2010 | |||||||||
|
|
Семинар-практикум «Метод проектов в ДОУ и начальной школе» |
|
|
|
|
|
| |
2011 | |||||||||
|
|
Методическая неделя |
|
|
|
Творческие мастерские |
|
| |
|
2012 | ||||||||
|
|
|
|
Технологические мастерские |
Сроки Направления
деятельности |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Организация работы с
участниками эксперимента |
. 2009 | ||||||||
Совещание руководителей МО в детских садах, утверждение штатного расписания |
Организация научно-методических объединений и тематических проектных команд |
Мониторинг качества развивающего взаимодействия с детьми |
Разработка проекта комплексной авторской программы |
Подведение промежуточных итогов ГЭП | |||||
2010 | |||||||||
Круглый стол по повышению качества организации
предметно-пространственной среды ДОУ |
Проблемный семинар по повышению качества развивающего
взаимодействия педагогов, детей и родителей |
Семинар-практикум «Метод проектов в ДОУ и начальной школе» |
|
Проведение экспертиз экспериментальной деятельности образовательных учреждений и выявление существующих проблем, связанных с управлением качеством развивающего взаимодействия |
Соотнесение результатов оценки качества развивающего взаимодействия детей, педагогов и родителей, разработка на этой основе компьютерной программы корреляционного анализа | ||||
2011 | |||||||||
Проведение повторного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса, оценка динамики |
Рефлексивно-проектные мастерские |
Разработка Проекта Положения о Совете по управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ |
Семинар-практикум по подготовке творческих мастерских |
Творческие мастерские |
|
Подведение промежуточных итогов ГЭП | |||
Разработка проекта программы «Управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ», которую можно будет использовать для формирования и контроля качества деятельности конкретных ДОУ | |||||||||
|
2012 | ||||||||
Создание самоуправляемых творческих групп |
|
Семинар-практикум по подготовке технологических мастерских |
Технологические мастерские | ||||||
Создание электронного банка современных технологий управления качеством, позволяющих реализовать топологический подход к организации развивающего взаимодействия с детьми, для руководителей ДОУ и методистов ОМЦ |
Сроки Направления
деятельности |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Разработка методического
обеспечения эксперимента |
. .2009 | ||||||||
Концепция и программа ГЭП |
Программа мониторинга |
|
|
|
Методические
рекомендации по
реализации
личностно-ориентированного подхода в процессе организации развивающего взаимодействия
воспитателя и детей |
|
|
| |
2010 | |||||||||
|
Методические рекомендации по организации предметно- пространственной среды как основы для личностно-ориентированного подхода к ребенку и детскому коллективу |
Разработка программы семинара-практикума «Метод
проектов в ДОУ» |
|
Методические рекомендации по реализации личностно-ориентированного подхода в процессе общекультурного развития детей |
|
|
Разработка проекта программы «Управление качеством развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей в ДОУ» | ||
2011 | |||||||||
|
|
Разработка Положения о конкурсе методических проектов |
|
Методические рекомендации по реализации личностно-ориентированного подхода в процессе социально-нравственного развития и воспитания детей |
|
|
| ||
Разработка Проекта Положения о Совете по управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | |||||||||
|
2012 | ||||||||
Методические рекомендации по разработке авторской
программы |
|
|
|
Создание электронного банка современных технологий управления качеством |
Разработка вариативной модели управления качеством
развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей | ||||
Публикация научно-методических и научно-практических рекомендаций |
Сроки Направления деятельности |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Отчеты участников экспериментальной деятельности |
. .2009 | ||||||||
|
|
|
Оперативный контроль |
|
|
|
|
Промежуточный отчет | |
2010 | |||||||||
|
|
|
Оперативный контроль |
|
|
|
|
Промежуточный отчет | |
2011 | |||||||||
|
|
|
Оперативный контроль |
|
|
|
|
Промежуточный отчет | |
2012 | |||||||||
|
|
Оперативный контроль |
|
|
|
|
Итоговый отчет |
|